«Турист ни за какие коврижки не поедет туда, куда не хочет»

Нижний и мундиаль

Продолжаем тему подготовки Н.Новгорода к чемпионату мира по футболу -2018, не в плане «грандиозных строек», тут наверняка все будет сделано, а как и чем мы собираемся встретить гостей и туристов? Чтобы они захотели еще раз вернуться в Нижний. Сможет ли регион использовать шанс мегасобытия?

Нижний и мундиаль

 Портрет болельщика

Люди ведь не смогут целый месяц жить только футболом! Они захотят что-то еще посмотреть, купить сувениры, съездить в какие-то места в области, говорят специалисты. Что предложим посмотреть фанатам, просто туристам? Куда повезем на экскурсии? И кстати, сколько их будет - сто тысяч на матч или больше?

Высказать свое мнение по поводу подготовки региона к наплыву гостей во время ЧМ-2018 мы попросили заведующего кафедрой туризма и сервиса ННГАСУ, кандидата географических наук, доцента Николая Гировка.

На кафедре, которая в ННГАСУ существует с 2003 года, занимаются созданием и разработкой турпродуктов, начиная от простенькой экскурсии до многодневок. Это единственная в Нижнем профильная кафедра по туризму и сервису.

-Мы все время занимались внутренним туризмом, усиливая это направление, - поясняет Николай Гировка. - Заключили договоры с институтами Франции и Финляндии. Наши студенты ездят за рубеж учиться.

-Как вы думаете, кто к нам в Нижний приедет на это мегасобытие – чемпионат мира по футболу 2018 года?

- Активные, самодостаточные, финансово обеспеченные люди. Мы на кафедре изучали опыт Олимпиады в Сочи, фанатские потоки, и примерно знаем «портрет» болельщика, его потребности, чего они хотят, - отсюда и нужно выстраивать стратегию.

Но пока в регионе нет даже концепции развития «сферы гостеприимства» при проведении ЧМ-2018, нет схемы организации туристических потоков и предложений.

Гостиницами и питанием мы наверняка сможем обеспечить. А как будем удовлетворять другие интересы и запросы гостей – молчок. Хотя создание концепции «гостеприимства» - это непростая, многослойная работа. Она должна идти от людей, которые посетят Нижний.

Надо понимать, кто к нам прибудет, их опыт, квалификацию, потребности. А далее рассматривать «ресурсы», «способы подачи», кадры, которые смогут предоставить такие услуги. Надо заниматься обучением специалистов по туризму и сервису, гидов, переводчиков, экскурсоводов. Приступать к этой работе нужно уже сейчас, чтобы понимать, как «растащить» все турпотоки. Это первая составляющая.

Второе, что обязательно должно быть - единая туристская навигация по городу Нижнему Новгороду, ее пока тоже нет. Она должна включать ориентирование по городу, объекты осмотра, питания, гостиницы, маршруты. Навигация должна быть представлена в электронном виде, видео, ауди, на бумажном носителе, в форме приложения на мобильный телефон и, собственно, указатели и информационные щиты в нужных местах. Потому что не все туристы захотят воспользоваться помощью гида в рабочее время, а вечером и ночью самостоятельно будут изучать и смотреть все, что им хочется, что нравится. Поэтому мы должны предоставить им самые разнообразные возможности.

Это ключевые вещи, которые очень долго надо готовить.

За ними пойдут туристические продукты.

Нужны каталоги, позволяющие самостоятельно ориентироваться и получать информацию: я хочу посетить и посмотреть Макарьевский монастырь, Дивеево, Городец, Пешелань... Далее, нужна команда, которая будет профессионально обслуживать маршруты и часть туристов. Объекты должны быть готовы для показа как своими режимами работы, так и квалификацией сотрудников.

-Задействуют, конечно, и нижегородские турфирмы.

- Они малочисленны, хотя в большинстве своем это профессионалы рынка, у них есть транспорт. Они, конечно, хотят заработать и увеличить свою клиентуру.

-Часть волонтеров с опытом привезут, наверное, из Казани, Москвы. Но приезжие далеко не всегда имеют полную информацию о регионе.

- Своих специалистов в сфере гостеприимства обязательно надо готовить. Русский народ известен как гостеприимный…

- Только иногда смотрит букой. А нужны положительные эмоции.

- Гостеприимство надо воспитывать, обучать ему. Современный мир открыт, он предполагает радость при встрече. Первое впечатление может «убить» все сразу, а может и спасти все. Это самый тонкий момент: найти нужный контакт, суметь его удержать, понять человека. Улыбка и симпатия помогает во всяком деле: может порой сгладить всякие огрехи – у нас же не исключаются технические накладки, нестыковки, нужно учить и как из них выходить достойно.

Не зацепило - до свидания

-Иностранный и наш, российский потребитель туруслуг, отличаются? Что они захотят смотреть?

-Нет, москвич, иностранец - почти нет разницы среди людей европейской цивилизации.

Можно показывать все: и музеи, и цеха. Люди интересуются реальной жизнью, а не мифической. У нас даже прогулка, например, вокруг университета, со своей подачей, может быть интересной… Обзорные экскурсии по городу, тематические поездки по области.

Иностранцам очень интересны наши старенькие домишки, резьба, заборчики, внутренние запахи, а рядом стоящие новострои их не интересуют вовсе. Но турист ни за какие коврижки не поедет туда, куда не хочет.

(Во Франции, как известно, почти все может служить объектом туризма и показа, за исключением разве что вредных производств. - Авт.).

- Есть знаковые (традиционные) объекты, - продолжает Николай Николаевич, - наша классика – кремль, памятники, музеи, Покровка, фабрика «Ариэль»… Можно показывать нижегородские пищевые производства и многое-многое другое.

- Неужели иностранцы, американцы например, не знают, как это делается?

- У них - может быть, но не у нас.

-А возможно, показать, как у нас пекут настоящий хлеб, каравай?

-При соответствующей подготовке и такая экскурсия возможна.

- Часто приходилось слышать от гостей – «монастыри, церкви, колокольни мы уже видели в Москве и Питере, хочется чего-то новенького».

-Есть, конечно, своя выстроенная система потребностей у канадцев, японцев, немцев. Например, японцы на первое место ставят природу и любование ей. А европейцы - в меньшей степени, но стремятся в ночные клубы. Необходимо знать эти глубокие отличия. Американец - это тот же европейский человек, он амбициозный, знающий, он любит солнышко, он любит пообщаться. Но если он не нашел ничего интересного в вас в первые 10-15 минут, он повернется и уйдет, совсем, и больше никогда не вернется, это потеря рынка.

Чем их можно заинтересовать, соблазнить - непростой вопрос.

- Нижегородская область богата на всякие чудеса: кому-то покажется суперинтересным поехать в Ичалковские пещеры в надежде встретить летучих мышей, а кто-то захочет увидеть оптический град Китеж на Светлояре. А может, показать, как нижегородцы играют в американский футбол?

-Их могут больше заинтересовать наша лапта или городки.

- Предлагают включить в экскурсии музей ГАЗа, и даже шире - автозавод, который начинался с фордовских машин и мог стать нижегородским Дейтройтом в его лучший период. Есть связь времен. Музей на ГАЗе, действительно, мог бы стать фишкой в американской познавательной программе.

-История и природы и общества всегда интересна.

Но с вопросом о музее надо много поработать.

-Генетический код - он у Нижнего какой?

- А вы прогуляйтесь по краю бровки Верхневолжскойнабережной – и сразу многое станет понятно. Он как раз в восприятии этой красоты проявляется.

-Синдром «закрытого города», когда-то третьего по значимости в стране, сохраняется? Консервативный, самодостаточный. Нижегородцы уверены в своей значимости.

- Игнорировать его нельзя. Он проявляется в определенных элементах гостеприимства: в закрытости, но надо работать и над этим.

Готовят креатив

Недавно Александр Макаров, новый министр поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг, куратор туризма, рассказал, какие готовятся свежие туристические и экскурсионные маршруты, туры выходного дня. Министр заверяет, что отраслью будут заниматься серьезно. И не только из-за грядущего чемпиона по футболу. Экономика личного бюджета разворачивает россиян на внутренний туризм, в сторону отечественных курортов, достопримечательностей, спорта и развлечений (главное, чтобы собственники всего этого хозяйства не жадничали и не задирали цены).

Уже есть, по словам Макарова, «креативные предложения» по нашему кремлю в разрезе темы: вклад Нижегородской области в Победу в Великой Отечественной войне. В эту связку хорошо бы включить музей Горьковского автозавода, может быть, некоторые цеха, где ковали Победу в годы войны, а также осмотр боевого бронепоезда «Козьма Минин».

Слишком мало, на взгляд министра, «раскручен» и Парк Победы около Гребного канала.

В начале 2015 года, наконец, должен раскрыть свои двери оптический театр на озере Светлояр в Воскресенском районе: двухэтажное кирпичное здание в стиле русского зодчества, его осталось только дооборудовать.

(Кстати, представители туриндустрии говорят, что в стране набирает популярность «мистический туризм».)

Александр Макаров признает, регион должен занимать более амбициозную маркетинговую позицию. «О некоторых местах показа и достопримечательностях, которые есть в Нижегородской области, знают даже не все жители региона», — подчеркнул Александр Макаров. – В международном плане мы считаем перспективным китайский рынок. Собираемся провести презентацию региона в Шанхае и издать рекламно-информационные материалы на китайском языке».

Правда, разговоры об активном продвижении Нижегородской области в туристическом плане мы слышим уже лет десять-двадцать. Один из самых грандиозных круизных проектов рухнул, так и не родившись. Города Поволжья планировали объединить усилия для создания уникального круизного турпакета - речного путешествия. Сегодня надо предпринимать героические усилия, чтобы самый популярный маршрут по Волге, Оке - с низов в Москву и Питер - вообще сохранился, хотя бы в воспоминаниях. Обмеление рек и «неожиданные» действия по шлюзам ставят крест на самом богатом турпромысле. В других странах, говорят представители отрасли, невозможно, чтобы решение о сливе воды из водохранилища во время навигации принималось без учета мнения туроператоров.

Профессионалам также понятно, что нераскрученным является не только Парк Победы в центре Нижнего (хотя глава города Н.Новгорода Олег Сорокин очень старается), но вообще вся маркетинговая политика популяризации региона остается «беззубой». Надо не только на выставках в Москве раздавать визитки и буклеты, но и организовывать «события» непосредственно в Н.Новгороде, говорят они. Привлекать представителей отрасли по всей России и постсоветского пространства (сейчас, кстати, это уже пытаются делать путем разных мероприятий). Очень перспективными

могут стать контакты с Белоруссией, причем люди, которые там занимаются организацией турпоездок, согласны первое время работать только на «формирование турпотоков», чтобы появился устойчивый спрос и интерес – «больших денег ни у кого нет, но люди из разных городов хотят ездить друг к другу»!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру