Профессиональное образование ждет абитуриентов

17 мая 2017 в 17:28, просмотров: 734

Повальное увлечение юриспруденцией и экономикой, охватившее российских абитуриентов в 1990-е годы, позади. Конкурс на эти специальности по-прежнему самый высокий, но былого ажиотажа нет, а спектр возможностей значительно расширился. И главное, в современном мире ценится не диплом, а качество подготовки. Профессионалы нужны в любом деле.  

Профессиональное образование ждет абитуриентов
Региональный чемпионат WorldSkills Russia, Нижний Новгород 2014 г. Фото: Елена Пронина

Уровень занятости населения в Нижегородской области один из самых низких в России. Безработицы практически нет. Более того, по официальным данным, актуальная потребность в кадрах составляет более 30 тысяч человек. Требуются в основном рабочие высокой квалификации с навыками работы на станках с числовым программным управлением. Уровень заработной платы таких специалистов начинается в среднем от 50 тысяч рублей.

«В нашем обществе по-прежнему доминируют негативные стереотипы о рабочей профессии как о низкоквалифицированной, нетворческой и неинтересной деятельности, – считает директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки России Наталия Золотарёва. – Выпускники школ слабо ориентируются в мире современных профессий, практически не владеют информацией о степени востребованности той или иной специальности на рынке труда. Наша ключевая цель – добиться того, чтобы квалификация выпускников соответствовала требованиям регионального рынка и международным стандартам».

Вкалывают роботы

Образ перепачканного в машинном масле рабочего в засаленных перчатках постепенно уходит в прошлое. На современном производстве чисто, как в аптеке, а работа ведется на роботизированном оборудовании, которое вот-вот перешагнет очередной технологический уклад и станет настолько умным, что сможет мимоходом решать сложнейшие производственные задачи, для которых когда-то создавались конструкторские бюро, и одновременно готовить кофе. Задача специалиста на заре новой промышленной революции – управлять устройствами, наделенными искусственным интеллектом, который в некоторых областях превосходит человеческий.

Россия не в авангарде прогресса. Однако усилия, которые были предприняты за последние несколько лет, с тем чтобы вывести систему профессионального образования из кризиса, дают плоды. Создание ресурсных центров подготовки кадров, внедрение дуального образования по немецкому образцу, активное участие в международном соревновании профессиональных компетенций WorldSkills медленно, но верно вытягивают ее на мировой уровень.

«Дуальная система обладает целым комплексом преимуществ, – рассказывает заместитель руководителя Арзамасского коммерческо-технического техникума Александр Ушанков. – Основной подход заключается в том, чтобы теория и практика занимали равнозначное время в учебном процессе. Студент уже на ранних стадиях обучения приобретает профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о выборе профессии».

25 ресурсных центров

Нижегородская область готовит кадры почти по 70 рабочим профессиям и около 90 специальностям. Основой системы профессионального образования региона являются ресурсные центры, которые представляют собой высокотехнологичные, оснащенные современной техникой лаборатории, созданные в государственных образовательных учреждениях при финансовом участии предприятий. Образование, которое получают учащиеся таких заведений, максимально адаптировано под нужды работодателей, что позволяет, с одной стороны, обеспечить трудоустройство выпускников, а с другой – своевременно закрыть существующую в экономике кадровую потребность.

С 2007 по 2014 год в ресурсные центры было вложено свыше 570 миллионов рублей, из которых 240 миллионов дал бизнес. В настоящее время в Нижегородской области функционируют 25 таких образовательных структур, в которых ведется подготовка по направлениям машиностроение, металлообработка, атомная промышленность, металлургия, радиоэлектроника, нефтехимия, строительство и эксплуатация зданий и автомобильных дорог, сельское хозяйство, транспорт, системы связи, информационные технологии, педагогика, и другим. Еще два ресурсных центра планируется открыть до конца текущего года: в Павлове – по ювелирному делу и в Дзержинске – по химической промышленности, еще один – в 2018 году на базе Нижегородского автотранспортного техникума.

«С 2013 года в Нижегородской области реализуется пилотный проект Агентства стратегических инициатив “Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности” на основе дуального образования, – рассказывает заместитель министра образования Нижегородской области Владимир Шахназаров. – В рамках проекта статус федеральных инновационных площадок получили пять организаций профессионального образования: Выксунский металлургический колледж, Дзержинский технический колледж, Нижегородский индустриальный колледж, Нижегородский автомеханический техникум и Перевозский строительный колледж. В ресурсных центрах этих учреждений созданы специальные лаборатории – прототипы рабочих участков предприятий, а на предприятиях появляются учебные рабочие высокотехнологичные места. Партнерами данного проекта выступают работодатели, конкурентоспособные на мировом рынке: Выксунский металлургический завод, “Либхерр – Нижний Новгород”, предприятия нижегородской площадки “Группы ГАЗ”, группа компаний ООО “Профессионал-ДорСтрой”».

Образование длиною в жизнь

«Сравнивая, что было раньше и сейчас, убеждаешься: мы, конечно, шагнули далеко вперед, – уверен директор Нижегородского индустриального колледжа Сергей Варакса. – Действительно, когда мы раньше студентов собирали, то их не мотивировали. Молодежь приходила так, лишь бы пробыть. Сегодня мотивация достигла достаточно высокой планки – они учатся на современном оборудовании, уже закреплены за предприятием, за рабочим местом, и, конечно, хорошим стимулом для наших студентов, особенно технического профиля, является высокая заработная плата при трудоустройстве».

Говорить о том, что задача подготовки профессионала международного уровня в России в целом и в Нижегородской области в частности решена, пока рано. Модернизация системы профессионального образования напрямую зависит от развития реального сектора экономики, а это вопрос непростой. Но как бы там ни было, научно-технический прогресс стирает национальные границы, уже сегодня предъявляя высокие требования к рабочим специальностям и качеству образования.

Предприятиям нужны сотрудники, которые не только отвечают техническим требованиям для работы на высокотехнологичном оборудовании, но и обладают такими качествами, как ответственность, инициативность и самостоятельность. Образование в течение всей жизни – еще одна норма современности. Получить специальность и работать по ней до конца своих лет неактуально. Технологии развиваются слишком быстро. Настоящий профессионал ежедневно повышает свою квалификацию, уделяя время самообразованию, и регулярно проходит дополнительные программы подготовки. Внимание работодателя к этим вопросам и его готовность вкладывать средства в образование сотрудников являются важнейшим критерием при выборе места трудовой деятельности.



    Партнеры