В Нижнем Новгороде сносят дома, попавшие в программу льготной передачи инвесторам

Дома, попавшие в несуществующую программу льготной передачи инвесторам, начали сносить

Дома, попавшие в несуществующую программу льготной передачи инвесторам, начали сносить

Благое намерение

Сама по себе идея льготной передачи инвесторам объектов культурного наследия отторжения ни у кого не вызывает и воспринимается общественностью исключительно позитивно. Нижегородцы ежедневно проходят мимо разваливающихся и полусожженных старых зданий, которые явно обладают архитектурной ценностью. Всем хочется, чтобы они выглядели достойно и по-настоящему украшали город. Кто будет вкладываться в их реставрацию – вот главный вопрос. В муниципальном и региональном бюджетах денег на это нет, потенциальные же инвесторы покупать такие здания, мягко говоря, не торопятся.

Известно, между тем, что в некоторых странах Европы власти отдают муниципальные памятники частным лицам за символическую плату - при этом у новоиспеченных собственников появляются жесткие обязательноства по реставрации.

Более года назад депутаты городской думы совместно с мэрией решили воплотить эту замечательную идею в жизнь и для начала разработать программу, в которой были бы прописаны механизмы льготной передачи. Даже предварительное название для данного проекта придумали – «Рубль за метр».

Решение вполне разумное, однако с разработкой программы возникли трудности, которые на сегодняшний день не преодолены. В частности, непонятно, кто должен заказывать проект реставрации. Если инвестор, то приобретение может стать не интересным для него, поскольку ремонтно-восстановительные работы дороги. Если же муниципалитет – деньги на проекты надо будет закладывать в бюджет, а это довольно проблематично. Нет также пока четкого понимания, на каком этапе окончательно и бесповоротно отдавать здание в собственность «частнику»: до реставрационных работ или после. Да и с символической суммой определенности нет.

Очевидно, что в ходе разработки программы льготной передачи необходимы консультации как с инвесторами, которые озвучат, какие условия покажутся им интересными, так и со специалистами в области имущественных отношений и охраны объектов культурного наследия.

Нет статуса – не будет дома

Итак, программы, где были бы прописаны конкретные механизмы и условия льготной передачи «больных» домов инвесторам, на сегодняшний день нет. Поэтому вряд ли имеет смысл говорить о символической продаже отдельных зданий. Тем не менее, разговоры такие ведутся – более того, существует список из 18 объектов, подлежащих сохранению, льготной передаче и последующей реставрации. Это Варварская - 8, Грузинская - 31, 35, 39, Ильинская - 64, Короленко - 18, 24, 28, 30, 38, 40, 42, Славянская - 1, 3, 4а, Студеная - 44, 49/6, Почтовый съезд 17.

Никакой юридической силы этот список, само собой, не имеет – более того, он содержит серьезные изъяны, на которые градозащитники обратили внимание еще месяца два назад.

Прежде всего, из этих 18 домов только пять имеют статус объекта культурного наследия (ОКН): Варварская, 8, Грузинская, 35, Ильинская, 64, Короленко, 42, Славянская, 1. Остальные 13 так или иначе пойдут под снос. Дело в том, что защитить старое здание от слома на сегодняшний день может только статус. Если объект не является памятником, лицо, его уничтожившее, не понесет наказания: никакой ответственности за данное действие на федеральном уровне не предусмотрено. Поэтому инвестор, получивший участок с не статусным, разваливающимся и расселенным домом, конечно же, его снесет: восстанавливать такой объект ему не выгодно. По крайней мере, так будет до появления городской программы. Утвердят вменяемые правила игры – появятся и четкие обязательства восстановить и сохранить старое здание.

Впрочем, на программу особо рассчитывать не стоит: если она даже будет действовать, застройщик, получив не статусный дом на льготных условиях, может взять и уничтожить этот самый дом. Да, он при этом нарушит договоренности, но никакого наказания не понесет. Вряд ли разработчики программы смогут установить и закрепить юридически серьезную ответственность для таких нарушителей.

Таким образом, на сегодняшний день авторам пилотного проекта «Рубль за метр» стоит скорректировать список, выбрав один из двух вариантов: или заниматься исключительно ОКН, или добиваться того, чтобы те не статусные дома, которые выбраны для льготной передачи, были признаны вновь выявленными объектами культурного наследия.

Понятно, что второй вариант менее реалистичен. Мы уже не раз писали о том, что при теоретической возможности наделять здания статусом процесс, выявления новых ОКН в Нижнем Новгороде практически приостановлен: застройщикам это не выгодно.

С недавних же пор и теоретическая возможность исчезла: вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым решение о наделении дома статусом вновь выявленного ОКН принимают исключительно органы власти. Граждане могут обратиться к ним с соответствующей просьбой, но не более этого. Еще в прошлом году любой мог заказать экспертизу по тому или иному объекту, и если заключение будет положительным, постройка автоматически становится вновь выявленным ОКН. После вступления поправок в силу эксперт уже не может наделить здание иммунитетом.

А на основе чего чиновникам принимать решение, какую именно предварительную работу они должны выполнить? Регламента, который бы это определял, на сегодняшний день нет. Посему выявление новых ОКН пока невозможно.

Именно по этой причине региональное управление госохраны объектов культурного наследия не может рассмотреть инициативу нижегородца Константина Лабутина, который предлагает сделать достопримечательным местом участок в Автозаводском парке, где в годы войны располагалась зенитная батарея.

Включать в список пилотного проекта «Рубль за метр» здания, не имеющие статуса, смысла сегодня не имеет. Произойдет льготная передача или нет – их все равно снесут.

Подлежат сохранению и слому

Один из этих обреченных на скандальный снос объектов – дом №44 по Студеной – уже уничтожен. Застройщик – фирма «Госстрой НН» - сломал его в майские праздники. Сделано это было согласно установленным на сегодняшний день правилам игры, а вот «охранный» список оказался вне этих правил. Данному инциденту предшествовало, прежде всего, постановление городской администрации о развитии застроенной территории (РЗТ) между домами №32 и №48 по улице Студеной от 12 декабря 2012 года. Далее мэрия четыре раза безрезультатно проводила аукцион на право заключения договора РЗТ – территорию никто не хотел осваивать.

В начале 2014 года неизвестные нам авторы (судя по всему, те же чиновники мэрии) составили список домов, подлежащих сохранению, и включили в него 44-й дом по Студеной. Список обсудили на гордуме.

В августе 2014 года аукцион по участку провели в пятый раз – при этом условие сохранения 44-го дома в конкурсной документации не фигурирует. Естественно, потенциальный инвестор ничего не знает о проекте «Рубль за метр» и о необходимости что-либо оставить на предлагаемом участке.

В пятый раз, тем не менее, попытка увенчалась успехом: у аукциона объявился единственный участник – фирма «Госстрой НН». В конце 2014 года мэрия заключает с ней договор РЗТ, в котором, опять-таки, нет ни слова о том, что надо сохранить 44-й дом. В этом году инвестор начал осваивать полученную территорию – и логичным шагом был снос ненужного ему дома.

Интересно, что в тот же день первый заместитель главы администрации Нижегородского района Дмитрий Ершов (его цитирует одно из информагентств) заявил о том, что снесенная постройка якобы не была включена в пилотный проект «Рубль за метр». Но еще более интересно, что на состоявшейся на днях думской комиссии по развитию города депутаты и представители мэрии всерьез обсуждали вопрос льготной передачи инвесторам различных объектов, в том числе и 44-го дома по Студеной. Абсурд прекратил депутат Александр Котюсов, проинформировав коллег, что этот дом уже снесен.

Вывод напрашивается очевидный: правая рука не ведает, что делает левая. Лица, составлявшие список, руководствовались только ветхостью и визуальной ценностью построек, но не владели информацией о статусе объектов и – главное – о том, какие у города планы по освоению участков.

Список корректируют происходящие события: вслед за 44-м домом по Студеной в скором времени будут уничтожены еще три «подлежащих сохранению» объекта, не являющиеся памятниками: дома №№ 24, 28 и 30 по улице Короленко. В декабре прошлого года участок, на котором они расположены, был выставлен на аукцион, причем стартовая цена была чуть больше 3 миллионов. Право заключить договор РЗТ по стартовой цене получил единственный участник – ООО «Фрегат».

В более отдаленном будущем будут снесены, по всей вероятности, еще пять домов из «охранного» списка: Студеная-49/6, Короленко-18 и Славянская-1, 3, 4а. Аукционы по участкам, на которых эти объекты расположены, были объявлены в конце прошлого года, но мэрия их отменила: с этого года право заключать договора РЗТ перешло от муниципалитета к областному правительству. Нет сомнений в том, что со временем региональные власти выставят эти территории на торги.

Итак, список объектов, подлежащих сохранению, не выдерживает никакой критики и нуждается в серьезной корректировке. Кроме того, городу необходима полноценная программа льготной передачи инвесторам памятников, которой на сегодняшний день, увы, нет.

Кстати

Первый объект, который планируется передать инвестору на льготных условиях, - дом №64 по улице Ильинской. Он обладает статусом и снесен быть не может. В гордуме заявляли, что «в добрые руки» объект попадет уже летом этого года, но недавно выяснилось, что просто так передать здание не получится: его необходимо включить в план приватизации муниципального имущества, который будет сверстан не ранее сентября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2015

Заголовок в газете: Расстрельно-охранный список

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру