В сентябре 2016 года нижегородцы спросят с областных депутатов за бездействие

Большинство нижегородцев выступают за возвращение прямых выборов мэра

Завершившийся год прошел в Нижегородской области под знаком борьбы местного самоуправления за сохранение своих прав и возможностей реализовать эти права. Областная же власть, наоборот, пыталась эти права и возможности урезать. Создается впечатление, что областное руководство и городские депутаты говорят на разных языках, и причина такого непонимания кроется в попытках регионального правительства латать бюджетные дыры за счет областного центра.

Большинство нижегородцев выступают за возвращение прямых выборов мэра

С 1 января 2015 года область заметно урезала бюджетные возможности города, сократив разом и налоговые, и неналоговые поступления. Ставка зачисления в муниципальный бюджет налога на доходы физических лиц была снижена с 23 до 18 процентов, а это почти 2 млрд рублей в год. Если же вспомнить, что пять лет назад в городской бюджет зачислялось 30 процентов НДФЛ, то потери составляют около 5 млрд рублей.

Одновременно город был лишен и градостроительных полномочий. Именно на этой почве и разразился первый открытый конфликт между Гордумой, поддержанной горожанами, и областным Правительство РФ. Протесты по поводу готовящейся застройки Копосовской дубравы продолжались до конца 2015-го и не утихают в новом году.

В августе областная власть, уже осознавшая, что город не станет безропотно сносить урезание возможностей местного самоуправления, попыталась изменить саму систему МСУ. Опросы общественного мнения регулярно показывают, что большинство нижегородцев выступают за возвращение прямых выборов мэра. И на этом фоне предлагалось вовсе не выбирать главу города, а замещать эту должность по итогам конкурса на основании решения комиссии, половину членов которой назначает губернатор. Правда, часть депутатов ОЗС «проголосовала ногами», не явившись на заседания. В результате кворум так и не собрался и скандальное предложение не прошло. Но и после этого область пыталась навязать городу свою волю, продавливая своих ставленников на должности главы города и сити-менеджера.

При этом в Конституции Россия и в федеральном законе четко написано, что местное самоуправление является самостоятельной формой народовластия и что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, любое вмешательство областного правительства в городские дела незаконно. Оно имеет право контролировать только исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми те по закону наделяются. Но при обязательном условии передачи и необходимых для этого материальных и финансовых средств.

Однако областное руководство вспоминало о независимости МСУ только в тех случаях, когда отказывало Нижний Новгород в праве участвовать в дележе федеральных денег. К примеру, когда регион получил бюджетный кредит в 12 млрд рублей под символические 0,1% годовых и город заикнулся, что неплохо было бы хотя бы пару миллиардов выделить областному центру, в дело сразу пошел аргумент, что местное самоуправление не относится к госвласти и не вправе претендовать даже на малую часть помощи федерального центра регионам. А когда город намекнул, что можно было бы просто вернуть в муниципальный бюджет 5% НДФЛ, область скромно смолчала.

Давая прогнозы на 2016 год, мы вряд ли ошибемся, предположив, что непонимание между областью и городом продолжится. Только теперь инициатива перейдет к Нижнему Новгороду, поскольку в сентябре состоятся выборы в ОЗС. Люди смогут сами рассудить, кто виноват в конфликте, и очень похоже, что именно эта тема станет одной из основных в ходе предвыборной кампании.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 13 января 2016

Заголовок в газете: Область непонимания

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру