Арсенал страны

Горьковские заводы работали непрерывно

 Город Горький называли арсеналом страны. Он был основным поставщиком военного вооружения для Красной Армии. Вспомним тех, кто ковал Победу в тылу.

Горьковские заводы работали непрерывно
Сборка танков Т-60.

 Первые дни

Уже на третий день войны заведующий военным отделом Горьковского обкома ВКП (б) В. Липатников докладывал первому секретарю Михаилу Родионову о том, что без какой-то указки и давления сверху на всех без исключения предприятиях промышленности и транспорта Горького прошли митинги и собрания. И процитировал слова работницы мукомольного завода №1 Харченковой, которая сказала: «На защиту Родины мы отдадим все силы, будем работать ещё энергичнее, нас нужно будет учить тем профессиям, где заняты мужчины, чтобы мы могли их заменить».

Патриотический подъём охватил практически всех горьковчан. На автозаводе строгальщик мастерской горячих штампов Тулубмасов 27 июня 1941 года выполнил сменную норму на 300 процентов. Мастер Шабанов вместе со шлифовщиком Дорогавцевым, слесарем Рыкалиным и фрезеровщиком Штоковым за 21 час непрерывного труда выполнили три очень ответственных заказа. Обычно такая работа занимала четыре дня. Комсомольцы предприятия после работы выходили на разгрузку барж и вагонов, прибывающих на завод. Тимуровцы Автозаводского района взяли шефство над семьями мобилизованных – ухаживали за детьми, следили за чистотой и порядком в квартирах, поливали огороды.

26 июня коллектив мартеновского цеха завода «Красное Сормово» рапортовал о досрочном выполнении полугодовой программы и об экономии 800 тонн мазута. В других цехах тоже были установлены рекорды выработки. Строгальщик Воскресенский выполнил норму на 220, а сверловщики Крылов и Квашнин – соответственно на 205 и 200 процентов.

Сормовичи выпускали танки Т-34. В конце 1941 года эти танки были переданы американцам, которые подвергли их всестороннему изучению. Их испытали, устроив пробег по пересечённой местности, преодоление водных преград и стрельбу. Был составлен отчет, никогда не публиковавшийся в СССР. В нём говорилось следующее: «Корпуса танков нравятся всем без исключения. Особенно хорош Т-34. Все сходятся во мнении, что форма корпуса Т-34 лучшая, чем на всех известных машинах. Однако качество брони вызвало массу нареканий. Её химический анализ показал, что броневые плиты имеют неглубокую поверхностную закалку, тогда как основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь».

Эти недостатки были устранены. До сих пор непонятно, как их квалифицировать: как вредительство или как недоработку конструкторов. Тогда склонялись к первой версии. Но в итоге танк стал истинным шедевром военной техники.

Всего за годы войны в Сормове было выпущено около 40 тысяч «тридцатьчетверок», которые внесли огромный вклад в победу над гитлеровской Германией. Сверхтяжелые «тигры» и «пантеры», «фердинанды» не выдерживали конкуренции с маневренными и надежными Т-34. Один только старший лейтенант Дмитрий Лавриненко за два с половиной месяца боёв принял участие в 28 схватках и уничтожил 52 танка противника. И это – в самые тяжелые дни Великой Отечественной (Лавриненко геройски погиб в декабре 1941 года).

Больше танков хороших и разных

Буквально через несколько дней после начала войны на автозавод приехал заместитель Председателя Совета Министров СССР В.А.Малышев. Он настаивал на том, чтобы ГАЗ устанавливал бронекорпуса на «полуторку». Однако конструкторы убедили его, что броню «полуторка» не потянет. И предложили оснастить броней ГАЗ-61. В конце концов, получили согласие. Попутно стали выпускать «командирский» автомобиль - ГАЗ-64 и артиллерийский тягач. Затем стали поставлять сормовичам авиамоторы для установки их на танке Т-34.

С августа 1941 года Горьковский автозавод стал осваивать производство легкого танка Т-60. Его конструкцию разработал Николай Астров. Этот танк предназначался для разведки, но использовался и в качестве тягача. На базе Т-60 позже была построена первая самоходная установка класса реактивных систем залпового огня.

Первый образец Т-60 выпустили в Москве, но когда столицу стали бомбить, главный конструктор завода № 37 Николай Астров лично перегнал его в Горький, и с октября танки уже начали сходить здесь с конвейера. В этом была большая заслуга конструкторов ГАЗа во главе с А. М. Кригером.

Но Сталин потребовал увеличить производство Т-60. На ГАЗ пришла телеграмма, подписанная им: «Ваш завод не использует всех возможностей для увеличения выпуска танков и плохо помогает делу обороны страны. Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начал выпускать по 10 танков в день, а к концу октября - по 15».

Можно себе представить, что было бы, если автозаводцы не выполнили этот приказ вождя. Пришлось работать без выходных дней, смены длились по 18-20 часов, а то и сутки. В октябре завод отправил на фронт 215 танков, в ноябре - 480, а в декабре - 625.

Танки шли в Москву своим ходом и внесли неоценимый вклад в разгром фашистов у её стен. Кроме Горького они выпускались также в Свердловске, Коломне и Сталинграде. Но больше всех их построил ГАЗ.

Люк закрепили бревном

Битва под Москвой внесла коррективы в производство военной техники. Армии требовались танки с надёжной броней. Инженер А.В.Богачёв такой танк разработал. У него был мощный двигатель, пушка «сорокопятка». Для обеспечения водонепроницаемости корпуса люки устанавливались на резиновые прокладки, а подболтовые соединения деталей с корпусом уплотнялись паклей.

13 февраля 1942 года Т-70 отправился на «смотрины» в Москву. Вели его Глеб Зяблов и Константин Итальянцев. Автору этих строк довелось встречаться с Глебом Ивановичем, к сожалению, ныне покойным.

- Директор завода Лоскутов устроил нам торжественные проводы, - рассказывал он. - Помахали рукой на прощанье и двинулись в путь. Но только отъехали - забарахлил двигатель. Возвращаться же было стыдно, чинили всю ночь.

Но неудачи преследовали водителей-испытателей. Когда они преодолевали железнодорожное полотно, танк качнуло и полностью оторвало балансир, на котором держалась крышка люка, разнесло вдребезги смотровое стекло.

Люк закрепили с помощью бревна, но мороз был - будь здоров. Еле-еле добрались до Владимира. Здесь на заводе «Автоприбор» неисправность устранили.

И вот, наконец, Москва. Там на заводе имени Сталина (позднее - ЗИЛ) опять произошло непредвиденное. Пошел Константин Итальянцев за отверткой, поскользнулся, упал, получил сотрясение мозга. И выпало Зяблову работать за себя и за друга. Что называется, в две смены.

- Испытания проводились в несколько этапов, - вспоминал Глеб Иванович. - В Мытищах валили лес, проходили целину, на полигоне в Кубинке расстреливали немецкие танки. Военные высоко оценили боевые и эксплуатационные качества новой машины. Только потом мы узнали, что за стрельбами наблюдал сам Сталин. Наверное, это было действительно так: мы видели издалека, что кто-то трубкой попыхивает...

Т-70 пустили в серийное производство. В июне 1942 года было собрано 350 новых танков, в сентябре - 555.

Летающая бронетехника

В конце декабря 1941 года - сразу же после разгрома гитлеровцев под Москвой - на ГАЗ пришла секретная бумага. Автозаводцам предписывалось отправить танк Т-60 в Тюмень, в распоряжение некоего О.К. Антонова.

На заводе головы ломали. Причем тут Тюмень? И кто такой Антонов? Его никто не знал.

А это был никому тогда не известный авиаконструктор. Проект Антонова - создать плавучую танковую дивизию - подвергся обструкции со стороны его коллег. Между тем, проект был вполне осуществим. Нужно было погрузить танки на небольшие суда. Вначале они выполняли бы роль артиллерийской батареи, а затем сползли бы на берег по специальным сходням и шли впереди десантников.

Антонов, потерпев фиаско с плавучими танками, переключился на танки летающие, хотя идея, в общем-то, была не нова. Еще в 1919 году французский изобретатель Жюльен де Профитроль оснастил легкий танк «Рено» неким подобием крыльев. Броневик, конечно же, взлететь не мог. Крылья предназначались для увеличения скорости.

В преддверии Второй мировой войны конструкторы вновь занялись летающим танком, способным преодолевать естественные преграды и минные поля и нежданно-негаданно возникать в тылу противника. Работы велись в Германии, США, Франции, Англии и СССР.

Ревностным поборником этой идеи был Михаил Тухачевский. В 1935 году по инициативе маршала группа конструкторов НАМИ во главе с М.А. Цукурленом и О.К. Портвеиновым попыталась научить летать танк БТ-7. Увы, на испытаниях конструкция поднялась всего на...30 сантиметров. Такой же неудачей закончились изыскания инженера Михаила Смалько. Дальше изготовления деревянного макета у него дело не пошло. На этом работы прекратились.

Начавшаяся война заставила снова вспомнить о летающей бронетехнике. Тем более, что разведка информировала: в Германии работы в этом направлении ведутся очень интенсивно. И тут, как нельзя кстати, представил свой новый проект Антонов.

Идея заключалась в том, чтобы создать своего рода гибрид танка с планером. Выбор пал на танк Т-60. Но «окрылять» его стали не на ГАЗе, а в Тюмени.

Не раз Антонову приходилось вызывать для консультаций специалистов ГАЗа. Приезжал туда и главный конструктор автозавода А.А. Липгарт.

Осенью 1942 года несколько образцов крылатых танков были собраны. После этого «изделие N 371/30» отправили снова в Горький, где танки подверглись некоторой доработке.

Испытания проходили под Москвой, в Жуковском. Вот как описывает их Виктор Копылов (документ хранится в музее истории науки и техники Тюменского нефтегазового университета): «Летчик, в будущем прославленный испытатель С.Н. Анохин, занял место водителя внутри танка, и буксировщик, тяжелый самолет БТ-3, начал разбег... Танк-планер оторвался от земли раньше, чем это сделал бомбардировщик. Полет прошел вполне удачно. Анохин приземлился на Быковском аэродроме, изрядно перепугав местных зенитчиков, принявших необычную машину за новинку немецкой техники».

Анохин впоследствии вспоминал: «Непривычно было сидеть с парашютом в танке. Запускаю мотор и включаю скорость. Лязг гусениц, танк подруливает к хвосту тяжелого 4-моторного бомбардировщика. Летающий танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево, и машина в воздухе».

Однако уже через 15 минут моторы самолета перегреваются. Груз для БТ-7 оказался неподъемным.

Тем не менее идею не похоронили. Вот-вот должен был появиться более мощный самолет–«извозчик», и в наркомате обороны всерьез обсуждался вопрос о том, чтобы перейти на ГАЗе к серийному производству этой новинки. Но ситуация на фронтах к тому времени кардинально изменилась, нужно было быстрее заканчивать войну, и к серийному производству летающего танка так и не приступили.

Следует добавить, что наши конструкторы намного опередили фашистских разработчиков, которые подняли в воздух танки только в марте 1945 года. В боевых действиях они участия не принимали.

В июне 1945 года эти машины были доставлены в СССР, в КБ-28. Там объединили два проекта – немецкий и антоновский. Так появился первый советский летающий танк Т-55 ЛТО. Ему довелось участвовать в боевых действиях, так как один был продан Ираку. В 1991 году он подбил американский аналог. Кстати, американцы подняли бронетехнику на крыло только в 80-х годах прошлого века.

Сегодня на вооружении нашей армии находится летающий танк Т-80. Он может находиться в воздухе на высоте до 200 метров в течение 15 минут. Скорость его – 80 километров в час. Американский танк М1А1F поднимается всего на 120 метров, полет его длится на три минуты меньше.

Некоторые итоги

Заказы для Красной Армии выполняли многие предприятия Горького. Машиностроительный завод отправлял на фронт артиллерийские установки различных систем, самолёты поставляли 5 авиационных заводов, три из которых были эвакуированы из Москвы и Московской области. Завод имени Петровского, чьё оборудование было вывезено из Киева, производил торпеды и мины для флота. Завод имени Ульянова изготавливал специальную судовую электроаппаратуру.

Горьковские речники только в навигацию 1941 года перевезли 613 тысяч человек эвакуированных и 135 тысяч тонн грузов – в основном оборудование оборонных предприятий.

В 1941 году горьковчане отправили на фронт 5645 пушек (треть их общего количества), 2,6 тысячи миномётов, 2,2 тысячи самолётов, 71,3 тысячи автомашин, 117 «катюш», полторы тысячи танков, много снарядов и других боеприпасов. К 1944 году были пущены в эксплуатацию ещё 13 эвакуированных предприятий, стали выпускаться пушки ЗИС-2 и ЗИС-3 конструкции В.Г. Грабина, истребители С.А. Лавочкина.

Несмотря на сокращение численности рабочих, валовая продукция промышленности Горького возросла почти вдвое по сравнению с 1940 годом. Город отправил на фронт 37 процентов всех танков, более ста тысяч орудий, 20 процентов истребителей, 43 процента подводных лодок. Это был подвиг тех, кто работал в тылу.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру