Депутаты призвали не торопиться с надбавкой за вывоз бытовых отходов

Инвестиционная надбавка к тарифу на вывоз бытовых отходов несколько преждевременна. Это у нас получилось, как с региональным оператором Фонда капитального ремонта: денег собирают со всех очень много, а ремонтов мы не видим.

Депутаты призвали не торопиться с надбавкой за вывоз бытовых отходов
А. О. Котельников, депутат Думы Нижнего Новгорода

То же и с надбавкой за вывоз бытовых отходов – надбавка платится, она вроде бы предназначена для компенсации инвестору сделанных им вложений, но инвестор еще ничего не сделал и назвать его инвестором пока нельзя. Кто такой инвестор? Он приходит со своими деньгами, делает что-то хорошее, мы переходим на другую ступеньку своего развития и начинаем ему компенсировать понесенные расходы. А здесь получается, что он собирает с нас деньги, а потом на эти деньги что-то построит. Во-первых, это точно не инвестор. Во-вторых – построит или не построит?

В чем главные опасения? В том, что о создании в Нижнем Новгороде системы раздельного сбора мы говорим года с 2012-го. Сейчас 2017-й – пять лет прошло, но мы не видим пилотных проектов, не видим синих и желтых бачков для раздельного сбора пластика и бумаги. На полигоне сортировочных линий не появилось – даже самых простейших, для ручной сортировки. Полигон как 30 лет назад работал по принципу «привезти и утрамбовать трактором», так и работает (единственное изменение – сейчас хотя бы пересыпают песком, чтобы мусор не горел). То есть, пока нельзя говорить, что мы перешли к новым технологиям. Надеюсь, что перейдем.

Я бы на месте областного правительства либо вообще деньги сначала не давал – до реализации первого этапа, либо давал бы в небольшом объеме. И не нужно резкого повышения тарифа на вывоз мусора, повысили бы на 10-15 процентов, у «МАГ-Групп» собралось бы 200-300 миллионов рублей, они бы их освоили, тогда можно было бы давать следующую сумму. А зачем сразу давать им огромные деньги? Да, есть надежда, что все будет сделано хорошо, а если нет? Деньги собраны, и их уже не вернешь.

Еще одна проблема – мы без каких-либо конкурсов определили, что эти люди у нас занимаются мусором. Почему эти люди, по каким критериям их отбирали? А сейчас мы завяжемся с этими людьми деньгами, заплатив им пару миллиардов авансом, и уже не сможем поменять компанию.

Мне больше нравится немецкая схема. По ней весь мусор в городе принадлежит городу. И люди платят не плату за вывоз мусора, а налог за мусор. Все эти деньги поступают в муниципальный бюджет, и по конкурсу отбираются компании, которые будут пять лет выполнять те или иные функции: кто-то строить и эксплуатировать полигон, кто-то вывозить – и не обязательно одна компания, Нижний Новгород можно разбить, например, на три зоны. И немцы проводят эти конкурсы не на год, а на пять лет – за этот срок схема вполне окупается, можно и мусоровозы закупить, и другое оборудование. Муниципалитет управляет процессом и где-то использует свои структуры, можно иметь и муниципальную компанию по вывозу мусора. Но если мы не хотим тратиться на покупку машин, можем нанять частную компанию, если есть возможность ее заинтересовать.

Сейчас же муниципалитет самоустранился от этой проблемы, точнее даже – муниципалитет устранили от нее, поскольку выбор региональных операторов осуществляется областным министерством экологии. Город может только «поговорить» на эту тему, он не устанавливает критерии, не входит в комиссии по отбору. И о том, что выбран оператор по вывозу мусора из Нижнего Новгорода, мы узнаем только по факту.

Мы слишком многое отдали на откуп частникам, которые с трудом контролируют ситуацию. Самое главное – они сами собирают деньги с жителей. И мы не знаем, хорошо ли эти средства расходуются.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Утром – деньги, вечером – мусор

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру