Нижегородцев обучат финансовой грамоте

Как зарабатывать и тратить

Деньги и, шире, финансы, – достижение человечества, сравнимое с освоением огня или изобретением колеса. Но они столь прочно вошли в обыденную жизнь, что не воспринимаются как феномен, скорее – как часть повседневности, понятная сама по себе, без дополнительных усилий.

Как зарабатывать и тратить
Константин Барановский, журналист

Реальность же такова, что финансы стали столь изощренными, что стоит уделать особое внимание обращению с ними. Например, вождению автомобиля обучают – это само собой разумеется. На бытовом уровне человек получает навыки, например, чистки зубов или правил этикета. А вот как правильно распоряжаться деньгами, не учит никто, что печально сказывается на гражданах. Казалось бы, после МММ, финансовых пирамид девяностых – начала двухтысячных годов, граждане должны ответственно относиться к финансам. Ан нет. Россияне (и нижегородцы в частности) отдают деньги проходимцам, теряют их в сомнительных финансовых операциях, живут не по средствам и залезают в долги. В частности, по итогам 2015 года Россия по финансовой грамотности пропустила вперед  Монголию и Зимбабве. Лишь треть (38%) россиян финансово грамотны, говорят данные  отчета рейтингового агентства Standard &Poor’s. По этому показателю Россия заняла 24-е место в мире.

Возможно, делу бы помогло комплексное Всероссийское финансовое обучение (Всефобуч), потому что финансовая дремучесть выходит боком всем: населению, государству, работодателям, финансовой сфере.

Конечно, и сейчас на государственном уровне уделяется определенное внимание финграмотности. Есть программа Центробанка, Сбербанка, соответствующие уроки в школах…

В Нижнем Новгороде в прошлом году запущена частная инициатива – проект «Финансы и общество», партнером которого стал депутат Законодательного собрания Нижегородской области Леонид Гойхман.  Проект рассчитан на 3 группы: молодежь (школьники и студенты), средний возраст, пенсионеры. Для каждой категории есть свой объем и уровень предлагаемых знаний. Причем, на финобучение молодых обращается особое внимание. В частности потому, что эксперты советуют учить финансам с детства, причем классе в 7-11, когда ребенок уже имеет первичные навыки обращения с деньгами и ему требуется понимание, как они работают в реальной жизни. Стоит отметить, что и подростки интересуются финансами/

В частности, по данным опроса проекта «Финансы и общество» у 38%  старшеклассников есть минимальные знания и желание узнавать новое, 25% опрошенных считает, что у них есть знания, но хотелось бы лучше разбираться в некоторых вопросах, 21% выразил желание узнать о финансах больше. И 16% считают, что финансовых знаний у них достаточно. Наибольший интерес  у школьников вызывают  темы  «Как взрослым достаются деньги?» - 57%, ведение семейного бюджета – 66%. Не забывают школьники о собственном будущем, учеба как инвестиция в собственное благополучие интересна 72%, кроме того, 80% хотят узнать про планирование бюджета. Защиту от финансовых мошенников как тему для углубленного изучения отметили 62% опрошенных.

«Финансовые отношения являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И если ребёнка обучают социальным навыкам, то стоит просвещать подростков и на финансовые темы, что поможет им избежать ошибок в этой сфере. Грамотный, обладающий знаниями, просвещенный гражданин - ценный член общества. Да и жить легче будет, понимая, как работает финансовая система, какие есть риски и выгоды», - считает депутат ОЗС Леонид Гойхман.

Стоит сказать, что в 2017 году Центробанк России планирует развернуть проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы рынка придут в каждую школу!» на территории всей страны и охватить аудиторию в около 300 тысяч слушателей.

Появятся темы: страхование, кредиты, банковские карты, электронный банкинг, электронные финансовые услуги и технологии, биржа и другие институты финансового рынка, современные финансовые инструменты и стратегии инвестирования, механизмы пенсионных накоплений, а также личное финансовое планирование и финансовая безопасность. Отдельная тема будет посвящена ЦБ РФ как мегарегулятору финансового рынка.

Как бы то ни было, финансам нужно учить с детства. И чем больше источников подобных знаний – тем лучше. Как минимум можно посоветовать оценивать риски и не кидаться на первое попавшееся заманчивое предложение: кто знает, что на самом деле ждёт вас за углом? И казавшиеся лёгкими деньги могут преподнести неприятный сюрприз.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Финграмоте обучен?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру