Андрей Тарасов: «В муниципалитетах лучше знают проблемы жителей»

Комитет по имуществу и земельным отношениям ищет компромисс и контролирует исполнение законов в Нижегородской области

Встретиться с депутатом Законодательного собрания Нижегородской области, председателем комитета по имуществу и земельным отношениям Андреем Тарасовым журналисту непросто. Андрей Николаевич – человек, который все время посвящает депутатской работе: то прием граждан, то заседание комитета, то парламентский день в одном из районов области. Но в своем плотном графике он нашел время рассказать о работе комитета и тех проблемах, которые предстоит решать в нынешнем году.

Комитет по имуществу и земельным отношениям ищет компромисс и контролирует исполнение законов в Нижегородской области
Андрей Тарасов Фото: Андрей Абрамов

– Андрей Николаевич, в новом созыве Законодательного собрания Нижегородской области были образованы три новых комитета: по земельным и имущественным отношениям, по транспорту и по предпринимательству, торговле и туризму. Для чего?

– Объективная необходимость их создания обусловлена тем, чтобы более внимательно подходить к вопросам, которые возникают в этих сферах при работе правительства Нижегородской области и различных организаций. Это дает уверенность, что мы сможем более взвешенно принимать решения при анализе законодательства региона.

– Если говорить о комитете по имуществу и земельным отношениям, какие приоритетные задачи сегодня перед ним стоят?

– Безусловно, нас очень волнуют сегодня вопросы по работе с земельным и имущественным комплексом Нижегородской области, по поддержке приоритетных и масштабных инвестиционных проектов.

– В чем разница между ними?

– С приоритетными инвестпроектами все понятно: это проекты, которые реализуются на территории Нижегородской области с целью поддержки инвестиционной составляющей региона. Предприятия, которые хотят развивать производства, могут получить льготы по уплате земельного налога, по имуществу. Они создают новые рабочие места, наращивают выпуск продукции. Мы понимаем, что в перспективе регион получает работающее предприятие с новыми рабочими местами, с «белой» зарплатой, с увеличением налоговой базы и т. д. От этого в будущем во многом зависит наполнение бюджета области. Предложения по таким инвестпроектам мы очень внимательно рассматриваем совместно с комитетом по промышленности.

С понятием «масштабные проекты» сложнее. «Масштабный проект» – это проект, который должен быть реализован на территории Нижегородской области в интересах ее жителей. Мы рассчитываем получить какой-либо объект социальной направленности, спорта, социального обеспечения населения, образования. А инвестору без конкурса достается земельный участок. Стоит это того? Да, безусловно. Но мы бы хотели сегодня проанализировать, что получает область и город взамен. К сожалению, порой на инвестсоветах правительства области «масштабным проектом» признается, например, строительство аптеки или комбината бытового обслуживания. А насколько это масштабные проекты? Думаю, что это перегиб. Аптеки – частные предприятия, довольно рентабельные. Тут не должно быть какого-то подарка земельного участка. В ближайшее время на нашем комитете мы рассмотрим изменения в законодательство Нижегородской области с целью корректировки закона и более четкого определения критерия «масштабности».

– Но это лишь небольшая часть работы.

– Безусловно. Перед принятием бюджета мы разбирались с тем, какие дополнительные поступления в облбюджет будут от арендаторов имущества областной собственности. При этом мы понимаем, что идет приватизация, продажа государственного имущества. Практически каждый месяц вносятся изменения в план приватизации. И мы анализируем совместно с другими комитетами (в первую очередь с бюджетным), насколько эффективно эти объекты сегодня используются, в какую сумму они оценены, чтобы регион получил максимальную выгоду. Имущества остается в области все меньше и меньше. Поэтому наша задача – следить, чтобы имеющиеся объекты либо рационально использовались, либо продавались по рыночной стоимости. И чтобы компании, приобретающие имущество, своевременно за него платили.

Вторая тема, которая нас безусловно волнует, – доходы, поступающие от инвесторов, осуществляющих строительство коммерческих объектов и коммерческого жилья. Общая сумма задолженностей по поступлениям средств от инвесторов составляет более 2,5 млрд рублей с учетом пеней.

– И что с этим делать?

– Мы ведем совместную работу с правительством области, с тем чтобы максимально взыскивать эти долги. Причем при подготовке бюджета мы заложили статью, в которой предусмотрено перечисление денежных средств, полученных в счет взыскания долгов по аренде земли, в фонд поддержки предприятий области порядка 500 млн рублей. Эта помощь очень важна для предприятий, которым требуется финансовая поддержка, например при погашении процентов при открытии кредитных линий и заимствований для приобретения нового оборудования.

Поэтому и дальше в Заксобрании будем внимательно анализировать и отслеживать поступления денежных средств в этот фонд и кому они будут выделяться.

– Совсем близко к проблеме с арендными платежами за землю стоит другая проблема – обманутых дольщиков, не получивших свои квартиры.

– Проблема очень злободневная. Более 30 долгостроев на сегодняшний день, много обманутых дольщиков. Нам нужно оценить, какие проблемы в области законодательства существуют и насколько те изменения в законодательстве, которые предлагает правительство области, помогут их разрешить. Как сделать так, чтобы, не выделяя бесплатно земельные участки, помочь обманутым дольщикам достроить эти жилые дома. Понять, почему правительство области не создает некоммерческую организацию, через которую можно было бы решать эти проблемы. Тема пока в стадии обсуждения. Мы ищем компромисс, который позволит открыто, гласно, прозрачно строить и помогать обманутым дольщикам.

– Основная тема конца прошедшего и начала нынешнего года – это возврат градостроительных полномочий муниципалитетам.

– Эта тема вызревала два года. Так получилось, что в 2014 году по просьбе губернатора мы практически за 15 дней приняли закон «О перераспределении полномочий в области градостроительной политики и земельных отношений». Полномочия с уровня муниципалитета перешли к правительству Нижегородской области. Тогда это мотивировалось тем, что многие, особенно сельские районы, некомпетентно относятся к вопросам распоряжения землей, нарушают законодательство. Первые полгода было очень напряженно: шла адаптация системы работы правительства с этими полномочиями, были обращения от депутатов Думы Нижнего Новгорода, прокуратуры и жалобы бизнесменов, попавших в сложную ситуацию из-за этого закона. Два года прошло, мы убедились, что решение было ошибочным. При этом правительство региона еще стало пытаться забрать полномочия в области градостроительной политики. Был внесен законопроект, чтобы разрешения на строительство и ввод объектов с января 2017 года выдавало тоже оно.

Новый закон, который был принят в конце прошлого года, позволяет все вопросы распоряжения неразграниченными земельными участками, касающиеся дачных участков, личных подсобных хозяйств, гаражных кооперативов и т. д., решать на уровне муниципалитетов. Плюс они же готовят все изменения в генеральные планы. Но утверждать их будет правительство области.

– Что это даст?

– Прежде всего позволит начать работу по программе «волнового» переселения, которая на сегодня фактически приостановилась. Второе – поможет проводить аукционы по выделению участков под индивидуальное жилищное строительство. В последние два года эта работа была свернута, хотя вся документация подготовлена городом. Третье – муниципалитеты смогут более оперативно решать вопросы, с которыми к ним обращаются жители. На местах лучше знают, где какой земельный участок, можно ли на нем что-то строить и т. д. Плюс – сокращение сроков прохождения документов, получение дополнительных источников доходов бюджетами муниципалитетов при проведении конкурсов и аукционов по выделению земельных участков и т. д. И самое главное: мы рассчитываем вернуть хороших специалистов в области земельных и градостроительных отношений на уровень муниципалитета. Сейчас рассматривается вопрос, как достойно организовать эту работу в администрации города без проволочек в принятии решений и чтобы люди понимали механизм этой работы.

– На каком этапе сейчас эта работа? Есть ли трудности?

– На последнем комитете представители правительства Нижегородской области сообщили, что документы на 122 земельных участка в Нижнем Новгороде, используемых под дачное, гаражное строительство, ИЖС, огородничество, переданы в муниципалитет. Теперь нужно, чтобы по ним были приняты решения без проволочек. В июле текущего года мы начинаем мониторить реализацию этого закона на территории региона, чтобы определить все проблемные вопросы. Для нас важна информация с мест, особенно из сельских районов, какие сложности возникают при реализации данного закона. Все это позволит нам оценить, насколько качественно и грамотно используются эти полномочия на местах.

Верю, что вся проводимая нами работа позволит улучшить качество обслуживания населения в области земельных отношений и градостроительной политики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру