Администрация Нижнего Новгороде планирует сохранить портовые краны на Стрелке

Стрелка уже не станет прежней

«Администрация Нижнего Новгорода рассматривает возможность приобретения портовых кранов для их сохранения», – рассказал журналистам первый заместитель главы администрации города Сергей Миронов. По его словам, это единственная возможность спасти краны, давно ставшие одним из символов Стрелки, от разрушения.

Стрелка уже не станет прежней

Не так давно несколько кранов уже спилили. На сайте nn.mk.ru опубликовано даже любительское видео падения одного из могучих исполинов. Для многих порт стал символом города, таким же, как олень на главной кремлевской башне, или Ярмарка. Снеси их – и часть городской культуры будет утрачена.

Вокруг кранов сейчас много споров: нужны они городу или нет. И стоимость вроде небольшая – 1,5 млн рублей за штуку. Да разве в масштабах мегаполиса это цена? В то же время при экономии бюджетных средств траты могут показаться излишними.

«Нам хотелось бы узнать мнения горожан, ведь фактически им предстоит “скинуться” на покупку крана», – пояснил Сергей Миронов.

В самом порту немноголюдно, но появляться там никому не советую: собаки и маргинальные личности – основное население некогда работавшего предприятия. Борьбу с ним власти с переменным успехом вели не один год.

Фото: Ярослав Гунин

Впервые о сносе порта, будучи полпредом Президента России в ПФО, сказал Сергей Кириенко: мол, негоже столице Поволжья на самом видном месте грузоперевалку иметь. Инициативу активно обсуждали, предлагали варианты строительства делового центра, потом развлекательного, но дальше идеи дело так и не пошло.

Менялись полпреды, губернаторы, мэры, а Стрелка продолжала работать в качестве порта. Объемы, конечно, уже не те, что раньше были, но баржи все равно приставали. Когда обсуждали идею строительства стадиона неподалеку, одним из аргументов за было то, что стройматериалы можно будет подвозить по воде, не загружая городские дороги. Тогда идея многим показалась разумной, но вышло по-другому. Предприятие было признано банкротом и сейчас ликвидируется. Но что будет с его наследством?

Фото: Ярослав Гунин

За спасение оставшегося архитектурный критик выступает Марина Игнатушко, которая разместила петицию в адрес губернатора и полпреда с просьбой спасти порт от распила на металлолом.

«Портовые краны, так же как и пакгаузы на Стрелке, имеют мемориальное значение для Нижнего Новгорода. Они не только часть легендарной истории города, связанной с представлением о “кармане России”, “столице Волги”, “порте пяти морей”. Это реальный ресурс развития территории, способный принести ощутимые туристические дивиденды в качестве одного из брендов Нижнего Новгорода», – убеждена она.

«Во всем мире развита практика эффектного и эффективного приспособления инженерных сооружений под общественные нужды города (отели, аттракционы, инсталляции с использованием старой техники – в Амстердаме, Стокгольме, Токио, Париже, Берлине). Нижний Новгород может одним из первых в стране провести успешный эксперимент превращения закрытой и фактически брошенной территории в одну из главных городских достопримечательностей новейшей истории – за счет создания не просто обычного парка, вписанного в ландшафт, но и впечатляющей новой культурно-туристической локации, удобной для посещения в любое время года», – убеждена Марина Игнатушко.

Фото: Ярослав Гунин

Она напоминает, что опыт экспериментов уже был в Нижнем Новгороде: в 2011–2013 гг. под руководством профессора архитектурной школы Парижа Ля-Виллетт Ксавье Жюйо группа нижегородских и французских студентов создавала в порту временные объекты.

«Подобные художественные эксперименты формировали представление о Стрелке – месте соединения великих рек и смысловом центре города – как о меняющемся, открытом творческом пространстве. Необходимо сохранить оставшиеся инженерные конструкции и технику порта, провести открытый конкурс идей на использование этой территории», – убеждена архитектурный критик.

В администрации города с этим согласны и ведут переговоры с собственниками кранов о том, чтобы заморозить работы до времени принятия решения.

«Пока что им (собственникам) выгоднее эти краны на металлолом попилить», – поясняет Сергей Миронов.

В правительстве Нижегородской области, в чьем ведении и находится земельный участок порта, видимо, тоже поняли, что поторопились с распилом кранов. В департаменте градостроительного развития заявили, что портовые сооружения могут быть сохранены, если кто-то с соответствующей инициативой и проектом выйдет.

Фото: Ярослав Гунин

Отношение горожан к самому порту неоднозначное – кто-то считает, что можно его сохранить как память о том, что он тут вообще был, ведь в конце концов реки судоходны и нечего стесняться того, что Нижний Новгород является городом-портом. Другие считают наоборот: раз уж развалили, так пускай работу доделают.

По замыслам областного правительства, на месте порта будет разбит парк, но человек, который принял такое решение, в порту явно ни разу не был. Роза ветров такова, что это не самое привлекательное место для прогулок. Можно, конечно деревья посадить, которые будут защищать гуляющих от ветра, но сколько они расти будут? И вообще как в этот парк попадать? Транспорт туда не ходит, с парковкой около собора Александра Невского уже сейчас большие проблемы, и дальше будет только хуже.

В порту около креста, поставленного в память о погибших в результате крушения парома в середине прошлого века, лежат останки поваленного крана. Бродячие собаки около него печально воют, видимо, о судьбе повергнутого исполина. На другом конце порта доживает свой век у пока еще стоящего крана теплоход «Юрьевец».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 23 ноября 2016

Заголовок в газете: Нижегородский порт: исчезающая натура

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру