Экс-мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев о бюджетных поправках и спорах

На минувшей неделе правительство Нижегородской области взяло бюджет следующего года «на доработку». В понедельник в Законодательном Собрании прошло заседание профильного комитета.

Экс-мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев о бюджетных поправках и спорах
Фото: Андрей Абрамов

- Были ли учтены поправки, предложенные депутатами? – интересуюсь у депутата Законодательного Собрания Юрия Лебедева.

- Нет. Просто внесли еще раз тот же самый бюджет.

- Парламент не место для дискуссий?

- Да-да, тот случай. Сейчас в Законодательное Собрание пришли депутаты самодостаточные, состоявшиеся в бизнесе, в жизни, в работе. Их избиратели зарядили энергией, напитали проблемами. Это депутаты, которые хотят участвовать в обсуждениях, работать на благо жителей города и области. Они хотят, чтобы лучше было, слушают чужие точки зрения, ищут пути решения вопросов. Но зачастую натыкаются на очень жесткую позицию областного правительства.

- В чем заключается поправка, которую уже называют «поправкой Лебедева»?

- На прошлом заседании комитета я внес поправку в закон «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области». Речь идет о том, сколько и каких налогов достается городским округам. Вот смотрите. У вас есть заработная плата. Вы четко знаете, что вы ее получите. И у вас, допустим, есть премия. Ее вы можете получить или не получить – в зависимости от результатов труда, наличия денег и т.д. В бюджете то же самое: есть размер установленных отчислений и есть дотация. Так вот дотацию могут дать, а могут и отказать.

- Вы что предлагаете?

- Принять поправку в закон, расписать, какому бюджету сколько процентов от какого налога – все, железно эти деньги придут. И на местах знают сколько их будет. А до этого им обещали дотацию. Посмотришь по сумме – вроде дотация неплохая, только не факт, что ты ее получишь.

Я внес предложение по десяти городским округам: Нижний Новгород, Арзамас, Бор, Выкса, Дзержинск, Саров и еще ряд - изменить нормативы отчислений. Например, в городе есть имущество. Часть налога, я считаю, должно идти в тот округ, где оно находится. Сегодня такого нет – все идет в областной бюджет. Я предложил 20% оставлять территориям. Налог с предприятий с упрощенной системой налогообложения. Сейчас с него ни одного процента в городские бюджеты не идет. Я предложил оставлять на местах до 50%. Бизнес-то работает в Нижнем Новгороде, на Бору, в Дзержинске и тд. Логично оставлять здесь средства. И НДФЛ. Сейчас отчисления в бюджеты городских округов с него 3%, а предлагаю увеличить до 8. Все это в сумме 4 с небольшим млрд рублей на 10 городских округов. Я считаю это вполне разумным и своевременным в тех экономических условиях, в которых мы сейчас живем. Огорчает нежелание правительства совместно поработать над этим вопросом, собрать рабочую группу, все просчитать и взвесить. Конечно, это требует большой работы, но ее проводить нужно. Эти изменения назрели. Вместо этого мне твердят о нарушении регламента при внесении, отсутствии сопроводительных бумажек и расчетов, чем, по моему мнению, министерство финансов должно заниматься. Все это стандартные бюрократические отговорки для того, чтобы просто «потопить» данную поправку. А задача-то проста: правительство области должно обсуждать вместе с нами это предложение, рассматривать его, а не отвергать. Не пугать районы области письмами, что из-за «поправок Лебедева» с них будут сниматься деньги.

- В чем же причина такого отношения правительства Нижегородской области?

- В регионе назревает системный кризис управления. У районов и городов забрали не только деньги, но и полномочия, в том числе и градостроительные. Сегодня, чтобы в каком-нибудь сельском районе построить, нужно ехать в область, писать заявку. И деньги от этого идут в областной бюджет. Централизация власти, которая была в регионе последние 10 лет, работала только по тому, что было много денег. Сейчас она работать не будет.

- Что же делать?

- Давать больше полномочий местному самоуправлению. Чтобы они были заинтересованы в результатах своего труда. Если у главы администрации не будут идти налоги или поступления в бюджет от выделения земельных участков под строительство, то он на месте быстрее разберется. В Сормове мне жители жалуются, что у них высотки собираются строить одну на месте детской площадки, другую – скверика. С главой администрации говорю. Он: «Я написал, что не согласен. А землю застройщикам все равно выделили». Надо отдать им полномочия, тогда начнется развитие. Чем раньше мы это сделаем, тем лучше будет и для города, и для области.

- Речь идет о децентрализации власти, не так ли?

Сегодня децентрализация власти в области необходима: во-первых, дать деньги и поделиться полномочиями. И во-вторых – выбрать приоритеты. Не говорю, что нужно закончить строительство крупных объектов. Можно правильно распределить деньги и на все хватит. И на то, чтобы к чемпионату мира готовиться, в том числе. Но и правильно расставить приоритеты необходимо. Важно учиться договариваться. Потому что когда политики упрямые, других не слушают, это не позволяет идти вперед.

Пока же риторика областного правительства сводится к тому, что «Нижний хочет забрать деньги, а область оголить». Да нет этого! Но и город в таком состоянии нельзя оставлять, потому что по нему судят о регионе.

- Вы ожидали такого отношения, когда избирались в Законодательное собрание?

- Я не первый год в политике. Конечно, понимал, куда шел. Но могу сказать, сколько раз я избирался депутатом – никогда такого не было, чтобы к мнению депутатского корпуса не прислушивались. Создавали рабочие группы и трудились. И я уверен, в конечном итоге, нам удастся наладить работу именно таким образом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 23 ноября 2016

Заголовок в газете: Юрий Лебедев: «Мы должны научиться считаться с мнением друг друга»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру