Северный обход Нижнего Новгорода пока вилами на Волге писан

1 марта 2017 в 13:19, просмотров: 1452

Сомнений в том, что федерация, Росморречфлот построят на Волге у Городца низконапорный гидроузел, у облправительства не осталось. Нижегородцам плотина даст много плюсов, но и проблем тоже. Общая задача - решить эти проблемы в интересах жителей области

Северный обход Нижнего Новгорода пока вилами на Волге писан

Планы меняются

Причина стройки всем известна: на самом мелководном участке Волги в шлюзах Городецкого гидроузла судоходные глубины в 4 метра стабильно обеспечить уже невозможно. В итоге суда простаивают или идут с недогрузом. Убытки страшные.

«Нижегородский и Багаевский (Ростовская область) гидроузлы идут в связке федеральной программы Волга–Дон и должны быть сданы до конца 2020 года, это критически важно, – сказал глава минтранса Александр Герасименко корреспонденту “МК в Нижнем Новгороде”. – Только одновременное завершение проектов способно восстановить полноценное судоходство в южном направлении. Федеральное финансирование в Ростовской области, насколько я знаю, уже пошло».

В Нижегородской области завершен первый этап – инженерные изыскания, получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Есть техническое задание на второй этап проектирования гидроузла. Окончание проектных работ в районе Большого Козино запланировано на 2018 год.

Вместе с тем раньше предполагалось, что с гидроузелом будет совмещен и мостовой переход через Волгу на трассе будущего северного обхода Москва – Нижний Новгород.

Перспективы реализации одного из самых масштабных проектов обсуждали на правительственном часе в Заксобрании.

Как уже не раз писал «МК в НН», строительство низконапорной плотины было выбрано как альтернатива подъему Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Однако под гидроузел правительство Нижегородской области закладывало строительство автомобильного моста. В ценах двух-трехлетней давности этот комплекс обошелся бы в 75 млрд с учетом стоимости гидроузла, говорит глава минтранса.

Однако эта идея, реализованная даже в поручениях президента России, не нашла практического воплощения, и губернатор Валерий Шанцев рассказал почему.

«Сама идея совмещения моста и гидроузла на момент обсуждения была вкусная, – поясняет Валерий Шанцев. – Но, когда подошли поближе, появились проектанты, их выводы, выяснилось: чтобы автомобильный мост был действующим, надо делать эстакаду. Гидроузел предусматривает два шлюза, которые будут работать в круглосуточном режиме. Поэтому эстакаду надо было поднимать на нужную высоту над шлюзами и начинать подъем раньше, практически на подходе к плотине. Иначе будет дорого и бессмысленно. Вот и представьте: плотина, а над ней еще эстакада с подходами. Мы посчитали, что это бессмысленно, лучше сделать отдельный мост».

На карст заложили метр

«Поэтому, как только закончится проектирование, мы в этот же створ (гидроузла. – Ред.) будем делать технический проезд и другой мост, параллельный низконапорному гидроузлу. Строительство на реке завершится, и мы приступим к северному обходу», – заключил губернатор.

«Проблемный участок для судоходства располагается выше п. Большое Козино, ниже участок удовлетворителен, – уточняет детали глава минтранса Александр Герасименко. – Поэтому гидроузел “сместился” вниз по течению, что увеличило объем работ и зоны возможных подтоплений. Изначально планировалось соединить южный обход, сделав развязку (на 397 км), и выйти на северный обход около деревни Шубино. Это примерно 41 км трассы с мостом в 1500 погонных метров с четырехполосным движением».

Еще одна причина «невключения» моста в комплекс с гидроузлом: по мнению федералов (минтранс РФ – куратор проекта), это приведет к увеличению динамических и гидравлических нагрузок на сооружение, проект не пройдет соответствие «транспортной безопасности». Потребуется дополнительное укрепление конструкций, техническое обслуживание.

«Мы отрабатывали стоимость совмещения автомоста с гидроузлом, удорожание могло составить 7–15 млрд, – говорит Герасименко. – Но вопрос транспортной безопасности никуда не денешь. Совмещение не отвечает федеральным нормам. Кроме того, размещение самого гидроузла проходит в карстовых условиях. При проектировании специалисты закладывают понижение уровня сооружения – до одного метра».

Возможны варианты

В общем, «нецелесообразно», сказал Росморречефлот, и правительству Нижегородской области рекомендовано рассмотреть строительство отдельного моста.

«Конечно, мы должны закончить строительство южного обхода, дублера Борского моста, и тогда перед нами северный обход встанет в полный рост, – согласен с депутатами Заксобрания глава минтранса. – Поэтому проектные организации уже начали прорабатывать варианты в рамках строительства трассы северного обхода. По оценкам специалистов, сумма варьируется в пределах 22–26 млрд рублей. Без федеральной финансовой поддержки реализовать проект не представляется возможным, но проектировки уже проводим. Окончательные технические характеристики и расположение моста станут понятны после того, как встанет гидроузел. Пока конечного варианта его размещения нет. Он создан только в техническом исполнении».

Кроме того, добавляет Герасименко, потребуется комплексная оценка карстовой опасности территории.

Глава Горьковской железной дороги Анатолий Лесун предложил рассмотреть строительство автомобильного моста через Волгу, совместив его с железнодорожным.

«У нас грузовые железнодорожные перевозки проходят по центру города», – приводит доводы начальник ГЖД.

«Такое комплексное решение вполне возможно в рамках федеральной и областной программ, но нужно глубоко подумать. Участие в проекте федеральной компании РАО “РЖД” важно, – считает министр, – это позволило бы получить средства из двух источников. Но все равно мы должны идти через проектное решение».

«В ранних проработках развития горьковского транспортного узла предусматривалось вынести железную дорогу из черты города», – поддерживает коллегу депутат Василий Суханов.

Какой ценник ущерба?

Сейчас главный вопрос – каков ценник затопления, как выразился депутат Владимир Буланов. Негативные последствия будут неизбежно и для Балахны, и для Городца (а там есть уникальная дубрава), и для Нижнего Новгорода. Уровень грунтовых вод повысится однозначно. Ливневка, заболачивание малых речек…

«Пока экспертизу прошли только инженерные изыскания, госэкологической экспертизы еще не было, – говорит замглавы областного минприроды Наталья Мочалина. – В регионе сформирована межведомственная группа, которая рассматривает проектные материалы, предложения по оценке воздействия на окружающую среду, будет следить за подготовкой к техническому размещению самого гидроузла, прорабатывать вопрос подтопления Балахны и Городца. Ждем сметную документацию. Пока нет готового проекта, говорить о стоимости преждевременно».

Более того, по словам представителей минприроды, все компенсационные мероприятия для региона пойдут в рамках обустройства Чебоксарского водохранилища на уровне 63-й отметки – такова позиция федерального центра.

Поскольку раньше – при повышении уровня Чебоксарского водохранилища – такие мероприятия не проводились, 63-ю отметку все рассматривали как промежуточный этап. Сюда включается подготовка защитных сооружений, восстановление пострадавшей инфраструктуры, ликвидация экоущерба.

«Сегодня составлен план-график, который предусматривает обустройство ложа водохранилища на 63-й отметке, – уточняет Мочалина. – Нижегородская область направила свои предложения на согласование в правительство РФ. В течение 2017 года в Москве должны окончательно утвердить техзадание на все эти мероприятия».

«Я все-таки считаю, что такой ущерб все равно меньше, чем если бы нам пол-области затопили, подняв уровень Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки», – констатировал Василий Суханов.



    Партнеры