Как нижегородский аэропорт справляется с погодными катаклизмами

Международный аэропорт Нижний Новгород в новогодние каникулы обслужил почти 200 рейсов. Мы узнали, как работает аэропорт зимой и готов ли он к капризам погоды.

Как нижегородский аэропорт справляется с погодными катаклизмами
Фото: Ярослав Гунин

Пассажиры вглядывались в темную даль из иллюминаторов и гадали: полетит, не полетит? Всю ночь над нижегородским аэропортом «Стригино» шел снег. Все это время работники аэропорта вели с ним борьбу. Им бы отдохнуть, в душ сходить, но не положено. Контрастный облив необходим сейчас только самолетам. На перроне суетятся специальные машины, которые обрабатывают воздушное судно перед вылетом специальной противообледенительной жидкостью.

– Основной момент в нашей работе – это безопасность полетов, хотя мы – наземная служба. Дело в том, что снежно-ледяные отложения на поверхности крыла сильно влияют на аэродинамические характеристики, уменьшая подъемную силу, увеличивают лобовое сопротивление за счет возмущения вихревых потоков. Все это в итоге может негативно сказаться на летном качестве воздушного судна, – рассказывает начальник службы наземного обслуживания нижегородского аэропорта Евгений Корнозов.

Проще говоря, снег, выпавший при нулевой температуре на крыло, при разгоне самолета по полосе заледенеет и будет препятствовать уборке закрылок. Чтобы предотвратить это, самолет сначала поливают специальной жидкостью, смешанной с горячей водой, которая удаляет снег и лед с поверхности. На втором этапе воздушное судно обрабатывают неньютоновской жидкостью, обладающей большой вязкостью. Она покрывает крыло словно пленка. При разгоне самолета жидкость сдувается с поверхности, и воздушное судно стартует в небо чистым.

Впрочем, снег опасен не только на крыльях, но и на полосе. На борьбу с ним выходит целая автоколонна. За небольшое время ей предстоит очистить перрон, рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы. Городским магистралям о такой скоростной уборке остается только мечтать.

– Снег на полосе влияет на коэффициент сцепления, что может создать трудности при посадке. Это тоже безопасность полетов. Самолет может выкатиться, например, – поясняет начальник аэродромной службы международного аэропорта «Нижний Новгород» Роман Рябчук.

Нижний Новгород является запасным для московского авиационного узла, и в случае нелетной погоды в столице большинство воздушных судов совершат вынужденную посадку именно здесь. Летное поле поддерживается в постоянной готовности, а полоса соответствует всем необходимым параметрам. Для этого в аэропорту применяются специальные реагенты и техника. В отличие от городских улиц асфальт здесь должен быть виден всегда. Из окна в зале вылетов за работой коллектива наблюдал директор аэропорта. Это не праздное любопытство – у него самого в скором времени рейс на Москву. Не опоздать бы. Но взлет-посадка идут по расписанию.

– Сложностей и проблем нет. Уборка снега в аэропорту – это прежде всего технология, в которой прописан порядок очистки. Первая, вторая, третья очереди: полоса, рулежные дорожки, зоны радиомаячных систем. У нас работают высококлассные специалисты, каждый их которых знает, что ему делать, когда и какой реагент применять. В комплексе наш аэропорт успешно справляется с непогодой и со снегом, – убежден исполнительный директор международного аэропорта «Нижний Новгород» Денис Букин.

Как только полоса очищена, разрывая снеговые заряды, на нее приземляется борт из Санкт-Петербурга. Он пробегает мимо неприметного бело-красного здания, в котором круглосуточно несут дежурство главные по погоде. О снеге и причинах его появления тут знают все.

– Предсказание погоды для авиации очень тонкое и сложное дело. Наши прогнозы отличаются тем, что они имеют очень небольшую продолжительность и очень высокую точность. Одно из опасных явлений для авиации, которое мы предсказываем, это снег. Пилотов очень интересуют сильные снегопады, которые существенно ухудшают видимость и создают заносы на полосе, – отмечает начальник авиаметеорологического центра «Нижний Новгород» Марина Евдокимова.

Синоптики измеряют высоту снежного покрова, количество выпавшего снега, температуру, которая влияет на то, останется снег на полосе или сам растает. Прогноз получают все авиационные службы и те, кто несет ответственность за уборку снега непосредственно на аэродроме. В комнате дежурного жарко. Вахта здесь несется круглосуточно. Монотонно бубнит радио, передавая погоду над Нижним Новгородом.

– Янки 0730. Заход ВПП 36 левая: покрыта сухим снегом 0,2 мм. Сцепление 0,4, – доносится из эфира.

Периодически на связь выходят самолеты, уточняя детали посадки и наличие птиц в зоне аэродрома. За ними тоже помогают следить синоптики.

Едва питерский «Боинг» свернул с полосы, на нее выруливает аэробус – ему в скором времени надо быть в столице. Взлетев, он качает крыльями, благодаря синоптиков, которые дали ему «добро» по погоде. Протяжным гудком его взлет приветствует уборочная техника, вновь вышедшая на поле в перерыве до следующего борта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: Самолеты мороза не боятся

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру