Нижегородский эксперт-клуб подвел годовые итоги работы администрации Нижнего Новгорода

Но резервы для роста есть

На минувшей неделе вновь собрался Нижегородский эксперт-клуб, чтобы обсудить процессы, происходящие в городе, и подвести некоторые итоги. Приглашенными гостями были представители городских властей: заместитель главы города Елизавета Солонченко и директор департамента финансов Юрий Мочалкин, а также депутаты Законодательного собрания Андрей Тарасов и Владимир Буланов, депутат городской Думы Николай Сатаев.

Но резервы для роста есть
Фото: Евгений Абрамов

Среди экспертов профессор Андрей Дахин, профессор Василий Козлов, социолог Александр Прудник, директор НИУ – филиала РАНХиГС Михаил Марасов и политолог Иван Юдинцев.

Эксперты вспомнили: год назад они говорили, что основная задача для главы администрации Сергея Белова – сформировать команду и наладить взаимодействие с городской Думой. Чтобы не получилось как у предыдущего сити-менеджера, которому депутаты поставили «неуд» и отправили в отставку. Это было выполнено.

Вторая задача, которая стояла год назад, – остановить рост кредиторской задолженности. К концу 2015 года город остался с долгом под 2 млрд рублей. Директора школ не вылезали из судов, где с них поставщики услуг пытались взыскать деньги. И эта проблема была решена: новая команда смогла не просто остановить рост, но и сократить долг, изыскав 1,5 млрд рублей дополнительно.

Такие задачи, как капитальный ремонт Молитовского моста, да еще с одновременным ремонтом моста Канавинского, казались чем-то просто фантастическим. Три достроенных детских садика и сдача ФОКа на улице Ярошенко стали вишенкой на торте выполненных дел.

Кстати, возврат городу градостроительных полномочий считался задачей не на год, а на пятилетку. Правительство области заверяло, что по неким нормам закона вернуть прежний порядок сможет только следующий созыв Заксобрания. Однако градостроительные полномочия возвращены муниципалитетам.

А еще Нижний Новгород получил из областного бюджета почти 2 млрд рублей на восстановление набережной и театра «Вера» (его обещали не раньше 2019 года).

Так хорошо или плохо работает городская власть?

«В первый год работы депутатам Думы Нижнего Новгорода было не до партийной принадлежности. Все сплотились, независимо от того, коммунистическая это партия или “Единая Россия”, – мы делали одно дело, – прокомментировала Елизавета Солонченко. – Основное, чего нам удалось достичь, – это увеличить бюджет на 1,5 млрд рублей. Добиться этого удалось в первую очередь благодаря грамотной работе команды администрации. Да, депутаты помогали, оперативно вносили любые необходимые изменения, но главная заслуга здесь принадлежит администрации. И что не менее важно — бюджет 2017 года по доходной части принципиально больше, чем в предыдущем году».

С ней согласен Андрей Тарасов: «Много грамотных, профессиональных управленцев пришло работать в администрацию Нижнего Новгорода. Прежний сити-менеджер один раз за пять лет собрал депутатов Законодательного собрания Нижегородской области, которые представляли город, на заседание и предложил работать сообща. Причем те задачи, которые стоят перед депутатским корпусом, городской администрацией, договорились обсуждать ежемесячно. После этого ни одной встречи с главой администрации города так и не состоялось. Правильно ли это? На тот период времени, может, это и казалось кому-то правильным, ведь руководитель города считал, что он сам справится с задачами, которые стоят перед Нижним Новгородом. Однако оказалось, что это не так. Ведь мы увидели потом, какая долговая яма образовалась во время работы городской администрации.

Сейчас мы еженедельно встречаемся с руководством города и анализируем, как выполняются работы по использованию денежных средств, которые поступили в бюджет Нижнего Новгорода. Решаем, на каком этапе мы находимся и какие задачи и планы городской администрации нужно подкорректировать, – добавил Тарасов. – Просим дополнительную помощь и правительства области. Проблем стало не меньше, но самое главное, что по задачам, которые ставятся администрацией, видно конкретное решение».

Директор Нижегородского института управления РАНХиГС кандидат политических наук Михаил Марасов рассказал о взаимодействии муниципальной власти с учеными: «В прошлом отношений вуза с городом не было никаких. Сегодня, буквально за последние шесть-восемь месяцев, вырисовывается некий тренд. Во-первых, приятно, что академическое сообщество пригласили и мы вошли в состав экспертной группы. Мы также сегодня в составе городской комиссии по противодействию коррупции, активно участвуем в работе по этому направлению. В ряде районов мы представили наших преподавателей в состав комиссий по урегулированию конфликтных интересов. То есть мы начали активно взаимодействовать с нашей городской властью по участию и совместной разработке проектов и программ. Мы получили приглашение и с большим удовольствием включаемся в работу по формированию конкретных точечных программ, например по туризму, развитию наших многофункциональных центров. Так, мы уже обучили сотрудников. Сейчас мы обучаем вопросам противодействия коррупции и вопросам антироссийской направленности 600 работников социальной сферы. И все это совершенно безвозмездно, так как это интересно нам, и от этого — польза городу».

«Мне как жителю Нижнего Новгорода всё равно, кто им управляет, – высказался Владимир Буланов. – Мне важно, горит ли на улице свет, вывезена ли помойка, почищен ли снег. Живу я в Холодном переулке. Когда мэром был Юрий Исакович Лебедев, там чуть ли не зубными щетками мели. С тех пор многое изменилось. И припарковаться практически негде. Но в последнее время как-то чистят, предупреждают объявлениями: “пожалуйста, не ставьте машины” или “ставьте на другой стороне”. Утром смотришь – хотя бы можно идти, можно проехать».

И еще одну позитивную тенденцию отметил Буланов: «Если во время моего первого депутатского срока ко мне обращались: “помоги устроить в детский садик”, “помоги устроить в школу”, то сейчас сотрудники завода отвели в школу восемнадцать первоклашек – все сами устроились куда хотели, и с садиками стало полегче.

Что касается депутатской деятельности, – продолжил депутат, – то я работаю второй созыв, я сознательно шел на эту работу. Ведь было очевидно, в чем причина конфликта между Валерием Павлиновичем и Вадимом Евгеньевичем: город начали “жать”. “Жать” до такой степени, что дальше некуда. Сначала они экспериментировали с административно-технической инспекцией, потом забрали все полномочия. Как это так – город-миллионник должен привлекать инвесторов через длинную схему! Это как минимум несправедливо. Сейчас, слава богу, в Законодательном собрании появилось городское лобби. Заксобрание перестало быть ксероксом, который голосовал за все, что ему приносили: восемьдесят пять процентов от регионального правительства, пятнадцать – с федерального уровня. Что касается оценки, то я всегда считал, что хороша та власть, которую не замечают».

На том и порешили. Городская власть сработала лучше, чем от нее ждали, но теперь стоит надеяться на большую эффективность.

От себя же добавлю: нам в редакцию стали гораздо меньше жаловаться на текущие трубы и крыши, невывезенный мусор и т. д. Люди обращаются совсем по другим вопросам: здоровье, выделение земли, работа правоохранительных органов. А это значит, что все-таки что-то в городе меняется.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: Получилось лучше, чем рассчитывали

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру