Как испугать мошенников?

Финансовые пирамиды легко собирают деньги и исчезают

 «Жадность, безысходность и финансовая неграмотность – вот основные причины, почему граждане «попадаются» на крючок финансовых пирамид, - заявил начальник управления службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ПФО Олег Чупалов. - Об этом говорил первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов, и я согласен с ним».

 Живопырки наносят ущерб

«Свыше 130 заявлений от нижегородцев на мошеннические действия "финансовых пирамид" поступило в Волго-Вятское ГУ Банка России и его отделения, - рассказал Олег Чупалов на заседании экспертного совета по финансовым рынкам при УФАС по Нижегородской области. – Ущерб граждан от недобросовестных действий финансовых организаций оценивается почти в 40 млн рублей».

Но эти цифры - только часть общей картинки, потому что жаловались нижегородцы в разные органы.

«МК в Нижнем» уже писал, что осенью и в конце прошлого года резкий всплеск произошел на рынке «финансовых пирамид». Предложения выгодно вложить деньги в разные программы, под суперпроцент сыпались как из рога изобилия, - из рекламных газет, телевизора, в соцсетях, Интернете, с заборов и со столбов.

Но уже через несколько месяцев нижегородцы понесли заявления в полицию и контрольно-надзорные органы. Открыт ряд уголовных дел. Правда, как продвигаются расследования, в нижегородской полиции не сообщают.

Большинство таких контор, если не все, имеют головные офисы в других регионах, а нижегородском открывали только филиалы.

- Юридического определения «финансовой пирамиды» нет, но если обещанный процент в разы больше, чем в банке, и выше рыночной доходности кредитных ставок, - для меня это однозначно – мошенничество, - уверен Чупалов. - Очень часто такие конторы используют сетевой маркетинг, а также названия и символику известных брендов.

Многие «фирмы-однодневки» работают нелегально, собирают по 2-5 млн рублей и уходят из города или переименовываются и возвращаются под другой вывеской.

Резкий рост числа «финансовых пирамид» и «черных кредиторов» (незаконно кредитуют население) вызвал озабоченность финансовых органов. Потому что подрывают доверие ко всей денежной системе страны, создают нездоровую конкуренцию, отвлекают деньги населения с легального рынка под разные «красивые и доходные» программы.

НА КОГО ЖАЛУЕМСЯ?

- В прошлом году гражданами было потеряно около 2 млрд рублей (по России), было пресечено 250 финансовых пирамид, - сообщил первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. - Масштабы финансовых пирамид снижаются, а вот их количество растет. Мы ведем большую работу по выявлению и по пресечению их деятельности. И если наши граждане будут больше жаловаться в ЦБ, мы сможем выявить большее число таких организаций.

Нижегородцы подавали жалобы на следующие организации: ООО «РусИнвест-Групп», ООО «Кредитно-производственная компания РОСТ», КПК «Русфинанс», КПК «Сберфинанс», ООО «Кредитно-потребительская компания «Держава», КПК «Центр Сбережений» и другие.

Порочное явление

- Мы анализировали имеющиеся в открытых источниках сведения за 4 квартал 2014-го и выявили на территории Волго-Вятского региона порядка 90 организаций по признакам «нелегальных кредиторов» и более 50 с признаками финансовых пирамид, - рассказал заместитель начальника Волго-Вятского ГУ Банка России Кирилл Пронин.- Явление носит порочный и масштабный характер, динамично развивается. Как будто бы почувствовали свою безнаказанность. Почему?

Это организации, которые совершенно точно не имеют лицензии Банка России. Ее наличие у микрофинансовой организации можно проверить на официальном сайте ЦБ, запросить информацию об организации письменно или узнать в контактном центре Банка России.

Хотя пирамиды все чаще маскируются под действующих легальных участников финансового рынка.

- Юрлица и индивидуальные предприниматели, не обладающие статусом, предусмотренным законом №353-ФЗ, и осуществляющие деятельность по предоставлению потребительских займов, не поднадзорны Банку России, - обращает внимание Кирилл Пронин. – Нет контролирующего госоргана, который бы пресекал деятельность противоправных организаций, привлекающих денежные средства населения по принципу финансовых пирамид».

А легальные потребительские кооперативы должны состоять в саморегулируемых объединениях - СРО, которые, по сути, отвечают за их благонадежность. Но, как показывает практика, таких «кооператоров» с деньгами вкладчиков органы тоже не успевают «ухватить». Чуть что - их быстро исключают из СРО, и спросить опять не с кого.

Что против жадности?

- Один гражданин написал в своем обращении в наше управление: «Когда я пришел в эту организацию (рухнувшую пирамиду. – Авт.), мне пообещали 147 процентов годовых. Меня этот процент устроил, поэтому я отдал туда свои деньги», - приводит пример Олег Чупалов. - Против людской жадности можно поставить только страх. Страх потерять свои деньги. Очень простой принцип: не давай кому попало, не бери у кого-нибудь. Нужно повышать финансовую грамотность населения и ограничивать публичность таких заманчивых агрессивных предложений в СМИ и на других рекламоносителях. (Столбы в расчет не берем, это сразу сигнал риска).

- Очевидно,- продолжает Чупалов, - что ставку в 150 -180% годовых невозможно отработать на легальном рынке. Поэтому, я считаю, обещание высоких процентов должно быть исключено из публичной легальной сферы. Надо повышать социальную ответственность распространителей и сформулировать критерии нарушения закона о рекламе. В этом деле может помочь антимонопольная служба.

Заместитель руководителя Нижегородского УФАС, председатель экспертного совета по финансовым рынкам Сергей Смирнов рассказал, что управление федеральной антимонопольной службы рассматривало несколько обращений на рекламу финансово-банковских услуг, но это не были жалобы на необоснованно высокий процент.

- Цепляться за рекламу неэффективно. Пройдет разъяснительная компания в СМИ, Интернете - и через полтора года население все забудет, -приводят доводы эксперты, - есть к тому же еще и неформальный сетевой маркетинг, когда баба Даша приходит к бабе Глаше и говорит, как отлично пристроила денежки. Как вот с таким маркетингом быть?

- Надо собирать базу, идти в суд и доказывать, говорит заместитель начальника отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО Дмитрий Фурмавнин. - Уголовные дела – как, например, по КПК «Рост» - уже заведены.

- Однако без заявления от гражданина очень трудно даже начать какие-то действия в отношении таких компаний, - уверены члены экспертного совета. - Они легко собирают деньги и верят в свою безнаказанность. Если бы правоохранители довели до суда хотя бы одно свежее громкое дело о мошенничестве (после МММ), а СМИ громко осветили процесс, то другие конторки испугались бы. Но сложно доказать такие составы преступлений.

- Срок существования таких живопырок 1,5-2 года, по моим впечатлениям,- продолжает Чупалов. - Они исчезают, а деньги испаряются, как показывает практика. К примеру, одна из организаций, которая действует и в Нижегородской области, собрала с населения порядка миллиарда рублей, и мы ждем, когда она рухнет. Никакой деятельности не ведет (не вкладывается деньгами вкладчиков ни в какие бизнес-проекты), а только снимает офисы. Но пока от вкладчиков нет никаких заявлений. Они только переоформляют договоры (и, очевидно, получают процент за счет привлечения новых вкладчиков. - Авт.). Я бы включил это в «признаки мошеннических действий».

Страхование жульничества?

- Но, - продолжает защитник прав потребителей финансовых услуг, - нужно работать на упреждение негативных последствий. У любой пирамиды есть этап, когда она развивается, вкладывает деньги в рекламу, офисы, и чем раньше власть, надзорные органы обратят внимание на такие организации, чем больше вокруг нее будет шума, проверок, тем раньше она уйдет с рынка. Как только такую живопырку-однодневку вытаскивают на свет, она исчезает. Вместе с деньгами, конечно, но ущерб меньше и уровень нарушений ниже.

- Когда еще существовала федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), она позволяла себе печатать списки таких компаний с признаками «пирамид». Информацию мы отправляли в ФСБ, прокуратуру, полицию, - вспоминает Олег Чупалов, экс-глава этой региональной службы. - Нужен открытый ресурс - под эгидой власти или надзорного госоргана, - где вывешивались бы такие списки, наподобие перечня недобросовестных поставщиков.

Сейчас многие кредитно-потребительские компании стали сообщать, что у них есть договор страхования. Однако на деле оказывается, что это просто фиговый листок.

- Перечень таковых страховщиков и сам предмет страхования - очень веселый, - говорят эксперты, - у многих из них уже отобрали лицензии. А договоры так сформулированы, что получить выплаты практически невозможно. Вот у этой «пирамиды» застрахованы транзакции с известным банком, рисков, что этот банк рухнет, действительно, ноль.

Или страхуют часть вкладов. Вы можете получить их обратно только в случае банкротства пирамиды, при условии, что на ее счетах будет достаточно средств. Но, может, все-таки обязать их страховать привлеченные средства?

- Как угодно можно население предупреждать, антирекламу давать, обучать финграмотности, но если нет нормативных актов, нет системы - ничего не сработает, - категоричен заместитель генерального директора Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей Виктор Зеленкевич.

Без жесткого административно-нормативного регулирования, без проверок таких контор – пресечь их деятельность невозможно, уверены и другие эксперты.

Экспертный совет при УФАС решил, что нужно усилить контроль за рекламой финансовых услуг. А также сформулировать предложения по законодательному регулированию в этой сфере и передать их в центральный офис ФАС для выработки на его основе законопроекта. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру