Все льготные категории нижегородских школьников продолжат получать бесплатное питание

Чиновники стремятся к справедливой оценке нуждаемости.

Все действующие льготные категории школьников Нижнего Новгорода продолжат получать бесплатное питание – до тех пор, пока городская Дума не договорится с администрацией о «критериях отсечения». Депутаты не хотят брать на себя непопулярное решение, чиновники стремятся к наведению порядка и справедливой оценке нуждаемости.

Чиновники стремятся к справедливой оценке нуждаемости.
Фото Евгения Алексеева

Вопрос об установлении льготных категорий воспитанников и учащихся детсадов и школ вызвал, пожалуй, наибольшее обсуждение на заседании Думы Нижнего Новгорода 19 октября. Оно и понятно, ведь еще до заседания депутаты успели поспорить в профильных комиссиях, а недружественные администрации СМИ напугали своих зрителей и читателей громкими заголовками о переводе на платное питание чуть ли всех детей из любых многодетных семей.

Отвечать за проект постановления на заседании Думы пришлось замглавы администрации Ирине Кудрявцевой. Начала с предыстории, с того, как вообще появились льготы на питание в школах. Вспомнила и указы президентов (1992 и 2003 гг), и закон Нижегородской области 2005 года и, наконец, постановление Гордумы 2008-го, по которому и кушают дети сегодня. Задачей же новых изменений Кудрявцева назвала конкретизацию перечня льготников. При этом она настаивала, что речь не идет о сокращении списка. Напротив – постановление предусматривает введение новых категорий.

Итак, согласно предложениям администрации, льготы по питанию планируется предоставлять следующим категориям детей: из малоимущих и малоимущих многодетных семей на период нахождения на учете в органах соцзащиты; инвалидам; детям нетрудоспособных родителей; из семей, чье жилье пострадало от пожара или разрушения (новая категория); лишившимся единственного или обоих родителей (тоже впервые); детям, чьи родители или законные представители являются инвалидами I и II группы (еще одна новая категория); детям «чернобыльцев»; детям погибших при исполнении служебных обязанностей (впервые).

Наиболее жаркие споры вызвал первый пункт, касающийся детей из многодетных семей. Семьи эти, как справедливо рассудили в администрации, имеют совершенно разные достаток (приводили примеры и из числа многодетных коллег), а посему странно и не совсем честно давать льготы всем им. Кудрявцева привела расчеты: в Нижнем Новгороде сегодня 112 000 учащихся, 26 000 имеют право на льготное питание, из них 9 200 – дети из многодетных семей. 60% этих семей действительно являются малоимущими, а остальные 40% таковыми назвать нельзя. Нельзя по закону, потому что малоимущей считается та семья, на каждого члена которой приходится доход ниже прожиточного минимума. Для несовершеннолетних в Нижегородской области установлен прожиточный минимум в 9 230 рублей. И вот она – «цена отсечения» льготников от нельготников.

Всего же, по расчетам администрации, под это «отсечение» попадут около 4 000 нижегородских детей. Остальным же придется получить соответствующую справку – и питаться как прежде.

Если бы постановление было принято 19 октября, то уже до конца года, по прогнозам администрации, экономия составила бы порядка 40 млн рублей.

Первым возмутился директор школы №91 Игорь Богданов, напомнивший, что многодетные семьи и без того несут колоссальные расходы, а посему сравнивать их с другими семьями не совсем корректно. «Я считаю, что неправильно отменять городскую льготу, которую мы сами же установили в 2008 году, – поддержала Ольга Балккина. – Я не призываю снять этот вопрос с повестки, но надо изменить критерий оценки малоимущей семьи. Критерий в 9 230 рублей не отражает реального положения». Согласился и председатель комиссии по соцвопросам Василий Пушкин: «Раньше мы говорили: рожайте, поможем. А сейчас: если у вас 9 200 – поможем, а если 9 300 – то сами». И предложил исключить из постановления этот пункт для того «чтобы потом другие критерии отсечения детей банкиров придумать».

Алексей Бобров давил на мораль: нельзя же сначала дать, а потом отобрать. «Мы получим большой социальный взрыв», – предвещал он, отметив, что и без того порой на улицу с депутатским значком выходить стыдно. А Игорь Нагорный попросил запротоколировать для его избирателей: он будет голосовать против постановления!

Депутат Евгений Лазарев напомнил было про другие «несправделивости» проекта постановления – из категорий льготников исключены учащиеся кадетских школ и коррекционных классов. Первые, по его словам, часто живут вдали от родителей, а про вторых отцы с матерями просто забывают, и кроме как в школе им порой и поесть негде. Коллеги пропустили слова Лазарева мимо ушей.

Николай Сатаев настаивал, что, хотят того депутаты или нет, но критерии отсечения все равно должны быть, да и всю систему школьного питания неплохо бы жестко контролировать. Марк Фельдман в свойственной ему манере заявил, что в идеале всех детей надо кормить бесплатно, но реалии другие…

Замглавы города Елизавета Солонченко пыталась было остановить споры. «Мы дружно пытаемся работать на публику, – обвинила она коллег. – Позиция, как минимум, несмелая». А для журналистов напомнила, что сама идея провести реформу льгот исходит из областного правительства – это там посоветовали «навести порядок», объясняя нежелание субсидировать соответствующие статьи расходов. Но в итоге сдалась. «Наводить порядок надо, но обижать детей не хочется», – призналась она.

Постановление решили принять за основу, в действие оно пока не вступает. Льготные категории остаются теми же, что и были, а депутаты вместе с чиновниками постараются еще раз договориться о том, как же определить, нуждается ребенок в бесплатном питании, или его родители вполне способны осилить 2 500 рублей в месяц на сытость своего чада.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Депутаты попросили добавку…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру