На форуме «Великие реки» обсудили проблему утилизации ЖБО

В Год экологии много говорится об охране окружающей среды, вывозе и переработке мусора, защите зеленых насаждений. Но есть и еще одна проблема, которая становится темой для обсуждения гораздо реже: собор и утилизация жидких бытовых отходов (ЖБО). Проблема эта не только нижегородская, но и общероссийская. С разной степенью эффективности ее решают повсеместно. О том, как обстоят дела в Нижнем Новгороде, говорили в рамках круглого стола на форуме «Великие реки».

На форуме «Великие реки» обсудили проблему утилизации ЖБО
Слив ЖБО в Волгограде Фото: Rpe34.ru

Так исторически сложилось, что частный жилой фонд строился без канализации. Выгребные ямы, конечно, не ноу-хау нижегородцев, а наследие прошлого, но пора бы от них уже избавляться в XXI веке.

Проблемы существуют не только в том жилом фонде, который построен давно. Строятся не снабженные канализацией коттеджные поселки, растут дома в пригороде. И куда все это добро? «На помощь» приходят нелегальные перевозчики, которые откачивают отходы, вывозят их и… сливают куда попало: в люки теплотрасс, ливневой канализации, в овраги, малые реки. Улучшению экологической обстановки это точно не способствует.

– Мы регистрируем в последние годы рост числа жалоб нижегородцев на ухудшение условий проживания, – рассказала замначальника отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Марина Будникова. – Это связано именно с участившимися случаями несанкционированного сброса жидких бытовых отходов. Также мы фиксируем ухудшение качества воды в Волге и в малых реках.

В Нижнем Новгороде существует лишь одно разрешенное место сброса жидких бытовых отходов – станция аэрации. Специалисты констатируют – нужна программа строительства сливных станций.

– Эта проблема была всегда актуальной, – начал разговор первый заместитель генерального директора Водоканала Михаил Шмелев. – Но особенно она обострилась в последнее время в связи с массовым выделением земли под индивидуальное жилищное строительство, коттеджные поселки. Как правило, они не оборудуются системами водоотведения. Используются обычные выгребные ямы. Соответственно возникает потребность вывоза ЖБО, очистки и утилизации их.

Водоканал борется с незаконными перевозчиками, которые сбрасывают жидкие бытовые отходы в не предназначенных для этого местах: ставят на колодцах крышки с запорной арматурой, наваливают сверху железобетонные плиты, иногда просто засыпают землей. Ведь вылив ЖБО, некоторые умники еще и не закрывают за собой. И тут уж не только экология страдает, но и люди могут провалиться.

Перевозчики все эти завалы и закопы разбирают и раскапывают. По возможности Водоканал сообщает о таких случаях в правоохранительные органы. Но если нарушителей и найдут, штраф им грозит небольшой.

При этом на Нижегородской станции аэрации ЖБО принимают бесплатно. Только везти отходы туда не хотят – далеко. Вылить в речку ближе и проще, а после них – хоть трава не расти.

Выход Водоканал видит в строительстве сливных станций на территории Нижнего Новгорода. Администрацией города предложено два участка для размещения станций, совмещенных со станциями снеготаяния: по ул. Пермякова (Шуваловская промзона) и ул. Бурнаковской. Этот вопрос проходит согласование в администрациях Автозаводского и Московского районов.

Павел Марков Фото: Татьяна Михайлова

– Сейчас нужно говорить не о том, почему это получилось, а о том, что теперь делать, – пояснил директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода Павел Марков. – Градостроительная проблема заключается в том, что инфраструктура, необходимая для обеспечения населения услугами, отстает от темпов застройки города. Существуют и объективные исторические аспекты, связанные со старым фондом. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать тот очевидный факт, что в районах частной застройки отсутствует не только цивилизованная система водоотведения, но и цивилизованная система водоснабжения. Чтобы решить эту проблему, по оценкам Водоканала, если я не ошибаюсь, нужно около полутора миллиардов рублей. Мы можем говорить о том, что эта градостроительная проблема влечет за собой возникновение экологических проблем.

Город, безусловно, понимает и трезво оценивает опасность, связанную с несанкционированным сбросом жидких бытовых отходов. И те направления, в которых работает Водоканал, по сути дела, вытекают из рекомендаций администрации города. На сегодняшний день определены два участка для строительства сливных станций. Конечно, этого недостаточно. Первоначальная концепция, разработанная Водоканалом, предусматривала создание в каждом районе Нижнего Новгорода либо станций слива постфекальных сточных вод, либо станций, совмещенных со станциями снеготаяния.

Могу сегодня проинформировать, что Водоканалом при учете рекомендаций администрации города разработана подробная дорожная карта. И первый шаг – совместно с департаментом градостроительства определение максимального количества участков, где можно разместить станции слива.

Это также очень серьезная проблема, поскольку существуют жесткие санитарные нормы, устанавливающие ограничения для размещения такого рода объектов на территории существующей застройки. Тем не менее работа ведется.

Итогом должно стать определение возможного количества станций исходя из градостроительных норм, расчета потребностей в инвестиционных средствах. Далее будет обсуждаться два варианта. Первый – строительство либо при участии бюджета, поскольку объекты строятся в рамках полномочий и обязательств органов местного самоуправления. Безусловно, без участия города задачи эти не решишь, но если рассчитывать только на бюджетное финансирование, темпы и сроки строительства будут растянуты. Второй вариант: реализация проекта в рамках муниципально-частного партнерства. Это примерно та модель, которая была реализована в Волгограде и успешно там работает.

Что касается несовершенства законодательства, на которое часто ссылаются, говоря об этой проблеме, на сегодняшний день закон «Об обращении с отходами» передал полномочия на уровень субъекта федерации и указал, что орган местного самоуправления может участвовать в его реализации. Но механизмы этого участия на сегодняшний день не отрегулированы. На заседании Ассоциации городов Поволжья об этом говорили все руководители. Главная проблема несовершенства законодательства, таким образом, в том, что ответственность лежит на муниципалитетах, а полномочия переданы на более высокий уровень.

В завершение круглого стола руководитель проекта ООО «Роспромэко» из Волгограда Руслан Зейналов рассказал, как у них решена эта проблема:

– Мы проблему обычно превращаем в возможность. Мы изучили рынок и построили шесть пунктов приема отходов. Санитарно-защитная зона при этом сокращена до 100–200 метров. До конца года их количество планируется довести до 12 в городе и 6 – в области. На сегодняшний момент наша компания принимает до 32 тысяч кубометров стоков ежемесячно. На конец года мы планируем увеличить прием до 100 тысяч кубометров в месяц. До начала реализации этого проекта Водоканал принимал 1000 кубометров в месяц. Строительство каждой станции обошлось в 3,5–4 млн рублей, еще около 1 млн рублей было затрачено на техническое присоединение к Водоканалу. Срок окупаемости составит семь лет. Самое сложное – борьба с незаконными перевозчиками. Мы и камеры слежения устанавливали, они по ним из мелкашки стреляли – много разного было. Но мы смогли ввести их в цивилизованное русло. Поймали перевозчика, составили протокол, отправили документы в налоговую инспекцию, уточняющую, сколько налогов он платит. Машину на штрафстоянку. За неоднократное нарушение пишут в Росприроднадзор на лишение лицензии, дающей право перевозить отходы. Лицензирование решает ряд проблем. В итоге мы смогли убедить добросовестных перевозчиков работать с нами, а нелегальным предпринимателям – сильно усложнить жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Павел Марков: «Станции слива жидких отходов нужны в каждом районе»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру