Некоторые, может быть, еще вспомнят экранопланы, которые в конце 90-х летали по Оке и Волге в районе Стрелки, но в двухтысячных и те и другие приказали долго жить. Скоростной флот перевели в Санкт-Петербург, а вот с экранопланами дело обстояло сложнее. За последние 20 лет в России не было построено ни одного «летающего» судна. Однако в нынешнем году скоростной флот ждет существенное пополнение.
– По большому счету экранопланы умерли вместе с СССР. Причем умерли они не вопреки, а благодаря, в том числе активной деятельности иностранных спецслужб, – убежден генеральный директор Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева Георгий Анцев.
Во многом их гибели способствовали заявления о том, что дельта между «ценой» и «качеством» слишком велика. С развитием в современной России двигателестроения вопрос с силовыми установками был решен, и теперь экраноплан вполне себе рентабелен, – убеждены в ЦКБ.
На минувшей неделе в Нижний Новгород привезли макет экраноплана нового поколения «Чайка-2». Презентация прошла в рамках юбилея конструктора Алексеева в театре оперы и балета. На праздник собрались как речники, так и авиаторы. Макет притягивал взгляды, фотографировались с ним и стар и млад.
– Я на Волге много лет проходил, поднимешь голову – летит. Ведь красота какая – разбегается по воде и взлетает, – делится воспоминаниями Федор Яковлевич Кирсанов.
К макету подходят гражданские, люди во флотской форме и даже работники авиазавода. Их легко отличить по тому, как обсуждают строение фюзеляжа и прочие особенности.
Разработка новой машины велась не один год и сейчас выходит на конечную стадию технического проектирования. При хорошем раскладе выкатка, а после и взлет возможны в 2020 году.
ЦКБ имени Алексеева разрабатывала модель вместе с основным партнером – питерским НПП «Радар ммс», на плечи которого легли все задачи по разработке навигационного оборудования.
Конструкторы с гордостью отмечают: все, что есть на экраноплане – отечественное. Над его созданием трудились конструкторские бюро из Самары, Казани, Ульяновска, но львиная доля работ пришлась на Нижегородскую область. На экраноплане будут стоять те же двигатели, что и на новом отечественном среднемагистральном самолете Ил-114. Это позволит обеспечить топливную эффективность в пределах 600 кг/час.
– Экраноплан по своей взлетной массе опережает «Мрию» (самый большой в мире несерийный транспортный самолет. – Авт.) на 20 лет, а, например, самый большой в мире серийный пассажирский самолет Ф-380 – на 40 лет, – рассказывает главный конструктор.
Макет экраноплана представляет собой биплан, но его корпус построен по судовым технологиям, что позволяет ему держать мощнейшие гидроудары. Модель прошла испытания в аэротрубе и гидрокамере.
– Мы определились с конечным обликом. Далее в технический проект будут внесены изменения, и после этого можно приступать к строительству первого экраноплана, хотя не исключено еще множество отсечек перед этим, – отмечает директор по инновационному развитию и маркетингу ЦКБ имени Алексеева Сергей Королев.
Основный вопрос упирается в стоимость работ. Пока все это коммерческая тайна, даже затраты на опытно-конструкторские разработки.
– Прежде чем говорить о серийном производстве, надо понимать, кто платить будет. Тут есть три варианта: государство, акционеры и иностранные заказчики. Мы бы хотели, чтобы это был первый вариант и Россия стала первым заказчиком. Мы патриоты, иначе делали бы экраноплан не в этой стране, – поясняет Сергей Королев.
Спрос на экраноплан, пусть даже представленный в виде макета, кстати, уже есть. Разработчики заказчиков не называют, но отмечают, что экраноплан может быть пассажирским, грузопассажирским, спасательным.
– Мы ведем переговоры с крупными компаниями, например, Газпромом. Даже с Роскосмосом рассматриваем возможность сотрудничества и применения в разных местах, но ни о каких соглашениях речи пока не идет, – подчеркивает Сергей Королев.
Работу над созданием экраноплана параллельно с Россией ведут многие страны, в том числе США, Китай, Южная Корея.
– Все сведения о разработке экранопланов засекречены. У всех есть какие-то урывки. Китай, говорят, свой уже выкатил, но очень много неудач в этом проекте, – рассказал Георгий Анцев.
По его словам, в России экраноплан будет незаменим для охраны морских границ, в Арктике, на Дальнем Востоке. Там, где нет привычных аэродромов. Экспорт может быть налажен в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Вьетнам, Южную Америку и Южную Африку, в Арабские Эмираты. И это только по самым скромным оценкам.
Испытания пройдут не над Волгой – слишком большая скорость и слишком большой риск при скорости в 360–400 км/час. Возможно, для этого подойдет акватория Горьковского водохранилища, но пока об этом конструкторы предпочитают не говорить.
Стоимость первого экраноплана пока тоже не раскрывается, но отмечают, что она будет сопоставима с ценой воздушного судна аналогичной грузоподъемности, в данном случае это Ил-18.