Директор нижегородских бань наводит порядок

Николай Петрович Сатаев – человек в городе известный. Как глава Канавинского района, министр промышленности Нижегородской области, депутат городской Думы Нижнего Новгорода. В нынешнем году он назначен директором МП «Нижегородские бани».

Директор нижегородских бань наводит порядок
Фото: Андрей Абрамов

Признаться, в бане на ул. Новой я не была года два. Последний визит (тогда отключили горячую воду летом) запомнился общей неухоженностью здания, территории, раздевалок и т.д. Повторить желания не возникало. Направляясь на встречу с Николаем Петровичем, удивляюсь произошедшим переменам. Убранная территория, приличного качества дорога, здание выглядит ухоженным. Перемены на лицо. С них мы и начинаем разговор.  

-          В каком состоянии вы приняли предприятие? Что с ним сейчас?

-          Куда бы я не приходил работать, я ставлю самую высокую планку для себя, своих подчиненных, той организации, которой руковожу. Так было, например, в областном правительстве. Когда я пришел, сказал, что министерство промышленности должно быть самым знаковым, самым эффективным, самым лучшим. Не сомневаюсь, что за два года работы, к тому же в период кризиса 2008 года, я сумел этого добиться. Мы тогда принесли огромную пользу. Сумели спасти ряд предприятий: дзержинское «Оргстекло», авиационный завод «Сокол» и ряд других. К сожалению, некоторые заводы сохранить не удалось. Исчезли с карты Канавинского района «Вторчермет», «Горьковский металлургический завод», но в этом скорее вина их руководства.

С таким опытом я пришел сюда, принял десять бань. Конечно, ситуация по многим объектам была критической. Долг МП «Нижегородские бани» составлял порядка 50 млн рублей. В настоящее время он вырос до 60 млн рублей.

- Откуда такая сумма убытка?

- Главная проблема – в том, что у нас себестоимость помывки 260 рублей на человека в общем отделении, стоимость билета для льготников – 160 рублей, для остальных – 280. А льготников у нас среди посетителей 53 %. Понятно, что убытки огромны – порядка 25 млн рублей в год. Нам необходимы субсидии. Дают субсидии на транспорт, городскую управляющую компанию, которую я вообще предлагаю расформировать. Мне удалось убедить депутатов, чтобы нам дали на 2017 год субсидию в размере 25 млн рублей выпадающих доходов.

Мы нашли и еще одно решение – продать неликвиды, которые находятся на балансе МП «Нижегородские бани» и за счет них погасить долги. У нас есть гостиница – трехэтажное здание на ул. Чаадаева, которое не функционирует уже несколько лет. Оно не нужно ни нам, ни городу. И таких объектов насчитали не менее десяти.

- На какую сумму?

- Порядка 50 млн рублей. Пришлось приложить немало усилий, чтобы провести оценку, перевести на баланс КУГИ. К настоящему времени один объект мы продали. К сожалению, процесс идет очень тяжело, потому что система закостенелая. Там выправлять нужно достаточно серьезно. Решения принимаются очень долго.

- Можно ли привести в порядок городские бани?

- Мы сейчас этим и занимаемся. Состояние некоторых бань, в частности той, что на ул. Свободы, меня повергло в ужас. Котел там стоял 1932 года выпуска. КПД у него был 5%. Огромный расход газа. Сейчас проводим реконструкцию. Поставили три маленьких современных котелка. Газа стали расходовать в разы меньше.

Пришлось наводить порядок и внутри, и на прилегающей территории. Были приняты регламенты по температурному режиму, обслуживанию оборудования.  

Пришлось поработать с персоналом. Захожу в номера: у кого-то картинки висят, у кого-то молитвы. Естественно, все это дело заставил убрать. В общественном учреждении этого быть не должно.

- С постоянными посетителями были конфликты?

- Те люди, которые посещают бани долгие годы, уже начинают считать себя здесь хозяевами, свои порядки устанавливают. Пришлось немножко поработать. Например, для меня было дико, что здесь, на ул. Новой, в центре города, некоторые (мужчины и женщины) любили после парной выйти из бани и прогуливаться возле нее, принимая воздушные ванны. В трусах, нижнем белье, простынях. Я это, естественно, запретил. Пусть на даче или дома так себя ведут. Порядок и дисциплина должны существовать.

- Смотрю, и территория у вас стала благоустроенной.

- С минимальными затратами мы заасфальтировали все крошкой асфальтовой, оборудовали стоянку для машин – в центре города это проблема. Теперь и дворники могут нормально убирать. Приобрели мини-трактор, чтоб зимой снег чистить.

Конечно, для меня было дико, что персонал: водители, плотники, электрики – ютятся либо в подвале, либо в КУНГе. Это неприемлемо. У людей должны быть условия, чтоб переодеться, помыться, сходить в туалет и т.д. Сейчас мы для них оборудуем помещение порядка 40 кв. м. К новому году они его получат.

- Баня – это прежде всего пар, а пар – это котлы. Что с техникой было? Что стало?

- Не было контроля за техническим состоянием имущества. Главный инженер приходил на работу практически два раза в месяц – только за зарплатой. Спрашиваю его, почему задвижка котла не ремонтируется - «А как ее ремонтировать? Мы покупаем новые». Как она разбирается, он не знает. Я могу любой механизм разобрать и собрать. А уж главный инженер тем более должен уметь. Один котел работал, второй – нет. Восстановили его. Сейчас требуется только ремонт пола, чтоб мусор не засасывался в котлы.

И так далее. Все было пущено на самотек. Не было графиков планово-предупредительного ремонта по каждой бане, каждому объекту. А это необходимо. В прошлом году, например, было списано 3 млн рублей на оплату фирме за очистку крыши от снега. Я себе такую вольность не позволю. Ни копейки на это выделено не будет. Просто считаю, что эти деньги уворованы при попустительстве прежнего руководства города.

- Что сейчас происходит? Куда дальше двигаться собираетесь?

- В декабре будут составлены графики ремонтов. Мы будем закрывать бани, например, на месяц, и полностью делать: раздевалки, парильные отделения, моечные. Хочу в дальнейшем туриникеты поставить, чтобы учитывать время. Человек платит за два часа, а парится может и весь день. Нужно фиксировать время захода и выхода.

- Где находите резервы для экономии и заработка? Долги-то нужно гасить.

- На ул. Батумской, например, мы получаем газ через «Теплоэнерго». Платим за энергоноситель, за транспортировку, так еще и посреднику. Хотя оборудование свое там было, поставлено 11 лет назад, но не введено в эксплуатацию. Пришлось вложить немалые средства, чтобы его запустить. Думаю, что к январю у нас будет прямой договор с газовщиками.

Или, например, плата за вывоз мусора. Тарифы растут. Я дал задание – сделать так, чтобы мы не платили больше. Как? Нужно более плотно укладывать мусор, организовать оптимальный график вывоза. У нас расходы не увеличились ни на копейку. Но за такую работу я плачу премию дворникам.

За полгода благодаря этим и другим мерам мы сэкономили 5 млн рублей. 3 млн рублей мы вложили в реконструкцию. И продолжаем эти работы. При нормальном хозйствовании предприятие может стать безубыточным. Но, к сожалению, накладываются некоторые моменты, связанные с решениями федерального правительства, которые опускают нас ниже плинтуса.

- Это какие?

- Например, налог на имущество. В 2015 году он составлял 200 тыс. рублей за все 10 бань, то в 2016 году он возрос минимум до 20 млн рублей. Я считаю, что тут есть вина и наших действующих экономистов и работников КУГИ. С 2012 года было принято решение о расчете налога по кадастровой стоимости, но были предложены и пути, как ее снизить. Когда я задавал вопрос департаменту экономики и КУГИ, почему они не занимались этим с 2012 года, получил ответ, что об этом должно руководство бань беспокоиться. Но указать путь, по которому нужно идти, можно было? Полгода назад я занялся этим вопросом и смог снизить налог минимум в два раза. Но этой работой нужно заниматься! Если человек непродвинутый, временщик, он этого делать не будет.

- Николай Петрович, вы депутат городской Думы, многие помнят вас и как главу администрации Канавинского района. Сейчас ситуация в городе не очень хорошая. Люди жалуются на нечищенные улицы, гололед и т.д. Что бы вы порекомендовали в такой ситуации?

- Думаю, что нужно пересматривать работу районных администраций. У них никакого функционала нет, никакой ответственности нет и никаких денег тоже нет. Хотя работы – невпроворот. Но все функции разбазарили, люди уже не знают, куда обращаться. В половине случаев не нужны деньги, чтоб чистота была в городе – заставлять и контролировать. Домоуправляющие компании частные, никому не подчиняются. Дорожные – на грани развала. Должен быть один хозяин в районе, который будет отвечать за все, как в Штатах: снег идет, гром гремит, наводнение, землетрясение. В Советском районе 11 организаций будут отвечать за содержание территории. У семи нянек – дитя без глаза. Едем с депутатами с объездом. «Чье это?» «Дорожника» «Нет, «Жилищника» «Нет, это вообще ничье». Должен быть один ответственный.

А тротуары сейчас уже не почистишь. Мороз грянет, все скует – и до весны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Николай САТАЕВ: «Я ставлю для себя высокую планку»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру