Транспортная карта в 2018 году должна действовать по всей Нижегородской области

Совершить переход на АСКОП – автоматизированную систему контроля оплаты проезда («бескондукторную») – в Нижегородской области оказалось труднее, чем, наверное, Суворову перейти через Альпы. Слишком много барьеров разного толка – законодательных, межведомственных и частных интересов – сошлись в одной точке.

Транспортная карта в 2018 году должна действовать по всей Нижегородской области
Фото: Андрей Абрамов

Видна только треть оборота

К примеру, Нижний Новгород, где такая система функционирует только на муниципальном общественном транспорте, внедрял АСКОП больше двух лет. И частники до сих пор не охвачены безналичной электронной системой.

А почему? А потому что, предположим, не все наши «доблестные маршруточники» хотят вытаскивать из тени свой кэш. По оценкам Юрия Рябикова, гендиректора «СитиКард», оператора АСКОП в Нижнем Новгороде, годовой денежный оборот общественного транспорта в регионе достигает 10 млрд рублей, а официально регистрируется лишь его треть. При этом компенсация за льготников из облбюджета составляет 900 млн.

Ведь что такое АСКОП в общественном транспорте? Это транспортная карточка, которая оплачивает ваш проезд и регистрируется на электронном устройстве. Это удобство оплаты для пассажиров, автоматизация пассажирского трафика, точное определение размеров компенсации перевозчикам из-за выпадающих доходов от перевозки льготников, это и возможность сэкономить перевозчикам за счет перехода на бескондукторное обслуживание, но это и снижение доли наличных, усиление контроля за оборотом денежных средств.

И еще одно, может быть, самое главное – «стирание барьеров» между Нижним Новгородом, где действует АСКОП, и областью, пригородным сообщением, – чтобы права на льготный проезд были равнозначными.

Решение о введении АСКОП в области на муниципальных и пригородных перевозках уже принято, реальные действия начнутся во второй половине 2018 года, об этом объявили 17 апреля на заседании комитета по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного собрания.

По словам замминистра транспорта и автомобильных дорог Николая Мамонова, в июне 2017 года его ведомство планирует провести торги, а в июле заключить контракт на проектирование АСКОП в регионе. Техническое задание направлено на согласование в региональное министерство информационных технологий.

Система на полторы тысячи автобусов

Оснащению оборудованием подлежат более 1,5 тысячи автобусов городских и пригородных маршрутов (за исключением Нижнего Новгорода). Стоимость внедрения системы составит 500 млн рублей.

По расчетам минтранса, при размере вознаграждения оператора АСОП в 5% от стоимости проезда срок окупаемости проекта составит свыше шести лет.

Рассматриваются три варианта реализации проекта: привлечение средств частного инвестора, участие акционерного общества с контролем регионального правительства, создание государственного учреждения, с функциями оператора системы.

Пассажиров такие подробности не касаются, но депутаты в Заксобрании бюджетные деньги считать умеют.

По мнению Николая Мамонова, вариант с госучастием предпочтительнее, но в этом случае расходы на реализацию проекта лягут на бюджет Нижегородской области.

В качестве оператора АСКОП рассматривается областной «Региональный навигационно-информационный центр Нижегородской области» (РНИЦ). Он осуществляет мониторинг и управление пассажирских перевозок на базе ГЛОНАСС.

«Мы направили в РНИЦ наше предложение, но ответа пока не получили», – сказал Мамонов.

Кстати, присутствовавший на комитете министр транспорта Александр Герасименко не исключил последующей передачи части пакета акций оператора частному инвестору.

Скрестить системы

Областная система должна быть также интегрирована с АСКОП в Нижнем Новгороде под управлением компании «СитиКард», где весь общественный транспорт, с учетом частников, тоже перейдет на электронный учет и проезд.

Но у Юрия Рябикова нашлось немало замечаний к схеме реализации АСКОП в регионе.

Он напомнил, что система электронной оплаты проезда является одним из видов банковской деятельности, подлежит регистрации в Центробанке и не каждый назначенный оператор (типа РНИЦ) сможет ею заниматься.

Рябиков предостерег и от повторения прежних ошибок:

«Все помнят, с какими трудностями столкнулись мы в Нижнем Новгороде: тоже был проведен конкурс на проектирование и внедрение АСКОП. Однако потом выяснилось, что по закону муниципальные транспортные предприятия не могут без проведения своего конкурса заключать контракт на обслуживание с общегородским оператором. Пришлось проводить повторный конкурс. Поэтому, – продолжил представитель оператора,– мы считаем, что есть более простой путь. По примеру Московской области, где внедрена АСКОП, нужно сразу прописать в областном законе соответствующие требования. Во-первых, об обеспечении в общественном транспорте приема безналичных платежей, то есть подключение к АСКОП; обязать каждого перевозчика регистрировать у пассажиров электронную транспортную карту. Права льготников, которые первыми должны перейти на безналичную систему, должны быть соблюдены. Если ты не присоединишься к АСКОП, прописать ответственность за неисполнение закона, очень большие штрафы или лишение лицензии. Откажешь пассажиру с электронной карточкой – будут санкции, например штраф до 60 тысяч рублей.

А во-вторых, – продолжает Рябиков, – нужно вернуть наличную оплату в легальное русло, сделать обязательной регистрацию наличности через ККМ, онлайн-оплату или через ту же автоматизированную систему, чтобы была в автобусе такая техническая возможность.

Таким образом, можно вывести из тени серых перевозчиков. Если установить требования и ответственность, все остальное пойдет автоматом, – уверен Рябиков. – Организация-перевозчик уже потом сможет сама выбирать, с каким оператором взаимодействовать. Конечно, оператор должен получить право работать с персональными данными, быть подключенным к национальной электронной платежной системе, зарегистрирован в ЦБ РФ. Наша система в любом варианте сможет взаимодействовать с областной. Мы не видим препятствий, чтобы двигаться прямо сегодня по этому пути».

Несладкая по доходности история

Сомнения Рябикова вызвали названные минтрансом данные по доходности.

«Из 5% вознаграждения оператора 4% – это его прямые затраты – на обслуживание и содержание системы, на пополнение счетов, на зарплату сотрудников. При этом на каждый район обслуживания АСКОП (по области) нужно создать рабочее место, выделить человека, компьютер. Это не сильно сладкая история. Единственное, что может “выстрелить” в этом сценарии, – это вывод из тени наличного оборота транспортного предприятия. Тогда действительно можно получить доход, – прогнозирует Рябиков. – Пенсионеров в пригороде надо переводить на зональную тарификацию с учетом компенсации в 50%, тогда можно даже увеличить количество поездок по социальному проездному».

Саров – самый «электронный город»

Директор «СитиКард» добавил, что в Ядерном центре будет в пилотном порядке внедряться система «электронный город» и «электронная карта жителя Сарова» на основе национальной платежной системы «МИР», в банковскую карточку будет включена и транспортная услуга. Проект «ТОР Саров» курируют глава Росатома Алексей Лихачев и первый замглавы администрации Президента РФ Сергей Кириенко. В перспективе пилот планируется распространить на все города – ЗАТО Росатома.

«Система АСКОП должна заработать на всей территории региона в 2018 году. Что особенно следует отметить, она предназначена и для муниципального, и для частного транспорта. Внедрение системы должно вывести работу общественного транспорта на качественно новый уровень», – подвел итог председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству ЗСНО Владимир Солдатенков.

Интегрировать частников в Нижнем

В Нижнем Новгороде тоже вовсю обсуждают электронную систему проезда. На заседании комиссии гордумы по транспорту и связи был поднят вопрос по подключению частных перевозчиков к единой системе электронного учета оплаты проезда. В городе транспортный оборот, по некоторым неполным данным, оценивается более чем в 3 млрд рублей при доле льготников в 30%, а компенсации за их перевозку муниципальные транспортные предприятия получают только 140 млн.

Директор городского департамента транспорта Александр Голофастов заявил, что внедрение АСКОП для частных перевозчиков начнется ближе к концу 2017 года. В данный момент только один частный перевозчик подключен к автоматизированной системе контроля оплаты проезда, которая действует на муниципальном общественном транспорте, но разработчики системы готовы внедрить этот стандарт обслуживания в полном объеме для всех участников пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде.

«Проект будет реализован в два этапа после подготовки тарифного меню для новой комплексной транспортной схемы с магистральными и подвозными маршрутами. Одним из шагов станет проведение до конца мая конкурсов на 24 маршрута в конце мая и еще на 30 – в 2018 году», – сказал Александр Голофастов.

По мнению председателя комиссии Алексея Гойхмана, привлечь частных перевозчиков к работе по электронным проездным возможно после того, как пройдут конкурсы на обслуживание маршрутов.

«В первую очередь необходимо полностью вычислить через систему ГЛОНАСС и электронный билет количество перевозимых пассажиров, чтобы оценить те финансовые потери, которые сегодня имеются, и четко понимать, какой объем средств в течение года мы получаем от перевозки пассажиров, – поясняет он. – Большинство перевозчиков положительно относятся к этой системе. Мы в основном приглашали к разговору тех, что серьезно занимается частными перевозками, у кого на сегодняшний день по 5–7 маршрутов.

Они хорошо относятся к системе электронного учета оплаты проезда, и у них есть возможность сегодня перевозить льготных пассажиров, потому что у частников, даже если они не получают из выпадающих доходов ни копейки, есть возможность регулировать эту недостачу путем тарифа.

К сожалению, у муниципального транспорта такой возможности нет. Мы знаем, что мы четыре года не поднимали тарифы, и сейчас такой возможности нет – это большой путь согласований, и способности нашего населения платить больше тоже нет, хотя в других городах тарифы на проезд выше».

Напомним, в Нижнем Новгороде внедрена оплата проезда в метро по банковским картам, на следующем этапе стоит задача обеспечить возможность оплаты проезда банковскими картами для пассажиров наземного электрического и автомобильного транспорта.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: Вывести перевозчиков из тени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру