Джорджо Вазари – кстати, тоже архитектор и художник – считается основоположником мирового искусствознания. Причем, искусствознания доступного. Его «Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» и сегодня является не только настольной книгой для искусствоведов, но и интересным чтением для каждого интересующегося историей и культурой. Теорию искусства Вазари подавал через жизнеописания творцов, причем делал это максимально простым, понятным языком.
Одной из задач фестиваля «Вазари», который уже третий год подряд проходит нижегородском «Арсенале», как раз и состоит в том, чтобы зрителя с искусством, на этот раз – с архитектурой. Для Нижнего Новгорода тема – особая, порой – болезненная, но никакой политики в ее выборе точно нет, – рассказала «Московскому комсомольцу» один из кураторов фестиваля, директор ВВФ Государственного центра современного искусства Анна Гор.
– На самом деле архитектура в качестве темы фестиваля появилась потому, что, во-первых, ее сейчас как-то мало воспринимают как вид искусства. Все что угодно: стройка, недвижимость, политика, отношения, жилье, но только не вид искусства. И нам это кажется несправедливым, потому что архитектура – это одно из важнейших искусств. Более того, если, например, интересоваться живописью или нет – это ваш выбор, то архитектура вас достанет и догонит. Вы среди нее существуете, и она среди вас. Она формирует среду существования человека. Но, что парадоксально, понимать это искусство оказывается труднее, чем какое-либо другое, потому что понимать архитектуру никто не учит.
– Обязательная часть фестиваля – это книжная ярмарка. В этом году на ней будут книги, в основном, тоже об архитектуре?
– Необязательно. Это будут тексты об искусстве и смежных науках: философии, культурологии, рассуждения о восприятии искусства, популяризаторская литература. Мы уже приняли заявки более чем от 30 издательств. Как правило, это так называемые малые издательства, они печатают книжки, которые в нашем городе просто нигде не купишь. Поэтому с каждой нашей ярмарки покупатели уходят обычно даже не с одной книгой, а с целой стопкой.
Все три дня издательства будут устраивать свои презентации. Например, екатеринбургский журнал «Татлин», который буквально два месяца назад сделал спецвыпуск, посвященный зданию «Арсенала».
– В обычной, повседневной, скажем так, жизни «Арсенала» особое внимание уделяется детским программам. Но может ли что-то детям дать «Вазари»?
– С детьми, причем разного возраста, планируется много разных мастер-классов. К нам, например, приедет сотрудница ГМИИ имени Пушкина Анна Чудецкая, автор замечательной книжки «Что придумал Корбюзье?». Приедет образовательный отдел музея ПЕРММ – у них совершенно отличные методики, и они подготовили детям цикл под названием «Дерзкая архитектура». А для самых маленьких у них есть такая тема – «Дом, который построил я».
– Любое масштабное мероприятие «Арсенала» – это всегда гости с именем. Кого вы ожидаете на этот раз?
– Мы ожидаем много интересных людей, связанных с архитектурой или неравнодушных к ней, даже если они специалисты в других профессиях. У нас будет несколько очень серьезных международных гостей. Например, приедет Маттео Гидони – это издатель одного из самых авторитетных в мире архитектурного журнала. Вернер Хубер из Швейцарии, берлинский архитектурный критик Филипп Мозер, который давно с нами дружен. Приедет знаменитый Александр Раппопорт, теоретик архитектуры, архитектурный мыслитель. Его лекция называется «Архитектурное смешение языков – французского с нижегородским». Уж очень фраза Грибоедова для нашего города значима.
Одним из специальных событий будет своего рода бенефис Евгения Асса, архитектора «Арсенала», знаменитого московского автора, которому в августе исполняется 70 лет. «Вазари» откроется круглым столом с его участием на тему «Архитектура и коммуникация», и это, по-моему, очень современно, потому что мы живем в коммуникационную эпоху. Будет выставка-посвящение Ассу. Ее куратор – его сын Кирилл, а участники – многочисленные друзья, а у крупного художника друзья тоже всегда крупные художники. И еще у нас будет любопытный концерт знаменитой скрипачки Елены Ревич. Она тоже из числа друзей Асса. И мы назвали это «Концертом для скрипки с архитектором». Евгений Асс будет делать какие-то свои вставки и дополнения и как-то интерпретировать музыку. Что это будет, как это получится – ничего сказать заранее нельзя, потому что это сюрприз авторов.
Большой и очень важный круглый стол пройдет с участием известного критика Григория Ревзина и голландского архитектора, создателя журнала «Проект Россия» Барта Голдхорна. Это будет профессиональный разговор о том, что же за феномен такой был – нижегородская архитектурная школа, где он начинался и где закончился. Для Нижнего Новгорода это непраздный вопрос, потому что в свое время нижегородская школа сыграла колоссальную роль в развитии российской архитектуры вообще. Но сейчас этого уже нет.
– Получится ли состыковать максимально широкую аудиторию, на которую вы рассчитываете, и серьезные, научные, профессиональные разговоры, которые обычно ведутся на языке, не очень понятном той самой широкой аудитории?
– Пугаться какого-то непонятного языка не стоит, потому что, повторюсь, архитектура касается каждого. Конечно, если вы не знаете, что такое сандрик или как устроен портик, то вы можете залезть в Википедию. А вот услышать о своем городе из уст выдающихся, главных архитекторов России – это на самом деле дорогого стоит.
Или, например, фильмы, которые по традиции у нас представляет Павел Милославский. Кино-то может смотреть любой зритель! Другое дело, что фестиваль дает ему некий фокус, как бы поворачивает его внимание в определенную сторону.
Шоу критиков – наше традиционное событие – в этом году обещает быть очень выразительным. В нем примут участие совершенно потрясающие люди: критики Анна Наринская и Юрий Сапрыкин, знаменитый лингвист Ирина Левонтина. Это точно будет не скучно.
Фестиваль «Вазари» пройдет 16-18 сентября в ВВФ ГЦСИ «Арсенал» (Кремль, корпус 6).