Моторвагонное депо Нижний Новгород – Московский отмечает свое 155-летие

Железная дорога давно уже стала привычной реальностью. А ведь еще при наших прадедушках и прабабушках паровоз был диковинкой. В нынешнем году моторвагонное депо Нижний Новгород – Московский отметит свое 155-летие. Впрочем, о тех давних временах на современной производственной площадке не напоминает уже ничего. Напротив – все оборудование самое современное.

Моторвагонное депо Нижний Новгород – Московский отмечает свое 155-летие
Фото: Татьяна Михайлова

Датой образования моторвагонного депо принято считать 1 августа 1862 года. Именно тогда начало работать Паровозное депо восьмого участка службы тяги Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог.

– Первый поезд Нижний Новгород – Москва, ведомый нашим паровозом, вышел тогда со станции, – рассказывает начальник депо Сергей Андронов. – Впоследствии депо стало локомотивным. Все виды подвижного состава: тепловозы, электровозы пассажирского типа, электропоезда, рельсовые автобусы – эксплуатирует наше депо, за исключением грузовых локомотивов. Мы работаем в Нижегородской и Владимирской областях. У нас трудятся более 600 человек, из которых 360 – машинисты и помощники машинистов. Кроме того, депо осуществляет техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Прежде чем выпустить поезд на линию, мы проводим полную подготовку, – продолжает Сергей Андронов. – Работают и ремонтники, и люди, которые занимаются уборкой салонов. Локомотивная бригада проверяет исправность всех узлов, агрегатов, приборов безопасности. После этого поезд проходит проверочную комиссию. Только тогда состав передается в распоряжение дежурного, который согласно графику определяет, куда его направить.

Ремонтируют поезда в цехах. В среднем в сутки через них проходит не менее пяти составов. Наш разговор как раз и происходит рядом с прибывшими «на лечение» и профилактику поездами. Например, электричка Нижний Новгород – Заволжье пострадала от рук вандалов – камень разбил стекло кабины машиниста. Теперь его придется менять. Процесс этот небыстрый и дорогостоящий. На некоторых вагонах уже установлены видеорегистраторы, чтобы вандалов можно было ловить по горячим следам.

Впрочем, от действий людей страдают не только вагоны. Нередко получают травмы желающие позабавиться на железной дороге. Зацеперы – настоящий бич нашего времени. Демонстрация удали и бесстрашия для подростков заканчивается трагически, ведь напряжение контактной сети – порядка 27 000 вольт. Такой удар током приводит к серьезным последствиям.

– Мы организовали курс профилактических лекций среди школьников, – говорит С. Андронов. – Самым неблагополучным считается участок между Нижним Новгородом и Заволжьем, особенно Козино и Починки. Мы провели со школьниками беседы с демонстрацией фильмов. Хорошим подспорьем для нас стал и принятый закон о запрете зацепинга с ужесточением наказания вплоть до уголовной ответственности. Но случаи все равно бывают.

В аппаратном отделении, где ремонтируется электрооборудование, идеальный порядок. Все рассортировано в соответствии с производственной схемой. Неисправные токоприемники – на красных стеллажах, подлежащие ремонту – на желтых, работающие – на зеленых. При необходимости экстренной замены не нужно искать и проверять – ориентироваться по цвету очень просто.

Впечатляет работа наладчиков электронных блоков, панелей, систем автоведения. Есть на железной дороге и свои «черные ящики» – специальные устройства записывают не только все действия локомотивной бригады, но и переговоры внутри кабины, с диспетчером, а недавно появились еще и системы видеофиксации.

– Наша главная забота – обеспечение безопасности, – не устают повторять железнодорожники.

Это относится и к работе машинистов и помощников машинистов. Напряженного, уставшего, больного человека в рейс не выпустят. За этим строго следят медработники. В пункте явки локомотивных бригад сотрудник сперва регистрирует свое прибытие при помощи специальной электронной карты. Затем отправляется на медосмотр. Все данные заносятся в компьютер и поступают в единую сеть. Если врач не удовлетворен состоянием сотрудника, он снимает его с рейса и отправляет в лечебное учреждение.

– Перед тем, кто не прошел медосмотр, даже семафор не откроется, – поясняют сотрудники дороги.

Такое соединение традиционных методов осмотра с современными технологиями позволяет минимизировать риски, возникающие из-за состояния человека.

Затем машинисты проходят инструктаж и небольшой тест, получают информацию об изменении расписания, погодных условиях.

Для тех, кто вернулся из рейса, есть комната психологической разгрузки. Воспользоваться ею может каждый, а те, кто пережил стрессовые ситуации – обязательно.

В обеденный перерыв и после работы сотрудники депо могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в настольный теннис. Спортзал оборудован при помощи профсоюзной организации по просьбе железнодорожников.

Депо гордится своей историей. Есть здесь и небольшой музей. Экспонаты для него приносили ветераны дороги: фотографии, личные вещи, документы, книги, награды, фуражка машиниста, станционный колокол… Гордость музея – все, что связано с боевым путем бронепоезда «Козьма Минин». Созданный на базе паровоза ОВ, он уже через четыре месяца после начала сборки ушел на фронт.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Там, где лечатся поезда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру