Пятна нефти на Волге: кто виноват и что делать

В Год экологии, который объявлен президентом России Владимиром Путиным, только ленивый не поднимал темы утилизации ТБО, охраны окружающей среды, вывоза и переработки мусора, защиты парков и скверов, а дзержинские шламонакопители «Белое море» и «Черная дыра» стали нам всем почти родными. Но есть еще одна проблема, которая не так часто становится темой обсуждения: загрязнение наших рек отходами нефтепереработки.

Пятна нефти на Волге: кто виноват и что делать
Владислав Атмахов, председатель комитета по экологии ЗС НО, руководитель фракции ЛДПР

Проблема это не только нижегородская. Она общероссийская. И экологические проблемы Волги и Оки – не предмет для споров. Превращение великих рек в сточные канавы – проблема № 1 для нижегородского региона.

На минувшей неделе в акватории Волги в районе Борского моста и у Сормовской нефтебазы Нижнего Новгорода были обнаружены нефтяные пятна. В комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания Нижегородской области 25 мая поступила информация об обнаружении нефтяных пятен. Сразу же была создана рабочая группа. Мы осмотрели участок с вертолета и зафиксировали разлитие нефти в этом районе.

Пятна нефти были обнаружены от Сормовской нефтебазы практически до Кстова. Конечно, их было больше, чем мы увидели, часть уже унесло течением. Особо плачевно выглядели берега в затонах на противоположном берегу напротив Кстова. Затон завода имени 40 лет Октября был полностью затянут маслянистой пленкой. Сброс был приличный. И как мы предполагаем, источник сброса – старая Сормовская нефтебаза.

Уже подготовили и направили запросы в адрес департамента Росприроднадзора по ПФО, министерство экологии и Нижегородскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

Территория, где обнаружено нефтяное загрязнение Волги, насыщена промышленными и хозяйственными объектами, в том числе с накопленным экологическим ущербом прошлых лет. Я не исключаю также, что в данной ситуации мог быть осуществлен сброс нефтепродуктов от транзитных судов или при проведении разгрузочных работ. Службам экологического надзора еще предстоит провести административное расследование для выявления виновных лиц и объективного рассмотрения данной ситуации.

Но вернемся к нашим реалиям… Экологические проблемы Волги в Нижегородской области копились годами. Ситуации подобного плана возникали и ранее, но мне не удается вспомнить ни одного завершенного расследования, ни одного человека, которого признали бы виновным в халатности, кто бы хоть как-то был наказан. И сейчас время идет, пятно уплыло вниз по течению, расследование продолжается, и с большой долей вероятности могу предположить, что и здесь все закончится ничем.

К слову, наши Волга и Ока оцениваются как «очень грязные», а местами «чрезвычайно грязные». Еще лет 30 назад воду из Волги можно было пить, сейчас же река больше напоминает антисанитарный водоем, где размножаются со скоростью света лишь сине-зеленые водоросли.

Неравнодушные нижегородцы, представители общественности и СМИ забили в колокола и крайне озабочены этим вопиющим нарушением природоохранного законодательства. Экологи и депутаты Законодательного собрания, в частности комитет по экологии регионального парламента и я лично, будем пристально следить за развитием этой истории. Хочу отметить, что благодаря нижегородцам из поисково-спасательного отряда, созданного на базе вертолетного клуба «Волжский», нам удалось вовремя заметить проблему. Их безвозмездная помощь и гражданская ответственность говорит о том, что вопросы экологии для жителей Нижнего Новгорода не второстепенны.

Не понимаю другого – как можно так ненавидеть то место, где ты живешь, воспитываешь детей и растишь внуков. Самое печальное, это случилось практически во время проведения на Нижегородской ярмарке Международного научно-промышленного форума «Великие реки». Слушали доклады, участвовали в круглых столах, строили планы и обсуждали текущие проблемы, пытаясь их решить. Проблем много, боюсь, что к окончанию Года экологии просто времени не хватит хотя бы одну проблему решить полностью и навсегда.

Главное, что мы сейчас можем сделать, – это изменить свое отношение к природе. Понять, что это самостоятельная субстанция, а никакой не храм. Мы должны больше давать, чем брать. И это должны понимать все: начиная детьми и заканчивая чиновниками. Популярные сейчас экологические марафоны по очистке берегов рек, акции по сбору мусора, коллективная посадка деревьев, то, что сейчас десятки нижегородцев делают, должно стать нормой. От таких «маленьких», но очень нужных дел мы становимся не только добрее, мы вносим свой посильный вклад в спасение природы. Не хотелось бы, чтобы через несколько лет у нас случилась экологическая катастрофа.

Я рассуждаю как обыватель, потому что, чтобы меня правильно поняли, я пытаюсь и сам взглянуть на проблемы с точки зрения обычного гражданина. У нас же как: пока мы не увидим собственными глазами проблему, она для нас отсутствует. Совсем. А что касается природы и экологии, не дай бог, чтобы мы увидели собственными глазами выжженные мертвые леса и залитые нефтью берега.

В настоящее время на федеральном уровне прорабатывается программа спасения Волги с многомиллиардным бюджетом. Но в первую очередь мы должны понимать, что никакие деньги не помогут сохранить Волгу, если не будут исключены факты халатности, корыстного и безответственного отношения к природе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру