Как ремонтировать дома качественно и оперативно

7 марта 2017 в 16:27, просмотров: 1022

Региональная адресная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД) пробуксовывает. Очевидно, что есть объективные и субъективные причины, несовершенство законодательного характера, которые нужно решать во взаимодействии всех структур на уровне муниципалитетов и региона.

Как ремонтировать дома качественно и оперативно
Дом давно ждет капремонта

В феврале в Думе Нижнего Новгорода прошло совместное заседание постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству и рабочей группы по корректировке механизма выполнения капремонта в МКД в рамках региональной адресной программы.

По информации департамента жилья и инженерной инфраструктуры, программа капитального ремонта в Нижнем Новгороде (за период 2014–2016 гг.) не выполнена.

Как рассказали представители департамента, в соответствии с законом Нижегородской области № 159 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» реализация программы капремонта относится к полномочиям областного правительства. Орган местного самоуправления осуществляет только мониторинг выполнения работ.

По данным мониторинга отмечено низкое качество выполняемых и проектных работ, в отдельных случаях присутствует завышение объемов, какие-то объекты оказались вовсе не учтены, не учитывалась специфика зданий. Есть замечания по срокам выполнения и стоимости проводимых работ. На ряде МКД работы были начаты, но так и не завершены.

На старте отопительного сезона самыми последними тепло получили дома, где ремонт не закончился вплоть до декабря. По данным департамента, порядка трёх десятков домов оставались с разобранной кровлей.

По предварительным данным, годовые планы по капитальному ремонту в Нижнем Новгороде выполнены лишь на 35–40%, что говорит о наличии системной проблемы, неотрегулированности многих процессов. В администрацию города поступают жалобы от жителей, которые не дождались назначенного ремонта. При этом они регулярно оплачивали квитанции. За 2016 год с населения собрано 3 млрд рублей в региональный фонд.

Очевидно, что без участия органов местного самоуправления ситуацию не исправить.

Попасть в программу

Одна из ключевых проблем – проблема актуализации программы капремонта. Скажем, дом находился в краткосрочном плане на 2016 год, однако вдруг он переносится на 2017 год.

Непонятными для жителей, остаются сроки и критерии попадания объектов в программу капремонта.

«В прошлом году от регоператора мы получили перечень домов, по которым планируется замена лифтов в 2016–2017 годах. Из 28 мы нашли 11 домов, в которых лифты не выработали срок использования. У нас масса лифтов, которые подлежат замене, а выбираются почему-то эти», – подчеркнул председатель комиссии Гордумы Владимир Аношкин. К примеру, в 2016 году планировалось заменить 562 лифта, а заменили только 38.

Предлагается три способа решения проблемы: муниципалитету принять на себя функции техзаказчика, усилить присутствие в контролирующей комиссии регоператора и поднять вопрос о формировании городского оператора капремонта с программой по Нижнему Новгороду, который будет оперировать средствами городских собственников жилья.

Федеральное законодательство позволяет создавать муниципальные регоператоры на территории субъекта Российской Федерации. Однако очевидно, что это непростая задача, дополнительные обязанности и расходы, но решать вопрос нужно.

Присутствовавший на заседании председатель комитета Заксобрания по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков сообщил, что в парламенте по этой теме планируется провести расширенное заседание комитета по градостроительной деятельности, ЖКХ.

Председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Владимир Аношкин, подводя итоги, сказал:

«Содержать то жилье, которое было построено 20–30 лет назад, становится очень сложно, потому что у нас изъяли инструмент – выполнение капремонта по отдельным видам работ. Ранее, когда жители небольшие деньги перечисляли в ДУК, мы их аккумулировали и на том или ином доме проводили работы, которые должны были быть выполнены именно в это время, чтобы не привести к разрушениям, что позволяло дому дальше существовать. И мы переходили от дома к дому.

На 200 домах в год мы выполняли отдельные виды капремонта только в Автозаводском районе. Так мы содержали фонд в рабочем состоянии. А на сегодняшний день, с созданием областного фонда, средств поступает больше, однако возникают вопросы по их использованию, и жителям мы до конца не можем все объяснить. Жители начинают сомневаться в целесообразности оплаты, поэтому и средства по капремонту поступают не в полном объеме. Поэтому не только работу самого фонда надо обязательно приводить в порядок, но и выстраивать взаимоотношения между муниципалитетом и областным правительством, так как программа по капитальному ремонту утверждалась областным правительством. Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации Нижнего Новгорода разработал ряд предложений для исправления ситуации. Все это требует осмысления, но уже есть отправная точка. Я думаю, что было бы неплохо, если бы мы довели свою точку зрения до депутатов городской Думы и, если они нас поддержат, отправить обращение руководству области, чтобы при рассмотрении вопроса по капитальному ремонту оно учло мнение депутатов городской Думы и администрации города. Поэтому не только работу самого фонда надо обязательно приводить в порядок, но и выстраивать взаимоотношения между муниципалитетом и областным правительством, так как программа по капитальному ремонту утверждалась на уровне субъекта».

По иску прокурора

К вопросу о формировании программ по капремонту: в ноябре 2016 года Верховный суд РФ по административному заявлению заместителя прокурора Нижегородской области признал недействующими ряд ключевых положений «Порядка установления необходимости проведения капремонта в многоквартирных домах на территории Нижегородской области», где прописаны обязанности органов местного самоуправления.

Это пункты 5, 6, 20 – полностью и часть п. 4, которыми предусмотрена обязанность органов МСУ устанавливать необходимость проведения капремонта, обеспечивать доступ к электронному банку данных технического состояния домов, а также право заявителей (как собственников, так и госжилинспекции) обратиться с письменными предложениями по капремонту.

Недействующими также признаются положения, которыми установлено, что на основании мониторинга и предложений собственников, орган МСУ выступает инициатором принятия решения о необходимости капремонта в том или ином МКД, о формировании комиссии, о приоритетности включения дома в программу, определяет сроки, обязательства, без выполнения которых, по сути, Порядок формирования программы капремонта можно поставить под сомнение.

Как говорится в определении Верховного суда, в законе Нижегородской области от 28 ноября 2013 года № 159-З «об организации проведения капремонта… на территории Нижегородской области» полномочия по необходимости проведения капремонта) отнесены к полномочиям региона, «они осуществляются непосредственно правительством области либо уполномоченным им органом исполнительной власти. Однако законодательно данные полномочия не были делегированы муниципалитетам» (цитата из определения ВС РФ).

То есть, по сути, органы МСУ выпали из обязательной цепочки актуализации планов капремонта.

Указанные полномочия являются государственными и должны быть переданы (на уровень МСУ) соответствующим законом, что и требовал прокурор, а «не путем принятия постановления органом исполнительной власти субъекта РФ».

Кроме того, на осуществление данных полномочий не предусмотрены субвенции местным бюджетам, отмечается в обосновании прокурора: «на органы МСУ возложили дополнительные обязанности в отсутствие финансирования их исполнения».

Именно эту правовую коллизию требовал устранить надзорный орган, и Верховный суд с ним согласился. ВС РФ констатировал, что «органы госвласти обязаны формировать программу капремонта и краткосрочные планы на три года», а также актуализировать их. Органы МСУ тоже обязаны утверждать данные «трехлетки» на основании областного закона. Однако действующее в регионе «правовое регулирование не предусматривает полномочий органов местного самоуправления в оспариваемых положениях, связанных с капремонтом общего имущества в МКД», говорится в решении ВС РФ.

Стать техническими заказчиками

В министерстве энергетики и ЖКХ Нижегородской области подчеркивают, что одним из эффективных вариантов взаимодействия по организации работ по капитальному ремонту является наделение органов местного самоуправления функциями технического заказчика. В данном случае муниципальные власти имеют право непосредственно влиять на ход реализации программы капремонта: муниципалитет самостоятельно может проводить конкурсы, контролировать ход работ в качестве заказчика, а региональный фонд капремонта отвечает за собираемость взносов на капремонт, обеспечивает подбор компаний в реестр квалифицированных подрядных организаций и в итоге отвечает за проведение капремонта качественно и в срок, выполняя контрольные функции.

В Нижегородской области уже есть примеры, когда органы местного самоуправления становились техническими заказчиками в рамках региональной программы. Так, в городском округе Семеновский, где администрация выполняла роль технического заказчика, региональная программа 2016 года была выполнена досрочно, а нареканий от жителей не поступало. Такое взаимодействие местных властей с подрядчиками позволит сократить сроки ремонтных работ, а также повысить их качество и эффективность.

В настоящий момент уже 11 муниципалитетов Нижегородской области заявили о своей готовности стать техническими заказчиками работ по капитальному ремонту в рамках региональной программы в 2017 году. В их числе и администрация Нижнего Новгорода.

«Вместе с тем министерство энергетики и ЖКХ Нижегородской области подготовило запрос в адрес Минстроя России о внесении изменения в приказ Минстроя РФ от 04.08.2014 № 427 и ЖК РФ для формирования единой практики, предусматривающей решение вопроса за органами местного самоуправления или региональными операторами капитального ремонта. То есть именно тех, кто имеет возможность осуществлять специализированную деятельность, связанную с обеспечением проведения капитального ремонта, выездными проверками технического состояния общего имущества в многоквартирных домах», – говорится в официальном комментарии минстроя.




Партнеры