Труды и дни святого Варнавы

Искали мощи святого, а нашлась его биография

24 июня Варнавино будет отмечать юбилей. Принято считать, что 600 лет назад – в 1417 году – на Красную гору, которая находится в центре поселка, пришел святой Варнава.

Искали мощи святого, а нашлась его биография

Около землянки будущего небесного покровителя Поветлужья стали со временем жить и его сподвижники, что и положило начало этому одному из первых русских поселений севера современной Нижегородской области.

Много воды с тех пор утекло в Ветлуге. Возник в Варнавине и уже два с половиной века назад был закрыт монастырь. К мощам святого тянулся народ за исцелением, а потом они бесследно пропали. И их поиски, начатые в конце ХХ века, пока ни к чему не привели. Были утрачены и подробности земной жизни святого. Даже дата – 1417 год – многими краеведами ставилась под сомнение.

В 1908 году в престольный праздник в Варнавине оказался Михаил Пришвин. В очерках «Светлое озеро» он рассказал, как стояли ночью на Красной горе толпы народу. Им читали «ветхую книгу» о Варнаве. «В огромной книге – все чудеса святого, вся жизнь: как он поселился в лесу, как возил лес на медведе, исцелял слепых, глухих, немых. Чтение на всю ночь. Так когда-то давно-давно по всей Древней Руси читали такие жития, во всех церквах».

Сейчас с опубликованным житием можно познакомиться. Переписчики ссылались на первоисточник, написанный в 1639 году иеромонахом Иосифом в Троицком монастыре, который основал сам Варнава. Иосиф же писал его «с ветхой книги и со свидетельства преподобного игумена Желтоводского монастыря Пафнутия». Начинается текст длинным и путаным изложением русской истории, заканчивается тоже длинным, с массой подробностей рассказом о многочисленных исцелениях «от гроба преподобного». Середина – собственно житие. И оно из более чем сотни страниц занимает меньше одной! «Пришел из града Великого Устюга на пределы пустые, на реку Ветлугу, и ходил по берегу той реки, обретя себе место на берегу той реки». Нет в книге ни мирского имени Варнавы, ни указания на год и место рождения, ни хотя бы нескольких слов о его судьбе.

Что это такое – быть отшельником в тайге, представить себе сегодня трудно. Это каждый час отстаивать свою жизнь, добывать пропитание, спасаться от морозов, делая своими руками каждую мелочь из очень нехитрой утвари. Слава о мудром праведном старце, дающем добрые наставления, разнеслась в Поветлужье. К Варнаве заходили марийцы, редкие русские охотники, бывшие там на промысле. Старец дружил с суровым миром, который его окружал, умел жить в гармонии с ним.

Известен день, когда Варнава «почил, отойдя»: 11 июня. А вот год смерти – 1445-й – получили, отложив 28 лет от времени разорения Великого Устюга, когда его должен был покинуть Варнава. Противников, напавших на город, казалось, вряд ли что могло объединить, но ведь случилось же! Русская рать с Вятки, татарские войска хана Дервиша и марийские – кугуза Кельдибека. Неудивительно, что пути их тут же разошлись. Кельдибек вернулся в свой город Якшан. Легенды говорили: Варнава был захвачен во время набега и почему-то привезен туда. Больше – никаких подробностей его биографии.

Но внезапно – как раз незадолго до юбилея Варнавина – они обнаружились!

Оказалось, биографию Варнавы переписал в начале ХХ века с источников, которые к нашему времени уже не сохранились, ветлужский краевед Дементьев.

Дмитрий Николаевич Дементьев родился в городе Ветлуге в 1859 году, служил урядником в Пыщуге и увлекся с молодых лет собиранием или копированием самых различных старых документов. К концу жизни его архив составлял свыше 200 огромных амбарных книг. Два тома оказались в музее города Ветлуги. Остальные увезли в Кострому в архив, и там они погибли в 70-х годах во время пожара. Так считалось.

Однако мы предположили: а вдруг какие-то из томов могли оказалась в другом месте – в Костромском историко-художественном музее-заповеднике?

Главный хранитель музея, заместитель директора Сергей Рябинцев ответил на запрос: действительно, есть. Вот они, эти огромные книги, испещренные мелким почерком, со множеством вклеек… На одном из разворотов замелькало имя Варнавы.

18 декабря 1908 года в руках Бармина-Дементьева оказалась старинная рукопись жития Варнавы Ветлужского. Дальше – никому неизвестные подробности.

Варнава, сообщает Дементьев, родился в 1391 году в Новгороде. Родителями его были боярин Андрей Иванович Борецкий и его жена Мария Васильевна, которая вскоре умерла. Именем Варнава он был крещен. С семи лет его обучал грамоте священник. В 1404 году Варнава собирал деньги для выкупа новгородского владыки Иоанна, которого держали как заложника в Москве великий князь Василий и владыка Киприан. Новгород в ту пору был городом сепаратистов, которые думали увести из орбиты Москвы в Литву русский северо-запад. Новая столица шла на все, чтобы этого не случилось.

