Как избавиться от второй смены в нижегородских школах

Строительство школ в Нижнем Новгороде интересует всех

Построить школу, оказывается, не так просто, как представляется многим родителям, у которых ребятишки учатся во вторую смену. На общеобразовательные заведения существуют жесткие требования и нормативы, в том числе по площади, по санитарно-защитным зонам, если здание планируется около производственных объектов и т. д. Поэтому отыскать подходящий участок в Нижнем Новгороде и там, где он нужен детям, большая проблема. Сейчас во вторую смену ходят 14,3 тысячи учеников.

Строительство школ в Нижнем Новгороде интересует всех
Фото: Евгений Алексеев

Не хватает «нужной» земли

Но у города на раскачку времени нет, нужно серьезно «вгрызаться» в федеральную программу «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях», которая финансируется в том числе из федерального бюджета, и упускать такую возможность нельзя.

Всего в рамках федеральной программы ликвидации второй смены в Нижнем Новгороде до 2025 года планируется построить 18 школ и 14 пристроев (32 объекта). При этом на первом этапе, в 2017–2018 годах, могут быть начаты работы только по пяти школам и шести пристроям. Остальные потребуют проработки в части формирования земельных участков и освобождения от прав третьих лиц.

В администрации города проанализировали программу по самому главному параметру – обеспеченности учебных зданий земельными участками. О результатах рассказал директор департамента строительства горадминистрации Юрий Щёголев на комиссии по развитию города, строительству и архитектуре.

Только по 11 объектам из 32 можно строить с соблюдением существующих норм и без дополнительных финансовых и организационных затрат. Затраты на эти 11 объектов составят 4,5 млрд рублей, в том числе 1,2 млрд – из городского бюджета. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Ленинском и Нижегородском районах. Вот Ленинский район и обсудили на первом таком заседании.

Корректировку первоначальных планов с учетом реальной потребности тех или иных территорий в дополнительных местах в школах депутаты и чиновники решили провести в плотной связке с районными администрациями.

Пересмотреть нормативы

Что предлагается сделать кардинально для решения проблемы обеспеченности школ земельными участками?

Планируется понизить местный норматив расчетной площади на одного школьника, допускается уменьшить площадь земельного участка для образовательных учреждений до 20 кв. м на одного обучающегося, сообщил Юрий Щёголев, что даст возможность проектировать пристрои к школам в густонаселенных и активно застраиваемых микрорайонах. Соответствующий правовой акт сейчас разработан и обсуждается. Планируется принять его до конца года, заверил заместитель главы администрации города Анатолий Молев.

«Но, – оговаривается Щёголев, – при этом должны быть соблюдены все противопожарные и санитарно-эпидемические требования».

Кроме того, предложено допустить в нормативах наличие плоскостных сооружений для занятия школьников спортом в шаговой доступности от школы, поясняют представители администрации. То есть не устраивать спортзал непосредственно в школе, а обеспечить его на соседнем участке.

На 120-й школе Ленинского района (ул. Гончарова) и планируется отработать методику строительства пристроев по сниженным местным нормативам. В этой школе, которая рассчитана на 300 мест, реально обучаются 440 детей. Износ здания свыше 60%, и, возможно, правильней было бы его снести, чем искать большой участок под пристрой.

Но если будут снижены местные нормативы, то, по прогнозам департамента строительства, пристрой может появиться к 2024 году и школа будет рассчитана на 750 мест.

Сейчас рассматриваются варианты увеличения земельного участка школы № 120 за счет неиспользуемого участка, прилегающего к ФОКу, а также участка, где расположены гаражи.

К школе № 182 планируется возвести новый корпус на 1100–1500 мест, поскольку микрорайон Молитовки активно застраивается. Для этого будет необходимо расселить аварийные дома, но перспективы увеличения территории просматриваются.

– Кроме того, – еще раз обратили внимание депутаты, – в Ленинском и Канавинском районах возводятся два крупных жилкомплекса «Аквамарин» и «Жюль Верн». Территория развивается, и там через пару лет возникнет реальная потребность в школе.

Депутаты высказали сомнение по поводу планов, но разместить школу на 1000 мест на Деревообделочной улице «очень дорого», потребуется освобождение земельного участка, который является промышленной зоной, от прав третьих лиц.

Предлагается, к примеру, рассмотреть альтернативный участок частного сектора рядом с институтом путей сообщения (прежнее название).

И в то же время в районе улиц Снежной и Самочкина возведение новой школы сегодня пока неактуально, посчитали депутаты, поскольку численность населения там сокращается. Хотя по генеральному плану в будущем и в этом районе начнется активное жилищное строительство.

На следующем заседании комиссии по предложению депутата Романа Буланова будет также подробно рассмотрен Московский район.

В областном центре к 2020 году планируется построить пять школ. Речь идет о строительстве школ в микрорайоне «Юг» на тысячу мест, в границах ул. Машинной и Победной на 900 мест, в микрорайоне «Гагаринские высоты» в Приокском районе на 675 мест, в микрорайон «Цветы» на 1,5 тысячи мест, в микрорайоне Бурнаковский в Московском районе на тысячу мест.

Выжать максимум

– Зажатость территории сдерживает развитие этой программы, – считает председатель постоянной комиссии по развитию города, строительству и архитектуре Андрей Дранишников. – Вопрос строительства школ острый и интересует всех депутатов, потому что они постоянно сталкиваются с вопросами жителей: судьба той или иной школы, возможность развития, что будет дальше? Мы сегодня поняли, что за то время администрацией сделаны определенные шаги. Федеральная программа по школам интересная, и я считаю, что мы должны из нее выжать максимум для Нижнего Новгорода.

– Что-то особенно важное для Ленинского района?

– Во-первых, мне понравилось, что начали думать о районе, потому что если раньше мы говорили, что в Ленинском районе нет никаких мест для строительства, то сейчас уже делаются какие-то попытки места определить.

Что очень важно: мы начали рассматривать участки, где необходимо расселение. А, как правило, те участки, которые мы рассматриваем, это аварийный или ветхий фонд, потому что это как раз та сторона проспекта Ленина – улицы Профинтерна, Усиевича, Гончарова, Партизанская и все остальные. И то, что мы сегодня начинаем делать конкретные шаги и говорим о том, что можно расселение жилого фонда и готовы пожертвовать точечной застройкой для того, чтобы выделить земельные участки под строительство школ, очень важно. За все время своей работы в должности главы и председателя комиссии я первый раз вижу, что город замахивается на такое.

– По школе № 120 есть движение?

– Да, главное, что схему по поискам необходимого земельного участка сформировать можно. Я очень рад, что услышали депутатский корпус, потому что именно этот вариант мы и предлагали. Обсуждали вариант гаражей, которые есть, которые на сегодняшний день незаконные, которые оградили всю школу, а также использовать часть земельного участка под ФОКом, где не ведется занятий. Поэтому, соединив эти три участка, я думаю, что мы получим хорошее место под строительство школы.

По Молитовке ситуация, на мой взгляд, более простая, если говорить о школе № 106. На сегодня площадь строительства земельного участка позволяет сделать пристрой. Только необходимо решить вопрос по занятиям физкультурой. Рассматривали предложение использовать стадион, который мы в свое время построили для школы № 94. Мне кажется, что если график посещений нормально составить, то можно совершенно спокойно использовать этот стадион и другим школам.

Но приоритеты должен определить департамент образования исходя из той ситуации, которая складывается на сегодняшний день. Я думаю, сроки строительства некоторых школ сдвинутся. С другой стороны, мы должны понимать, что строительство, реконструкцию школ мы должны четко завязывать с вопросами строительства, которое уже началось или уже ведется. Иначе может получиться ситуация, как сказал Роман Буланов, когда, например, будем говорить о микрорайоне «Юг» на Автозаводе, а там школы нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру