Моста не будет?

Областные власти не просчитали Северный обход

Росморречфлот отказал руководству Нижегородской области в совмещении моста со своим объектом - низконапорной плотиной, посоветовав строить отдельный автомобильный переход. По данным, которым располагает «МК в Нижнем», включение моста в гидроузел в районе Городца повлечет

резкое удорожание строительства и сдвиг сроков.

Областные власти не просчитали Северный обход

Областному руководству посоветовали поискать десятки миллиардов в другом кармане.

Разочаровали

В «МК в Нижнем» в №7 от 10 февраля подробно излагал позиции сторон федерации и региона, поскольку региональные чиновники внедрили в сознание нижегородцев, что строительство нужного Северного обхода Нижнего Новгорода стартует вместе с плотиной. Все ждали судьбоносного прорывного решения Росморречфлота, и когда выяснилось, что проект гидроузла запущен, но моста на нем не запланировано, - последовало большое разочарование. Тем более, что с учетом возможного подтопления Балахнинской территории рассчитывать на компенсационный эффект жителям теперь очень сложно.

Замминистра транспорта РФ, руководитель Росморречфлота Виктор Олерский недавно заявил о недопустимости затягивания строительства низконапорного гидроузла под Городцом (интервью содержится в документах Минтранса РФ). Задача перед федеральными чиновниками стоит очень простая: обеспечить в короткие сроки речные грузопотоки между центром России и Балтийским регионом, а также круизное судоходство. Это самые узкие места - участок Волги от Городецких шлюзов до Нижнего Новгорода и нижнее течение реки Дон, здесь также появится низконапорный гидроузел - Багаевский.

«Мы завершили первый этап проектирования Нижегородского гидроузла, получили положительное заключение Главгосэкспертизы, - говорит Виктор Олерский, - сейчас заканчиваем подготовку технического задания для второго этапа проектирования. Нужно закончить его строительство не позднее 2020 года. Значение этого объекта трудно переоценить. Лимитирующий участок Волги находится в центре Единой глубоководной системы страны».

Шапкозакидательство не прошло

Но Нижегородской области было дано время, чтобы убедить Москву в целесообразности и необходимости.

Еще в марте перед навигацией Виктор Олерский провел в Нижнем Новгороде совещание по строительству низконапорного гидроузла под Городцом в районе Большое Козино. По данным ведомства, присутствовали все заинтересованные федеральные ведомства и институты, а также представители правительства Нижегородской области, проектных организаций (в том числе председатель совета директоров Волжского пароходства Р. Д. Багаутдинов).

Проект гидроузла с мостовым переходом, как ключевым элементом   проектируемого участка автодороги, представлял  заместитель губернатора Антон Аверин (он был одним из авторов этой идеи  еще при первом своем пришествии в облправительство). Мост безусловно решает важные задачи развития не только региональной транспортной сети, но и федеральной. Аверин убеждал, что включение  мостового перехода не повлечет больших изменений в проект. 

Планировалось, что начальная точка трассы будет примыкать к построенной первой очереди обхода Нижнего Новгорода на пересечении с федеральной дорогой М-7 «Волга» (Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа), конечная точка — к дороге Р-159 (Нижний Новгород — Киров). В точках соединения ставятся транспортные развязки.

Представители Института «Гипростроймост» также заверяли, что мост потребует минимальных изменений в проекте (нужно расширить «бычки» на сливной плотине и земляную часть дамбы). Откосы, укрепления, по их мнению, не будут нуждаться в корректировке, а сваи даже выйдут дешевле. Мост в совмещении с гидротехническими сооружениями в текущих ценах, по расчетам института, обошелся бы около 7 млрд рублей, а если делать его отдельно (на восемь километров выше по течению), то уже в 13 миллиардов.

Нижегородские чиновники даже были согласны, чтобы мост был не под первую, а под вторую и третью категории автодороги, что могло бы удешевить строительство, однако финансовые расчеты не представили, говорят в пресс-службе федерального ведомства.

На что Олерский отреагировал, отметив, что в нынешний ситуации такая позиция - миллиардом больше, миллиардом меньше - не пройдет.

А проектировщикам известно, что когда меняется нагрузка надо пересчитывать весь проект. Опоры - быки - не были рассчитаны на дополнительную нагрузку. По мнению генерального директора ООО «Техтрансстрой» В. Морозова, плотину придется делать шире, тогда увеличивать надо и противопаводковую дамбу. Кроме того, при проведении геологических изысканий в районе строительства обнаружены карстовые породы, что грозит провалами грунта. То есть, нужно думать о дополнительном укреплении. (Водохранилище предусмотрено руслового типа, сезонное. После окончания навигации предполагается производить его полную сработку до уровня нижнего бьефа с переводом этого участка реки в межнавигационный период в бесподпорное состояние.)

По словам заместителя руководителя Росморречфлота В. Вовка, минимальные изменения — это заблуждение. Кроме переделки собственно проекта гидроузла, необходимо также показать источники финансирования. Вовк также напомнил о безопасности судовождения и дополнительных сложностях для речников, при совмещении двух функционалов на объекте.

Миллиардом больше, меньше

Низконапорный гидроузел призван решить только одну задачу — улучшение условий судоходства на конкретном 60-километровом участке Волги, настаивают представители Росморречфлота.

Кстати, к шлюзам Багаевского гидроузела местные власти тоже пытались привязать мостовой переход. Но после детальной проработки проекта и финансового анализа (три года считали, что выгоднее) было решено отказаться от моста.

Нижегородскому региону давали месяц на более детальную проработку расчетов.

«Региональные власти, конечно, хотели бы получить еще и мост, совмещённый с гидроузлом, - говорит Виктор Олерский, - на наш взгляд, – это нецелесообразно. Мы провели расчеты, получилось, что строительство самого гидроузла обойдется в 42-45 млрд рублей, а если добавить мост и автомобильные подходы к нему, как предлагает областное правительство, получается 80 млрд рублей.

Если и строить мост в этом районе, то наши дорожники предлагают это сделать выше по течению, в восьми километрах от будущего гидроузла. По совокупности затрат, отдельный мост плюс дорога, будет дешевле с учётом меньших затрат на строительство подходов. Совмещённый вариант непременно приведет к удорожанию и затягиванию сроков проекта».

«Министерством транспорта поставлена задача — ликвидация узких мест на внутренних водных путях, — резюмировал руководитель Росморречфлота. — Поэтому уже в следующем году необходимо начать строительство и Багаевского шлюза, и Нижегородского низконапорного гидроузла. До 2020 года нам необходимо закончить реализацию этих проектов, поскольку Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)» могут не продлить. Так что если проектирование и строительство моста будет тормозить продвижение всего проекта, то вопрос о мостовом переходе снимается».

Кстати говоря, к дню рождения мне подарили газету «Известия» от 26 апреля 1965 года, так там на развороте, посвященном ограничениям и проблемам речной отрасли, те же названия и те же проблемы, например, Городец, Нижегородской области. Прошло 50 лет, а сложности прежние. Необходимо кардинальное решение проблемы.

Справка

Компоновка Нижегородского низконапорного гидроузла классическая: земляная плотина, водосливная плотина с водосбросом-регулятором в центральной части, однокамерный двухниточный шлюз, верхний и нижний подходные каналы с ограждающими дамбами, причальные и направляющие сооружения. Габариты камер — 300 на 30 метров, глубина на пороге — 5 метров, отметка дна на уровне 58,5 метра. Протяженность земляной плотины — 680 метров, ширина по гребню — 12, максимальная высота — 24 метра. Судоходные сооружения по проекту располагаются на правобережной пойме Волги в судоходном канале, спрямляющем существующую излучину русла реки.

Из истории вопроса

Еще в 2003 году по заданию правительства Нижегородской области было разработано обоснование инвестиций низконапорной плотины. В 2008-м строительство гидроузла включили в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010—2015 годы». Но реализацию проекта впоследствии приостановили: рассматривался еще один вариант решения проблемы — повышение уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки. Точку в этом вопросе поставило Правительство РФ 31 июля 2015 года на выездном заседании в Сочи. В настоящее время единственным вариантом улучшения судоходных условий в нижнем бьефе Городецкого гидроузла осталось строительство низконапорной плотины с двухниточным шлюзом близ Б. Козино.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру