УФАС выдало предупреждения нижегородскому минздраву

Накануне Нового года территориальные антимонопольщики выписали последние «китайские предупреждения» нижегородскому здравоохранению. Они так или иначе касаются формирования в регионе «монопольного права» – практики объединения в один лот и лекарств, и услуг (доставка, хранение) и возникновения крупных поставщиков. Такие действия, по мнению ведомства, приводят к ограничению и вымыванию конкуренции из этой сферы, уменьшению числа поставщиков и, как следствие, возможному росту цен и бюджетных затрат.

УФАС выдало предупреждения нижегородскому минздраву

Аукцион на 600 миллионов отменить

Управление ФАС предписало до 26 декабря аннулировать закупку в 590 млн рублей на оказание социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан Нижегородской области.

Электронный аукцион на снабжение льготников лекарствами в 2017–2018 годах объявили в конце ноября ГКУ «Центр размещения заказа Нижегородской области» и министерство здравоохранения Нижегородской области (заказчик). На конкурс вышло две фирмы – ООО «Поволжье-Фарм», снизившее цену до 584 млн рублей от начальной в 590 млн, и ГП «Нижегородская областная фармация» с ценой предложения 587 млн рублей. (НОФ, как известно, наделена исключительными полномочиями по обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения в бюджетные учреждения здравоохранения.)

Контракт предполагалось заключить с «Поволжье-Фарм». Эта компания, в свою очередь, на конкурентной основе должна была выбрать непосредственного поставщика (не исключено, что им могла стать как раз НОФ).

Однако Антимонопольная служба в ходе внеплановой проверки конкурсной документации обнаружила признаки нарушения сразу нескольких статей Закона о контрактной системе.

«В лоте объединялась закупка и услуга, – пояснила начальник отдела контроля закупок Нижегородского УФАС России Светлана Кирьякова, – объем и предмет закупок были определены лишь частично. Отсутствует конкретизация лекарственных препаратов – нет перечня позиций; нет также и количества заявок, которые будет направлять заказчик непосредственному исполнителю по данному контракту. Не указываются международные непатентованные наименования, что также является нарушением. В требованиях минздрава названо только возможное количество получателей лекарств, которые на дату размещения документации попадают под льготы, но их может быть как больше, так и меньше, и не определено, какие лекарственные средства им будут нужны».

По сути, предполагалось, что компания – победитель торгов должна будет провести еще закупки по конкретным поставкам, то есть выполнить посреднические функции и получить, очевидно, свою маржу.

В результате проверки управления ФАС ГКУ «ЦРЗ НО» и нижегородский минздрав признаны нарушившими Закон о контрактной системе в сфере закупок (части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, статьи 42). Оператору электронной площадки – АО «ЭТС» – до 26 декабря 2016 года предписано отменить протокол проведения аукциона. А заказчику – до 27 декабря 2016 года представить в УФАС доказательства исполнения настоящего предписания.

«Важно, чтобы соблюдались правила, предусмотренные законом: препараты – отдельно, услуги – отдельно. Можно закупить медикаменты методом запроса котировок или руководствуясь положением о скорой неотложной медицинской помощи, по конкретным позициям и объемам», – предлагают возможные выходы из ситуации в УФАС.

Представители минздрава сообщили, что будут обжаловать предписание инспекции УФАС, отметив, что льготники при этом пострадать не должны. «Существующая схема обеспечения медпрепаратами в регионе работает с 2006 года и уже зарекомендовала себя. У нас очень высок процент получения льготниками препаратов и нет дефицита. В лекарствах нуждаются 56 тысяч льготников», – сказала замминистра Лариса Санинская.

«Фармация» – не панацея?

Кроме того, Нижегородское УФАС России рассмотрело дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Законодательного собрания Нижегородской области.

Еще год назад, 28 января 2016 года, региональный парламент принял Закон Нижегородской области от 28.01.2016 № 1-З «О полномочиях госпредприятия (ГП «НОФ») на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области».

Как мы уже отмечались выше, в регионе сложилась схема снабжения медпрепаратами через одного поставщика – НОФ. Сначала такая практика действовала на основании постановления правительства области, которое было оспорено УФАС в суде. Однако потом облправительство провело через ЗСНО соответствующий правовой акт, закрепляющий за НОФ этот статус.

Представители областного минздрава не раз – с привлечением главврачей больниц – доказывали преимущество этой схемы: закупка на оптовом рынке дает удешевление медикаментов, НОФ имеет логистику во всех районах области и склады хранения; отвечает за качество лекарств и оперативно может выполнять нужные поставки в медучреждения, что важно врачам и пациентам.

А вот в чем опасность сложившейся практики, указывал – и тоже не раз – глава УФАС Михаил Теодорович. Объем закупок «Фармации» – несколько миллиардов рублей. Но если идет снижение закупочных цен, то, наверное, должна быть и соответствующая динамика при отпускных ценах в аптеках НОФ и при поставках в сферу здравоохранения – больницы, учреждения минздрава (на закупку медикаментов больницы получают бюджетные деньги)? Однако такой информации в УФАС не было предоставлено.

А во время рейдов по аптекам, как сообщили в антимонопольном ведомстве, цена популярных препаратов в сети НОФ была ниже, чем у конкурентов, только в половине позиций (наименований), по другой половине были выставлены как раз наиболее высокие цены.

Поэтому ситуация, когда единственный поставщик лекарств минздрава имеет преимущество, но не демонстрирует при этом низкие отпускные цены, вымывая конкуренцию из сектора, и в то же время подпитывается бюджетными средствами, не может нравиться антимонопольному ведомству. При этом созданное при участии области госпредприятие НОФ зарабатывает прибыль (в том числе и за счет медучреждений) и тратит часть средств на всякого рода сомнительные расходы (машины, рекламу, спортивное спонсорство и проч., о чем СМИ уже не раз писали).

Но надо отметить, что закон о единственном поставщике лекарств в судах устоял – УФАС его оспаривало. Тем не менее еще в марте Законодательному собранию было выдано предупреждение о принятии мер по отмене данного законодательного акта до 1 октября.

Предупреждение исполнено не было. Антимонопольный орган по-прежнему считает наделение НОФ полномочиями «поставщика и исполнителя» в одном лице незаконным. Поэтому УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), а ответчику выдано предписание до 28 февраля 2017 года отменить соответствующий закон Нижегородской области (от 28.01.2016 № 1-З).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Лекарствам надо дешеветь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру