Готов ли Нижний Новгород осваивать деньги на развитие?

В новый, 2017 год Нижний Новгород вошел с бюджетом в 26,2 млрд рублей (собственные доходы – 13 млрд, безвозмездные поступления из других бюджетов – 13,2 млрд), расходы – 27,1 млрд руб. Это только стартовые цифры, и они, очевидно, будут расти.

Готов ли Нижний Новгород осваивать деньги на развитие?
Фото: городская Дума Нижнего Новгорода

Начнем с «Веры»

Депутаты Гордумы, утвердившие в декабре финансовый документ Нижнего Новгорода на 2017-й и на период 2018–2019 годов, отмечали, что есть еще не решенные проблемы, но с таким бюджетом уже можно «жить и дышать». Известно, что на ряд проблемных объектов город уже получает областное финансирование: это театр «Вера», детские садики в ЖК «Зенит» и в микрорайоне Бурнаковский – всего более 500 млн рублей.

По словам присутствовавшего на Гордуме вице-спикера Заксобрания Олега Сорокина, в этом году в город транзитом (на конкретные объекты. – Авт.) придут большие деньги, и администрации нужно быть готовой оперативно осваивать средства. Задачка не так проста, как кажется.

Ярче всех охарактеризовал документ председатель комиссии Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман.

«Это бюджет жестких реалий, борьбы с неэффективными расходами, но и с “человеческим лицом”, поскольку большая часть его направлена на решение социальных задач, – сказал депутат. – Администрация города набрала хороший темп во взаимодействии с правительством Нижегородской области по предоставлению бюджетных кредитов с низкой процентной ставкой. Они обходятся намного дешевле кредитов, которые муниципалитет Нижнего Новгорода вынужден привлекать в коммерческих банках».

На социальную сферу заложено более 17 млрд рублей, 63% расходов горбюджета.

Основные параметры бюджета 2017–2019 годов: образование, культура, физкультура и спорт – 17 млрд рублей; транспортная инфраструктура – 4 млрд рублей; содержание и ремонт автомобильных дорог и инженерных сооружений – 1,2 млрд рублей; капитальный ремонт, содержание, обслуживание жилищного фонда и коммунальных сетей (ЖКХ и энергосбережение) – 589 млн рублей; озеленение, содержание и ремонт сооружений инженерной защиты (благоустройство города) – 266 млн рублей; капитальное строительство – 2,6 млрд рублей; объем муниципального дорожного фонда – 155 млн рублей; обновление подвижного состава транспортных муниципальных предприятий – 693 млн рублей; соцподдержка граждан – 344 млн рублей; уличное освещение – 200 млн рублей; строительство школ – 86 млн рублей (но отметим, что планируется и областное финансирование); строительство жилья для расселения граждан – 12,9 млн рублей; контракты со СМИ – 6 млн рублей; снос несанкционированных торговых объектов – 4 млн рублей.

Город вернется на рынок облигаций?

Власти Нижнего Новгорода в будущем году, очевидно, намерены вести более динамичную, даже агрессивную финансовую политику. Город собирается взять с рынка облигаций больше 5 млрд рублей на пять-семь лет и заместить часть дорогих и коротких кредитов более длинными и дешевыми. Выпуск муниципальных бумаг намечен на осень 2017 года при условии хороших (низких) процентных платежей.

Есть у городских финансистов задача уменьшать дефицит бюджета и снижать муниципальный долг, но при этом хочется активно развиваться и благоустраиваться. Впереди ЧМ-2018 года, юбилей Нижнего Новгорода, нужно капитально прибраться в городе, навести лоск. Поэтому обнулить долг в ближайшее время вряд ли получится. (Выйти на профицит возможно только в 2019 году – заложено порядка 250 млн рублей.)

Дефицит бюджета в 2017 году составит 942 млн рублей (погашать его собираются за счет кредитов). Предельный объем муниципального долга – около 10 млрд.

Кредиторская задолженность на начало 2017 года, по словам Мочалкина, может сложиться в сумме 1,5 млрд рублей. И это еще одна проблема. О чем говорил депутат и директор школы Игорь Богданов: у образовательных учреждений копятся долги перед поставщиками.

Депутат предложил утвердить график погашения сверхлимитной кредиторской задолженности и увеличить ассигнования на ремонт образовательных учреждений.

«Недофинансирование сферы образования Нижнего Новгорода в 2017 году составляет порядка 500 миллионов рублей, – говорит Богданов, – столько денег необходимо для текущего и капитального ремонта школ. С теми средствами, которые заложены в бюджете на 2017 год, мы не можем позволить себе капитально ремонтировать школы. Требуется 235 миллионов рублей, а заложено лишь 40 миллионов. На текущий ремонт нужно 528 миллионов, а мы выделяем 111 миллионов. На эти деньги можно только что-то подмазать и подкрасить. Поэтому нужно выходить с предложением в правительство региона и в Законодательное собрание, создавать единую областную программу реконструкции зданий школ. Прежде всего в образовательных учреждениях нужно менять окна, чтобы в них стало теплее, а также заменять обычные лампы на светодиодные. Это позволит сэкономить бюджету города большие средства. У зданий школ рушатся фасады, их нужно менять. Требуется замена водопровода и канализации».

С лоббистов спросим

«Нужно настаивать, чтобы правительство области и Законодательное собрание разработали региональную программу реконструкции школьных зданий и заложили средства для этого», – уверен Богданов.

И еще одно предложение внес директор школы: департаменту транспорта необходимо определить круг перевозчиков, которые могут быть допущены до перевозки детей. Водители должны пройти обязательную аттестацию, а в муниципальных автопарках надо создать специальные детские автоколонны, где транспорт соответствовал бы всем требованиям. Глава администрации города Сергей Белов пообещал проработать вопрос.

«В бюджете мы видим подходы к погашению кредиторской задолженности Нижнего Новгорода, – считает депутат Александр Разумовский, – департамент финансов администрации работал открыто как никогда. Важно, что предусмотрено на 1,5 млрд рублей больше средств на решение социальных проблем. Администрация выполнит все обязательства перед пенсионерами, многодетными семьями. Все пособия, которые выдавались в прошлом году, будут выплачивать и в следующем. Приятно, что у депутатов городской Думы теперь есть возможность работать с правительством области, у нас появилось хорошее лобби в Законодательном собрании Нижегородской области».

Отметим, что в списки льготников включены дополнительные категории детей, имеющих право на получение льготного школьного питания (нуждающиеся в помощи будут определяться школьной комиссией), а также конкретизированы учреждения, в которых осуществляется выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком.

Ложку дегтя внес Николай Сатаев, предложив сразу после нового года вернуться к обсуждению «грабительских» тарифов на вывоз мусора, принятых на региональном уровне, и к повышению сбытовых надбавок (для Нижнего Новгорода рост индексов ЖКХ в 2017 году утвержден губернатором на уровне 12%).

Но особенно повеселил всех депутат Евгений Лазарев, призвав голосовать против бюджета, потому что в него не заложено столько средств на содержание дорожной сети, сколько положено по прежним нормативам (требовалось бы 2–3 млрд. – Авт.), не хватает также на туристические мероприятия и на расселение аварийного фонда и ряд других программ.

То есть бюджету Нижнего Новгорода нужно быть толще в два раза. Кто же против? Остается только «накачать» казну. В итоге депутаты проголосовали за принятие проекта бюджета: 32 из 37 присутствовавших депутатов – за, трое – против, двое воздержались.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: Бюджет с «человеческим лицом»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру