Уравняют ли в транспортных правах студентов государственных и коммерческих вузов?

Среди неунывающей студенческой братии порой кое-кто, конечно, задумается: а что это ребята из Лобача со скидками ездят, а мы – из коммерческого вуза – за полную стоимость. Хотя и дипломы одинаковые выдают.

Уравняют ли в транспортных правах студентов государственных и коммерческих вузов?
Фото: Андрей Абрамов

К такому положению, казалось бы, все уже привыкли. Но вот некоторые заинтересованные граждане и организации захотели поменять ситуацию на законодательном уровне.

Восстановить справедливость

В Закосбрание Нижегородской области и во фракцию «Единая Россия» поступили обращения с просьбой рассмотреть возможность предоставления льготного проезда для учащихся негосударственных образовательных заведений. Обсуждение этого предложения на комитете по экономике и промышленности вылилось в дебаты о социальной справедливости и о качестве образования в государственных и частных вузах.

Тему льготного проезда депутаты не «забанили», но все же решили отложить вопрос, чтобы подкрепить проект финансовым обоснованием, мнением Общественной палаты, Нижегородской ТПП и Ассоциации промышленников.

«Сегодня по действующему закону правом льготного проезда на общественном транспорте пользуются студенты государственных учреждений среднего профессионального (техникумы, колледжи, профучилища, ссузы) и высшего (вузов) образования, – ввел в курс коллег председатель комитета Олег Лавричев. – Им предоставляются льготы на городском транспорте, за исключением такси и маршруток, на автобусном и железнодорожном транспорте пригородного сообщения на период учебного года – это 50% от действующего тарифа. И вдобавок еще на проезд по канатной дороге Бор – Нижний Новгород. Но эти льготы не распространяются на студентов, которые учатся в негосударственных средних и высших учебных заведениях, хотя они по окончании тоже получают документы государственного образца. При этом и в государственных учебных заведениях тоже есть студенты, обучающиеся на платной основе. Почему такое разделение и несправедливость существует?»

Цитата:

Студенты-платники есть и в государственных вузах, и им дают льготы на транспорт, а тем, кто учится в частных образовательных организациях, не дают.

Такое «выделение» кажется не совсем логичным для тех, кто этих льгот не имеет. В то время как обеспечение условий для реализации конституционного права граждан на получение образования является обязанностью государства.

«Государство должно создать равные условия для доступа к системе обучения, – уверен Лавричев. – И мы готовы рассмотреть инициативу, исправить несправедливость по отношению к учащимся негосударственных вузов и средних профессиональных образовательных учреждений».

Согласно проекту, предлагается предоставлять льготный проезд (такую же 50%-ную скидку) студентам частных профессиональных образовательных организаций, имеющих лицензию и государственную аккредитацию.

Раздрай… Или – тоже дети?

«Предложение, конечно, имеет право на жизнь, но если следовать букве закона, – говорит министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, – то не в нашей компетенции коммерческие негосударственные вузы. В проект в такой формулировке не войдут учащиеся частных общеобразовательных школ, например имени Михалкова, Ломоносова, в том числе религиозных».

С их учетом на транспортные льготы могут претендовать 18 организаций.      

А частных профессиональных средних «училищ» в регионе всего три: Нижегородский гуманитарно-технический колледж (с многочисленными филиалами по области), Нижегородский экономико-технологический колледж (г. Арзамас) и Нижегородский бизнес-колледж.

«Их (ссузов) осталось три, а было 24. Они спокойно сами по себе приказывают долго жить, – сказал Наумов. – В них учатся 1601 человек, в том числе 715 – «на бюджете». Поэтому надо посмотреть, кому, какой категории учащихся давать льготу, кого выделять. Нужно ли создавать преференции только частным колледжам? По аналогии с религиозными школами, когда мы отстаивали субвенцию этим школам с лицензией гособразца. Тогда мы для родителей расширили возможности для обучения детей».

Министр добавил, что всего в образовательных организациях учатся 49 218 человек, которые пользуются льготой на проезд, из них на бюджетной основе – 30 338. Численность обучающихся в частных вузах сегодня составляет 5589 человек, в том числе 781 «бюджетник».

«Но на 2017 год денег нет, и прошу воздержаться от принятия каких-либо решений. Потому что мы только внесем раздрай в сложившуюся систему», – рекомендовал министр.

«Сложное отношение к этой инициативе, – заявил гендиректор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев. – Льготами на проезд мы стимулируем поступление в государственные образовательные учреждения. Но, с другой стороны, и туда – в коммерческие заведения – тоже дети ездят учиться».

«Наша государственная система профобразования (ПТУ и техникумы) запросто «поглотит» всех, кто учится в частных колледжах», – ответил Наумов.

Льгота в рублях?

Депутат Олег Шавин отметил, что нужно определить целесообразность данной меры.

«Не должно быть дискриминационного отношения в зависимости от того, где студент получает образование, – согласен Шавин. – Я как человек технократический считаю, что мы не вправе определять за родителей, где учиться их детям, хотя “интересное” иногда там (в коммерческих образовательных заведениях. – Ред.) дают образование. Но принцип социального равенства нужно соблюсти, если не в этом году, так в следующем. Мы должны подумать об этом. Нужно финансово-экономическое обоснование, сколько эта льгота весит в рублях».

«Не всегда на местах, в районах есть государственные учебные заведения, где обучают нужным профессиям. Вот в Арзамасе – технологический колледж, и я не могу утверждать, что там как-то страдает качество по сравнению с другими...» – привел пример Олег Лавричев. Как депутат из Арзамаса и крупнейший работодатель он уверен, что если и давать льготу на проезд, то всем.

В то же время на заседании комитета прозвучали и другие мнения о качестве образования, которое дают в негосударственных вузах.

«А как мы будем мерять качество обучения? Выше 70 баллов ЕГЭ – давать льготы на проезд, а ниже – нет? – интересуется Александр Цапин, член Общественной палаты. – Сложная тема. Чем отличается студенты, которые обучаются на стоматолога на коммерческом отделении, от тех, кто на бюджетном? Подход должен быть равным, но нужно посчитать экономическое обоснование».

Заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Николай Мамонов проинформировал депутатов, что сегодня на школьников и студентов распределяются субсидии на общую сумму более 440 млн рублей. В сельской местности школьников возят бесплатно, городские студенты и ученики получают скидки.

«По нашим прикидкам, дополнительные затраты из областного бюджета на льготы составят от 50 млн до 70 млн рублей», – заявил он.

Ничего не менять!

В правительстве Нижегородской области предлагают воздержаться от внесения предложенных изменений.

«У нас бюджет профицитным сделан не от хорошей жизни, – заявила заместитель министра финансов Нижегородской области Наталья Исакова. – Такие условия поставлены Министерством финансов РФ. Буквально недавно пришло письмо, что в ближайшее время мы будем заключать с ним соглашение о получении дотации, и одно из требований – не принимать дополнительных мер социальной поддержки населения. Только по согласованию с Минфином РФ. Я не думаю, что федеральный минфин, узнав про дополнительные финансовые обязательства нижегородского правительства, эту меру соцподдержки одобрит».

Но, несмотря на эти рекомендации, члены комитета ЗС НО поручили своему аппарату совместно с областным правительством и фракцией «ЕР» продолжить работу над законопроектом, проработать возможность внесения изменений в закон о социальной поддержке и вернуться к его рассмотрению при формировании областного бюджета на следующий год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: Почему одним – льготы на проезд, а другим – нет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру