Инициатором создания Нижегородского аэроклуба стал Петр Ионович Баранов – тогда начальник Военно-Воздушных Сил Красной Армии, часто посещавший Нижний Новгород. Его имя присвоено авиационному техникуму и аэроклубу. По готовности материальной базы аэроклуб был открыт 1 июля 1933 года, как самостоятельная штатная единица.
В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, аэроклуб готовил лётчиков для защиты Родины. Мы горды тем, что из 870 лётчиков, удостоенных в Великую Отечественную войну звания «Герой Советского Союза», 22 прошли начальную подготовку в Нижегородском аэроклубе. Их имена носят улицы нашего города и улицы других городов бывшего СССР.
После войны аэроклуб был преобразован в Горьковский авиаспортклуб ДОСААФ, который за годы своей работы воспитал более пяти тысяч летчиков и более 95 тысяч парашютистов. Среди них немало Заслуженных и Международных мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов мира.
Распад СССР привёл и к распаду хорошо отлаженной структуры авиации ДОСААФ. Отсутствие финансирования со стороны государства, оснащения новой авиационной и парашютной техникой привело к тому, что затихли аэродромы, а опытнейшие специалисты были выкинуты на улицу. Лично я – мастер спорта по высшему пилотажу, летчик-инструктор, работал автослесарем, дворником, водителем, сторожем.
Наконец, в ноябре 2000 года Нижегородский авиационно-спортивный клуб возглавил полный кавалер орденов мужества майор Владимир Николаевич Паков, которому в июне 2003 года досрочно присвоено воинское звание полковник (сейчас он возглавляет областной военный комиссариат). Благодаря его усилиям и созданной им команде аэроклуб вновь обрёл жизнь, была отремонтирована часть самолётов, приобретена парашютная техника.
Однако нынешнее положение аэроклуба очень печально. Из всего парка авиатехники остался один летающий ЯК-52, и тот простаивает. Дело в том, что приказом директора департамента авиации ДОСААФ Ретунского В. А. в конце прошлого года была приостановлена лётная деятельность аэроклуба, якобы из-за нарушений. Все нарушения были устранены, бумаги давно отправлены в Москву, но результата никакого. Вообще, создаётся впечатление, что г-н Ретунский откровенно саботирует работу аэроклуба, имея непонятную мне личную неприязнь к нынешнему начальнику аэроклуба. Он так и заявляет: «смените начальника, разрешу летать». Однако наш коллектив начальник устраивает. Это человек преданный делу, грамотный руководитель, хороший менеджер и хозяйственник.
Между тем, простой самолёта бьёт не только по аэроклубу. Мы давно плодотворно сотрудничаем с несколькими фирмами, которые в рамках оборонзаказа изготавливают радиолокационные изделия. Наш самолёт облётывает эти изделия (испытывает). И вот сейчас у этих фирм горят все сроки сдачи продукции. Директора письменно обращались к председателю центрального совета ДОСААФ, но г-ну Ретунскому никто не указ.
Несколько слов об авиационной технике, стоящей по причине выработки ресурса. Эту технику можно капитально ремонтировать на заводе, но это стоит неприподъёмных для аэроклуба денег. К примеру, АН-2, с которого осуществляются прыжки с парашютом, встал в конце прошлого года. Нужно 3,5 миллиона рублей на его капитальный ремонт. Выходит так, что в летний сезон этого года многие люди лишатся радости первого прыжка, скорости, свободного падения. Эта безрадостная картина как-то не вяжется с призывами правительства о повышении военно-патриотического воспитания молодёжи, подготовки их к защите Родины, развитии военно-технических видов спорта.
Воспитанники Истоминского кадетского корпуса ежегодно совершали свои первые прыжки на базе нашего аэроклуба, проверяя себя на крепость духом, готовность служить Родине. Выходит, и этим пацанам не придётся прыгать. Коллектив Аэроклуба неоднократно обращался в правительство города и области, лично к губернатору, полномочному представителю Президента РФ в ПФО (который, кстати, лично курирует кадетский корпус) с просьбой о материальной помощи на ремонт авиапарка и покупку парашютов. Ведь парашют не самолёт, по окончании ресурса его списывают, и надо покупать новый. Но, в лучшем случае, мы получали отписки об отсутствии средств.
А ведь в 2012 году Президент России Владимир Путин сказал: «Хотел бы отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России. Федеральные, региональные, муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку этой организации в реализации возложенных на неё задач». Я знаю много аэроклубов из других регионов, которым местные власти каждый год понемножку, но выделяют средств на поддержание материальной базы. Там понимают, что от состояния материальной базы, материального благополучия (пусть и небольшого) коллектива напрямую зависит безопасность полётов и прыжков, те есть жизни людей.