Но Варнава «пришел» не из Новгорода, а из Устюга. Как это могло получиться?

Житие, о котором рассказывает Дементьев, это объясняет. В 1412 году Варнава уехал в Устюг, который был тогда под властью Новгорода, стал служить в одной из церквей и женился на дочери местного священника Екатерине Васильевне. Вскоре у них родились сыновья Моисей и Евфимий.

В 1417 году при штурме Устюга жена и дети погибли в горевшем доме. Сам Варнава в это время молился в храме. Когда туда вбежали враги с мечами, он ожидал, что будет убит. Но Варнаву привели к Кельдибеку. И тот приказал своим воинам дать Варнаве похоронить устюжан, совершить над ними обряды. А потом взял с собой в Якшан, находившийся в верховьях Ветлуги. Между прочим, там еще при предшественнике Кельдибека – кугузе Байбороде была построена Никольская церковь.

Отчего такое особое отношение к Варнаве? Ответ книга Дементьева дает самый неожиданный. Кельдибеку он был родственником!

Пересказывая житие, Дементьев сообщает: одна дочь Байбороды, Мария, была отдана в жены «галичскому и костромскому князю Андрею Семеновичу»; другая, Анна, стала второй женой Андрея Ивановича Борецкого и мачехой Варнавы; третья, Матрена, выдана за кугуза Кельдибека. Выходит, Варнава приходился ему неродным племянником.

Кельдибек был крещен, однако исполнял и обычаи традиционной марийской религии. Он предоставил Варнаве свободу жить в своих владениях и заниматься чем пожелает. Предложил и снова жениться. Но священники не должны заключать второго в жизни брака – и Варнава от этого отказался.

Теперь о Борецких. В истории хорошо известен Исаак Андреевич Борецкий, который, если допустить, что жизнь Варнавы описана верно, приходился ему младшим братом. Став посадником – правителем средневековой Новгородской республики, – он обозначил себя как противник Москвы, заключил мир с литовским князем Витовтом. Его имя исчезает из документов после 1456 года.

Женой Исаака была Марфа, та самая, которую называют посадницей. Это благодаря ей Борецких в России не забыли. О ней – повесть Николая Карамзина и стихи Сергея Есенина. Марфа появилась на политической арене Новгорода уже как вдова Борецкого. И, став лидером, жестко вела линию на союз с Литвой. Через несколько лет Иван III покорил Новгород, а Марфу-посадницу заключил в Зачатьевский монастырь в Нижнем Новгороде. Схоронена она где-то у стен кремля.

Но вернемся к событиям 1417 года, которые описывает Дементьев. Варнава продолжил службу в пустовавшей церкви Якшана, создал там монастырь, собрав братию – 86 человек. Но началась засуха, затем эпидемия моровой язвы. Почти вся братия умерла, Варнава отправился в путь по Ветлуге. Они верил, что горячая молитва, призывы к людям обратиться к Богу остановят беду. И доплыл до Красной горы, где построил себе землянку…

Дементьев называет еще одну дату – 1436 год, когда на Красную гору к Варнаве пришел знаменитый старец Макарий, имя которого потом получили два города в Нижегородской и Костромской губерниях. И вместе они двинулись вверх по Ветлуге, чтобы помолиться в Кажирове. Монастыря там не было: его место еще хранило незатянувшиеся следы разорения.

В апреле нынешнего года в Новгород отправилась экспедиция. Цель – выяснить, нет ли в документах, в публикациях каких-либо следов Варнавы. Нет, этого имени обнаружить там не удалось. Зато установили, что имена его предполагаемых родителей, связанные с новгородской историей даты Дементьев воспроизвел точно. Есть и ошибка: на самом деле имя митрополита, оказавшегося в заточении в Москве, не Иоанн, а Иона. Это вызывает доверие к тому, что пишет Дементьев.

И становится понятным, почему так немногословны были создатели официального жития в описании жизни Варнавы. Предстояла его канонизация московской духовной властью. И, конечно, не стоило упоминать связь Варнавы с Борецкими – врагами Москвы.

В нынешнем году жизнеописание Варнавы впервые в истории увидело свет в сборнике «Ветлужский летописец», выпущенном совместно костромскими и нижегородскими исследователями.

Варнава, как считали жители этого края, веками дарил исцеление тем, кто приходил на его могилу на Красную гору, кто умывался святой водой из его родничка у ветлужского берега. Святым Варнава был провозглашен в 1639 году.

В начале XVII века на Красную гору пришли монахи во главе со старцем Сергием и построили Троицкий монастырь с крепостными стенами и деревянными храмами. Он был упразднен в 1764 году, а в ХХ веке были разрушены храмы, вскрыты мощи Варнавы, которые спустя несколько лет исчезли. Рассказывают о том, что их предал земле местный священник, затем репрессированный. Но люди продолжают помнить святого, хранить иконы с его ликом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру