В Нижнем Новгороде представили новый экраноплан

Три месяца назад страна и, не побоюсь этого слова, мир отметили 100-летие со дня рождения выдающегося конструктора Ростислава Алексеева. Его имя дорого каждому горьковчанину (и некоторым нижегородцам), который хоть раз прокатился на «Ракете» или «Метеоре». Те, кто отдыхал на Черноморском побережье, знают еще и «Комету». Все это разработки конструкторского бюро под руководством Р. Е. Алексеева.

В Нижнем Новгороде представили новый экраноплан
При удачном раскладе экраноплан поднимется в воздух в 2020 году Фото: Ярослав Гунин

Некоторые, может быть, еще вспомнят экранопланы, которые в конце 90-х летали по Оке и Волге в районе Стрелки, но в двухтысячных и те и другие приказали долго жить. Скоростной флот перевели в Санкт-Петербург, а вот с экранопланами дело обстояло сложнее. За последние 20 лет в России не было построено ни одного «летающего» судна. Однако в нынешнем году скоростной флот ждет существенное пополнение.

Георгий Анцев

– По большому счету экранопланы умерли вместе с СССР. Причем умерли они не вопреки, а благодаря, в том числе активной деятельности иностранных спецслужб, – убежден генеральный директор Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева Георгий Анцев.

Во многом их гибели способствовали заявления о том, что дельта между «ценой» и «качеством» слишком велика. С развитием в современной России двигателестроения вопрос с силовыми установками был решен, и теперь экраноплан вполне себе рентабелен, – убеждены в ЦКБ.

На минувшей неделе в Нижний Новгород привезли макет экраноплана нового поколения «Чайка-2». Презентация прошла в рамках юбилея конструктора Алексеева в театре оперы и балета. На праздник собрались как речники, так и авиаторы. Макет притягивал взгляды, фотографировались с ним и стар и млад.

– Я на Волге много лет проходил, поднимешь голову – летит. Ведь красота какая – разбегается по воде и взлетает, – делится воспоминаниями Федор Яковлевич Кирсанов.

К макету подходят гражданские, люди во флотской форме и даже работники авиазавода. Их легко отличить по тому, как обсуждают строение фюзеляжа и прочие особенности.

Разработка новой машины велась не один год и сейчас выходит на конечную стадию технического проектирования. При хорошем раскладе выкатка, а после и взлет возможны в 2020 году.

ЦКБ имени Алексеева разрабатывала модель вместе с основным партнером – питерским НПП «Радар ммс», на плечи которого легли все задачи по разработке навигационного оборудования.

Конструкторы с гордостью отмечают: все, что есть на экраноплане – отечественное. Над его созданием трудились конструкторские бюро из Самары, Казани, Ульяновска, но львиная доля работ пришлась на Нижегородскую область. На экраноплане будут стоять те же двигатели, что и на новом отечественном среднемагистральном самолете Ил-114. Это позволит обеспечить топливную эффективность в пределах 600 кг/час.

– Экраноплан по своей взлетной массе опережает «Мрию» (самый большой в мире несерийный транспортный самолет. – Авт.) на 20 лет, а, например, самый большой в мире серийный пассажирский самолет Ф-380 – на 40 лет, – рассказывает главный конструктор.

Макет экраноплана представляет собой биплан, но его корпус построен по судовым технологиям, что позволяет ему держать мощнейшие гидроудары. Модель прошла испытания в аэротрубе и гидрокамере.

– Мы определились с конечным обликом. Далее в технический проект будут внесены изменения, и после этого можно приступать к строительству первого экраноплана, хотя не исключено еще множество отсечек перед этим, – отмечает директор по инновационному развитию и маркетингу ЦКБ имени Алексеева Сергей Королев.

Основный вопрос упирается в стоимость работ. Пока все это коммерческая тайна, даже затраты на опытно-конструкторские разработки.

– Прежде чем говорить о серийном производстве, надо понимать, кто платить будет. Тут есть три варианта: государство, акционеры и иностранные заказчики. Мы бы хотели, чтобы это был первый вариант и Россия стала первым заказчиком. Мы патриоты, иначе делали бы экраноплан не в этой стране, – поясняет Сергей Королев.

Спрос на экраноплан, пусть даже представленный в виде макета, кстати, уже есть. Разработчики заказчиков не называют, но отмечают, что экраноплан может быть пассажирским, грузопассажирским, спасательным.

– Мы ведем переговоры с крупными компаниями, например, Газпромом. Даже с Роскосмосом рассматриваем возможность сотрудничества и применения в разных местах, но ни о каких соглашениях речи пока не идет, – подчеркивает Сергей Королев.

Работу над созданием экраноплана параллельно с Россией ведут многие страны, в том числе США, Китай, Южная Корея.

– Все сведения о разработке экранопланов засекречены. У всех есть какие-то урывки. Китай, говорят, свой уже выкатил, но очень много неудач в этом проекте, – рассказал Георгий Анцев.

По его словам, в России экраноплан будет незаменим для охраны морских границ, в Арктике, на Дальнем Востоке. Там, где нет привычных аэродромов. Экспорт может быть налажен в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Вьетнам, Южную Америку и Южную Африку, в Арабские Эмираты. И это только по самым скромным оценкам.

Испытания пройдут не над Волгой – слишком большая скорость и слишком большой риск при скорости в 360–400 км/час. Возможно, для этого подойдет акватория Горьковского водохранилища, но пока об этом конструкторы предпочитают не говорить.

Стоимость первого экраноплана пока тоже не раскрывается, но отмечают, что она будет сопоставима с ценой воздушного судна аналогичной грузоподъемности, в данном случае это Ил-18.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Полет – в плавании

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру