Траблшутинг или как «стать ежами»

Траблшутинг или как «стать ежами»
Максим Сучков
Максим Сучков

Консалтинг не всегда адекватно реагирует на острые вызовы. Что делать, кода возникает необходимость в большем?

Многим известен анекдот, в котором царь зверей лев дает совет зайцам: «Вам надо стать ежами, тогда все у вас будет хорошо». Те поначалу радуются, но спустя время интересуются у льва – а как стать ежами? «Не знаю – я стратег», - отвечает лев. В 90% случаев именно так выглядит взаимодействие консалтинга с бизнесом. Сперва восторг, затем разочарование. «Все потому, что не хватает важного раздела «итого», - уверен траблшутер Максим Сучков.

- Консультант говорит, что нужно делать. Траблшутер не только говорит, он делает. В этом коренное отличие траблшутинга от консалтинга.

- Все кто занимался проектной деятельностью, прекрасно знают, что гениальной идеи недостаточно, нужно безупречное технологическое исполнение. Именно во время реализации плана обычно и теряется суть плана.

- Наверное, поэтому многие консалтеры, умеющие работать не только языком, но и руками, пытаются как-то отстроиться. Ну а когда они встречаются с «полевиками», с практиками – рождается нечто под грифом «траблшутинг».

- Траблшутер (Troubleshooter) в дословном переводе «отстреливающий проблемы». Конечно, никто никуда не стреляет в прямом смысле. Все в рамках закона. Это набор компетенций, состоящий из маркетинга, юриспруденции, лоббизма, политтехнологий – плюс кое-что еще. Поэтому траблшутер – не герой-одиночка, а команда. В моей, например, 11 человек.

- Почему-то в русской ментальности принято воспринимать траблшутеров как кризис-менеджеров и приглашать на пепелище, когда бизнес уже «сгорел». Часто приходится решать задачи, где успел начудить внутренний менеджмент и разного рода коучи. А хотелось бы, конечно, начинать работу пораньше.

- Думаю, что подобный казус происходит из-за банального отсутствия информации. Пока о траблшутерах передают информацию из уст в уста, что вполне понятно. Никто не хочет отдавать в посторонние руки эффективное орудие. Но кто ищет, тот всегда найдет. Некоторые ищут весьма оригинально.

- Недавно видел, как происходит процесс поиска траблшутера. Собственник бизнеса дал поручение заму. Зам дал поручение кадровику. Кадровик поручил специалисту. Все кому-то «перепоручили». В итоге, пройдя через три фильтра, «поручение» умерло в голове молодой сотрудницы, которая совершенно не понимала, где «вот это» искать. Все наладилось, когда сам собственник заглянул в интернет, а затем позвонил паре своих друзей. Иногда надо не поручать, а действовать.

- Слово траблшутер становится все более модным, и многие консалтинговые агентства принялись проводить семинары по обучению траблшутингу. Без практики, только в теории. Это ужасно, но приходится относиться к этому, как к погоде, на которую повлиять невозможно.

- Тревожит лишь тот факт, что вооружившись сертификатом, многие затем попытаются окунуться в среду, которая их в лучшем случае отторгнет, а в худшем сожрет. Причем «сожрет» - это не метафора.

- На практике почти всегда приходится работать в агрессивной конкурентной среде, где обычные маркетинговые ходы – это лишь операция прикрытия, а основная работа идет в тени, в кулуарах, инструментами политтехнологов и лоббистов.

- Самое время для вопроса – ну вот ты складно все рассказал, а давай-ка покажи живой пример. Где практика?

- Итак, представьте себе компанию, у которой в активе семь тысяч гектаров земли в далеком-далеком захолустье, и ее нужно продать. До кризиса дело кое-как шло, но затем все встало. Ротации в отделе продаж ситуацию не спасли. Консалтинг тоже не помог. Владелец компании пригласил нашу команду и задал вековой русский вопрос «Что делать?».

- Для решения задачи пришлось почти на полгода поселиться в той самой глубинке. Активировали местных историков и краеведов. Вместе подняли из могил легенду об останках древнейшего русского рода. Заразили местную администрацию темой въездного туризма. Ставили памятники, организовывали фестивали, учреждали премии. Запускали в масс-медиа волны о сенсационном открытии. По пути «удушили в дружеских объятиях» недоброжелателей.

- Параллельно внутри отдела продаж поменяли концепт с учетом изменившихся реалий. В итоге - через полгода «земли древнего русского рода» взорвали рынок недвижимости.

- Мы не рассказывали заказчику, как «стать ежами». Мы привезли туда настоящих «ежей» и те сделали свое дело. Работа напоминала предвыборный штаб. Только объектом продаж был не кандидат или партия, а земля в красивой обертке.

- Политтехнологи - самые подготовленные кадры для траблшутинга. Выборы – бесценный практический опыт. Сам пришел в профессию из политтехнологий. Это то место, где точно знают, как «стать ежами».

- Кстати, о ежах. Ну, в смысле о животных. С детства все ими умиляются, ориентируясь на мультфильмы и рисунки на верандах детских садов. На самом деле они редко питаются ягодками и грибочками. Они грозные хищники. Насекомые, черви, мыши, ящерицы и даже змеи – вот их основная добыча.

- Понимание правил пищевой цепи полезно не только в дикой природе, но и в бизнесе. До сегодняшнего момента единственные, кто мог себе позволить игнорировать эти правила – крупные полугосударственные корпорации. Конкуренции нет. Экстрима в отношениях тоже. Консалтинг ради консалтинга, отсутствие раздела «итого» - все это было в порядке вещей.

- Но где-то полгода назад кое-что изменилось. Общался со многими представителями цеха. У всех примерно та же картина – нарастание количества заказов «оттуда», с самого-самого верха. Рынок сжался, денег стало меньше, а главное – подросла молодежь, мечтающая подвинуть стариков. Начались не просто разборки, а нечто похожее на реальную конкуренцию. Вопрос, «как стать ежами» вновь на самой передовой…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру