На что идет президентский грант в сфере миграции

Новости миграционной сферы все больше напоминают некую термоядерную смесь: тут вам и официозные отчеты про успешно сданные экзамены по русскому языку, тут же и разоблачение правозащитниками УФМС. Примечательно, что если по стране работает множество специализированных НКО, которые занимаются проблемами миграции (в том числе и незаконной), то на Нижегородчине – полное затишье. И редкие упоминания в СМИ этой проблемы связаны исключительно с президентским грантом. 

На что идет президентский грант в сфере миграции
Фото автора

 «На мониторинг!»

Уже сложилась добрая традиции, что львиная доля подобных грантов тратится «на мониторинг». В первую очередь потому, что здесь хоть как-то можно отчитаться за расходование средств. Другое дело, имеют ли хоть какое-то жизненное применение данные о том, какая миграция сейчас более актуальна: временная, маятниковая или продолжительная? Самое интересное происходит, когда ставится непростая цель - превратить миграцию из зачастую криминогенной сферы в гарант стабильности и процветания России. Распространенное мнение: неконтролируемые миграционные потоки оздоравливают российскую экономику. Но и про социальную составляющую забывать не стоит.

Например, деньги берутся на выяснение степени вовлеченности приезжих в социальную жизнь коренного населения, т.е. нижегородцев. Выражаясь простым языком, исследователей интересует взаимоотношение приезжих с местными. А вот техническая часть реализации этих исследований сильно подкачала и посему далека от объективности. Если опрашивать обывателей домохозяек, то в лучшем случае им «эти черные надоели совсем», а по большему счету, они к ним равнодушны.

Вот и приходится грантополучателям исследовать социальные сети. Благо для отчета там материал всегда найти можно. Тем более что специфических виртуальных групп и сообществ достаточно. Увы, их интерпретация реальности с одной стороны состоит из официозных отчетов диаспор о «песнях и плясках», с другой – из криминальных сводок. Например, смакование нетолерантности российских подростков, которые избили очередного приезжего.

Перед кем блистать знаниями?

Другой важный проект, реализуемый на президентский грант - «Защита прав и свобод мигрантов при адаптации и интеграции в местное сообщество». Проект предполагает правовое просвещение приезжих и соответствующие консультации для них. Замысел был хорош, чтобы мигрант знал свои права и обязанности и ориентировался в постоянно меняющемся законодательстве. Однако, по словам директора «Центра помощи мигрантам» Алмаз Чалоян, многие из них даже не знают, что с 1 января каждый приезжий в течение месяца после въезда в страну должен оформить патент на работу. И в результате быстро переходят в категорию нелегалов. С административной ответственностью и штрафом в 10 тысяч рублей.

И здесь возникает вопрос, нужны ли эти знания приезжему? Ведь, как правило, он попадает в объятия своей национальной диаспоры или групп земляков, у которых свои правила игры. И во взаимоотношениях с работодателем, и с контролирующими органами. Где бедному узбекскому отделочнику блистать своими знаниями? Перед участковым? Так с ним все вопросы решаются или сверху, или исключительно экономически, а не интеллектуально.

В результате даже такая продвинутая технология как медиация (технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей, незаинтересованной стороны, которая помогает выработать определенное соглашение) остается не у дел. Впрочем, этот принцип, давно используемый правозащитниками, успешно работает. Мало того, юристы-общественники зачастую дают фору хапугам адвокатам. Увы, в межнациональной сфере юрист здесь находится в далеко не приятной ситуации. Да и акцент деятельности самих общественников сместился в юридическую сторону. Если раньше они больше занимались вопросами трудоустройства, медицинским обслуживанием и поисками жилья, то теперь, в основном, ведут бесконечные судебные тяжбы с работодателями и государственными структурами.

Тусоваться не хотят

А вот вопрос адаптации актуален по-прежнему. На молодежных тусовках собираются и представители национальных диаспор, и местные активисты. Простой парнишка с Автозавода туда не пойдет. Проще говоря, это «междусобойчики», где юные карьеристы избито вещают про то, как вести себя в общественных местах и о необходимости уважения к женщинам и старикам. Увы, это все приезжие оставили в своих кишлаках. А здесь управой может быть только жесткий диктат государства. Кстати, удивительный парадокс – именно жадные российские чиновники своими поборами и проволочками урезают количество потенциально опасных гостей. Мало того, в националистских и патриотических кругах принято хвалить бюрократов за сей «нелегкий труд».

Тем временем правозащитники не раз указывали, что обучать приезжих надо совсем другому. Например, стараться говорить в общественных местах на русском языке и вообще не привлекать к себе внимание. Тех же агрессивных местных парней. Увы, азиатскую культуру приезжих европейская ценность «не надо выделяться» побороть не может. Непреодолимое желание показать свое богатство давно востребовано и в России. Что новые джинсы у трудяги-чернорабочего, что представительские иномарки у руководства национальных диаспор. Посему проявление агрессии со стороны коренного населения вполне закономерно.

Кстати, в Россию едет немало женщин, судьба которых по-своему трагична. Если молодые кавказские парни, испытывающие «гнет предков и традиции» на родине, в России «отрываются», то бедным женщинам «сбросить паранджу» гораздо труднее. Здесь их ждет изнурительная работа не только по дому, но и еще на какой-нибудь стройке. И хотя общественники предлагают им чуть ли не курсы сексуального просвещения, такие мероприятия остаются не востребованы.

Для своих

Про работу национальных диаспор, точнее, ее полное отсутствие, мы говорили ни раз. Правда, последнее время появляются некие европейские новшества, которые с треском провалились в самой Европе. Например, заставить коренное население вникать в проблемы приезжих. Так, некий культурный молодежный клуб «Дружба молодежи» презентовал в узком кругу настольную игру «Россия — страна возможностей?». По словам руководителя клуба Карины Гиноян, ее цель - рассказать о возможных сценариях судеб миллионов мигрантов, ежегодно приезжающих на заработки в РФ из бывших советских республик Центральной Азии.

Каждый играющий может ощутить себя на месте иностранного рабочего, прочувствовать все риски и возможности приезжего в России, получить общее видение того, как можно действовать внутри бюрократической системы и понять, что в ней необходимо изменить.

По мнению организаторов, российская молодежь должна проникнуться нелегкой судьбой полуграмотных жителей дальних кишлаков. С одной стороны, тема крайне интересная. Тем более что, например, о российских мигрантах не стыдились писать и литературные классики. От «Джунглей» Эптона Синклера до «Без языка» Владимира Короленко. Увы, поборники толерантности не учли, что вышеперечисленные произведения заканчивались простым выводом: на родине все равно лучше, и не надо было ее покидать. Да и почему замордованный бытом россиянин должен думать, а тем более заботиться о приезжих?

Проштрафился – работай дальше!

Если внимательно изучать архитектонику этой сферы, то поневоле приходишь к выводу, что единственное, чем могут реально заниматься подобные организации – лоббирование чьих-то интересов. Как правило, национальных диаспор. Последний нижегородский пример – настойчивые послания в Госдуму и администрацию Президента об изменении миграционного законодательства. Например, в области наказаний для иностранных граждан.

- К нам обращается много работающих на автотранспорте иностранных граждан, - продолжает Алмаз Чалоян, - которые получили здесь вид на жительство или разрешение на временное проживание. Но они совершили два административных правонарушения, нарушив правила дорожного движения, и по закону вид на жительство или разрешение на временное проживание у них должно быть аннулировано, а въезд в Россию им будет закрыт на срок от полутора до пяти лет. Но здесь у них могут оставаться семьи с малолетними детьми. На территории Нижегородской области насчитывается более восьми тысяч таких нарушителей. Для их семей это огромное несчастье. Мы считаем, что законодательство недоработано в этой части. Перед тем, как аннулировать вид на жительство или разрешение на временное проживание, необходимо рассмотреть, насколько административное нарушение наносит угрозу обществу. И законопослушных граждан нельзя так просто лишать того, чего они добились с большим трудом.

Выводы напрашиваются неприятные. Гастарбайтеры на разваливающихся пазиках будут и далее подвергать постоянному риску жизнь пассажиров из-за жен и детей (рассуждая логически, следующим козырем может стать многодетность), не нести никакой ответственности. Проштрафился – работай дальше.

Теперь о разоблачениях. Увы, это кропотливая работа, на которую нижегородские общественники пока не способны. Но вот периодически напоминать чиновникам, что они не полновластные хозяева в области, вполне могут. Например, существуют единые требования к оформлению документов. А вот практика показывает, что в сознании разных инспекторов УФМС они разные. Посему неудивительно, что некоторые приезжие буквально осаждают это ведомство. А в результате у мигранта заканчивается срок пребывания, и его спокойно выдворяют. Тоже выход из ситуации.

(В следующих выпусках «МК в Нижнем» мы поделимся опытом из других российских регионов).  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 22 апреля 2015

Заголовок в газете: «Оранжевую робу примерь, попробуй!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру