В центре сюжета – маленький городок Гроверс-Корнерс в штате Нью-Хэмпшир, самое настоящее захолустье, в котором все знают друг друга и жизнь протекает неторопливо с рождением детей, свадьбами, смертями, семейными обедами, ежедневными визитами к аптекарю и спевками в церковном хоре. Эмили Уэбб и Джордж Гиббс – девушка и юноша из двух семей, живущих по соседству, полюбили друг друга. Перед нами развертывается история их влюбленности, венчания в церкви, а в финале и печальных похорон героини.
В этих, в общем-то бытовых и понятных современному зрителю событиях, нет ни значимого социального конфликта, ни шекспировской трагичности, лишь закон судьбы, вечно властвующий над городком, как и над всем миром. Пьеса построена как спектакль в спектакле, главное действующее лицо – безымянный «режиссер», повествователь, управляющий персонажами-актерами, переносящий нас вслед с героями из одного времени в другое.
Такое непривычное действие, почти без декораций и с минимальным реквизитом, как того требовал автор пьесы, постановщику Линусу Зайкаускасу удалось перенести на сцену с удивительной точностью. Все в этом мире маленького городка основано на представлении жителей о внешних приличиях: отношения в семье и с другими людьми, внешний вид, слова, чувства и даже мысли должны быть благопристойными. Этот рутинный образ жизни, соблюдающийся веками, естествен. Сквозь него в спектакле Зайкаускаса проступают любовь к близким и понимание друг друга.
Спектакль в целом получился неспешным, под стать самой пьесе, эстетически выверенным и трогательным. Этому не мешает несколько избыточный драматизм, которым режиссер наделил молодых героев, в частности Эмили, и откровенно неудачный выбор молодого артиста на роль «режиссера» (Александр Лапшов). Образ авторитетного распорядителя, который в течение длинных монологов должен держать внимание зала, получился бы убедительнее у более опытного актера.
Сценические характеры в этом спектакле сложны своей простотой, при этом они оживают благодаря интонации и пластике нижегородских актеров. Сергей Блохин и Алексей Хореняк, исполняющие роли отцов семейств, мистера Уэбба и мистера Гиббса, наделили своих персонажей ироничностью и трепетной привязанностью к своим женам и детям. Миссис Уэбб (Наталья Кузнецова) и миссис Гиббс (Вероника Блохина) выполняют свое предназначение хранительниц домашнего очага не только потому, что так заведено, но и потому, что им это в радость. Сцены нежности супругов – самые трогательные моменты спектакля. Достоверными в их детской наивности получились образы Эмили и Джорджа, воплощенные молодыми артистами Маргаритой Баголей и Андреем Соцковым. По-доброму комичны и забавны профессор Уиллард (Тамара Кириллова), Джо Кроуэлл (Павел Ушаков) и миссис Сомс (Юлия Муранова), их появление на сцене добавляет непринужденности миру городка, делая его ближе зрителю.
Сами зрители вовлечены в действие, им, например, предлагается задать вопросы героям или вспомнить свою первую любовь. Дистанция между сценой и зрительным залом мала, это помогает узнавать ситуации, смеяться над расхожими шутками и быть сентиментальными там, где это уместно, мыслить о жизни просто, любить и не задумываться о смерти – словом, ощущать себя жителем городка, нашего, провинциального и бесконечно родного.