В Нижегородской области нашли кости предков динозавров, крокодилов и птиц

Путешествие в эру монстров

 Чудовище стояло на четырех лапах и жевало стебли растения, сок которого источал такие нежные запахи, что от пьянящего аромата вскоре листрозавр погрузился в глубокий сон. Однако через некоторое время его сладкая дрема была нарушена громким ревом. Звероящер грузно поднялся на лапы с надеждой скрыться в ближайших зарослях, но все пути к отступлению были закрыты.

Напротив него, оскалив полную острых зубов пасть на четырех мощных когтистых лапах возвышался плотоядный хищник – архозавр. Мгновение – и все было кончено: хищник с остервенением пожирал свою травоядную жертву, отрывая от ее бездыханного тела куски еще теплой окровавленной плоти.

Это не отрывок из детской страшилки и не кадр из фильма ужасов, это правдивый рассказ о реальных тварях, некогда населявших территорию нашего Нижегородского края.

Путешествие в эру монстров
Листрозавры, поедающие растения. Иллюстрация с сайта newsdesk.nhmu.utah.edu

 Листрозавр из Асташихи

Прошло около 250 миллионов лет, и в 1958 году геолог Г. И. Блом с коллегой В. Г. Гороховым проводили возле деревни Асташиха в Воскресенском районе Нижегородской области геологическую разведку. Дело в том, что в береговых откосах правого берега реки Ветлуги должна была проходить граница между двумя геологическими эрами – палеозоем и мезозоем, то есть между пермским и триасовым периодами. Во всем мире переход от древней к новой жизни сопровождался глобальными катаклизмами, извержением вулканов, разливом гигантских базальтовых масс. Некоторые ученые даже допускают падение на Землю крупного метеорита.

Понятно, что такие серьезные катаклизмы и стихийные бедствия сопровождались перестройкой всего живого мира планеты. В то время вымерло до 96% видов морских и 70% видов наземных животных. Уже тогда исчезли господствовавшие зверообразные рептилии (терапсиды), разнообразные хищные, с саблезубыми клыками – горгонопсы. В то же время вымерли и некрупные, неуклюжие дицинодонты – растительноядные животные с крупной головой, клыками, клювом и непропорционально длинным телом, а также похожие на маленьких собачек тероцефалы (дословно в переводе с греч. “звероголовые”). Среди этих животных были и наши предки: маленькие юркие, возможно, уже мохнатые зверьки, чем-то напоминающие собачек – цинодонты (в переводе с греч. “собакозубые”). Именно от них в середине триасового периода отделились первые млекопитающие. Внешне отложения перми и триаса мало чем отличаются: такие же красные глины, ярко-красные и желтые песчаники. Однако в породах раннего триаса почти не встречаются останки животных и растений. Лишь очень редко может попасться маленькая окатанная косточка или чешуйка рыбы. Почему? Да потому, что к началу триасового периода все крупные животные вымерли, растения высохли, и обнаружение учеными целой кости, не говоря уж о целом черепе или скелете, считается достижением.

Но нашей парочке геологов повезло. Осматривая триасовые отложения красных глин высокого обрыва правого коренного берега реки Ветлуги с целью найти границу между пермским и триасовым периодом, рискуя сорваться вниз, ученые медленно передвигались вдоль крутого склона. Вдруг они заметили в откосе отдельные кости, выпавшие вниз. И только когда увидели, что из глины торчат красноватые косточки, поняли, что, возможно, нашли целый скелет. Просто небывалая удача!

В тот день коллегам геологам пришлось изрядно повозиться. Чтобы откопать весь скелет на высоте восьми метров над уровнем реки, они сначала вырубили площадку, а затем с помощью лопаты и геологического молотка убрали над скелетом всю глину. Только после этого ученые начали кропотливо с помощью ножа извлекать отдельные кости, сразу заворачивать их в бумагу и складывать в рюкзаки.

Мужчины погрузили тяжелые кости и 15 километров волокли их до села Воскресенского. Во время осмотра черепа с клыком Георгию Блому стало ясно: они нашли скелет дицинодонта, но какого? Все известные на тот момент российские дицинодонты были найдены в Пермских отложениях, например, в Татарстане или на малой Северной Двине, однако в триасовых отложениях этот вид у нас еще не находили. Никто тогда даже и предположить не мог, что данный зверюга пришел с далекого южного материка Гондвана, чтобы прославить на весь мир и деревню Асташиху, и неутомимого геолога Блома. Пока же упакованные в ящики кости были отправлены для изучения в палеонтологический институт.

Находки более десяти лет пролежали в хранилище, прежде чем за их препарацию и изучение взялся аспирант Николай Николаевич Каландадзе, как раз писавший диссертацию по триасовым дицинодонтам. Препарация – длительный и трудоемкий процесс освобождения костей от горных пород – глины и известняка. От ее качества зависят выводы ученого, который будет потом изучать и описывать находку. Малейшее неосторожное движение может повредить поверхность кости или срезать костный выступ.

Только в 1975 году в палеонтологическом журнале Николай Каландадзе публикует описание дицинодонта как нового вида рода листрозавров – листрозавр георга (Lystrosaurus georgi), названного так в честь автора находки Георгия Блома. Сенсация заключалась в том, что листрозавры – это род дицинодонтов, живших в раннем триасе (около 250 млн лет назад) на территории гигантского южного древнего суперконтинента Гондваны (ныне на его месте располагаются Африка, Индия, Австралия, Антарктида и Китай). А в Асташихе – первая находка листрозавров в Европе. Это доказывает, что существовал сухопутный мост между Гондваной и Лавразией (северный континент, состоящий из Северной Америки, Европы и Азии). Именно по этому сухопктному мосту из Годваны в наш край когда-то притопали предки листрозавров.

Архозавр поедает дицинодонта Листрозавра георга (рис. А.Г. Сенникова).

Можно сказать, что листрозавры – этакие космополиты посткризисного триасового мира: они пережили вселенские катаклизмы и расселились по всей планете. Что такого примечательного в них? Вроде бы, ничем не отличаются от их предшественников – позднепермских дицинодонтов: короткое тельце, лапы, расставленные в стороны, как у черепахи, короткий хвост и высокий череп с мощными височными дугами, с массивными мышцами, помогавшими раздавливать жесткую растительность. Их морда оканчивалась клювом и двумя мощными клыками, с помощью клюва листрозавры выкапывали ямы в поисках воды и корней растений и защищались от грозных хищников архозавров.

В эпоху, когда исчезли гигантские кордаитовые леса, пересохли крупные реки, только мощные лапы и крепкие клыки помогли листрозаврам выжить и заселить планету. Кто знает, может, уже тогда они были покрыты шерстью и были похожи на маленьких кабанов? Но, увы, шерсть не сохраняется в ископаемом состоянии, и для ученых остается загадкой, каким был листрозавр георга – теплокровным или, как современные рептилии, холоднокровным животным, мохнатым или покрытым чешуей. Процесс приобретения зверообразными рептилиями признаков млекопитающих был труден и тернист, и многие животные в дальнейшем вымерли, уступив место динозаврам.

250 миллионов лет назад листрозавры топтали многие районы Поволжья. На Нижегородчине фрагмент черепа этого древнего животного обнаружили и возле деревни Анисимово в Варнавинском районе, а часть клыка нашли на берегу Горьковского водохранилища. Тем не менее, многое о строении, облике и образе жизни этого удивительного травоядного существа пока остается загадкой. Кстати, копию полного скелета этого животного, найденного на Ветлуге, можно при желании увидеть в экспозиции музея Волгагеологии (Нижний Новгород, ул. Ванеева, 18).

Скелет Листрозавра георга в экспозиции музея Волгогеология. Нижний Новгород. ул. Ванеева, 18. (фото Ильи Шумова)

Россия – родина предков динозавров?

А теперь расскажем о втором монстре, упомянутом в начале нашего рассказа и ставшим виновником гибели листрозавра георга. Об этом мне рассказал палеонтолог кандидат биологических наук Илья Шумов.

По его мнению, 250 миллионов лет назад, на заре триасового периода, на листрозавров охотился один из самых кровожадных монстров, обитавших на территории Нижегородского края. Это хищная рептилия – архозавр. Длина тела с мощным хвостом составляла около

2 метров. Кости этого хищника были также обнаружены в нашей области, а в одном случае останки архозавра и дицинодонта – листрозавра георга нашли в едином геологическом слое, а это является доказательством того, что жили эти твари одновременно и один охотился на другого.

Архозавр. Иллюстрация с сайта www.alex-bernardini.fr

Вообще правильное название архозавра – бломозух. Этот вид также назван в честь Георгия Блома; вторая часть названия происходит от греческого слова “зухус” – крокодил. Внешне бломозух был похож на крокодильчика с длинными задними лапами. А уплощенный с боков череп больше походил на череп тиранозавра, чем на крокодила. На морде имелся крючок из острых зубов – приспособление для вспарывания толстой кожи листрозавров, этакий консервный нож.

Архозавры были предками динозавров, птерозавров, крокодилов и птиц. Их кости находили в верхнепермских и триасовых отложениях Восточной Европы, Африки, Китая, Индии, Тасмании. Полного скелета этого страшилища у нас не найдено, однако отдельные кости обнаружены у деревни Анисимово в Варнавинском районе, а часть его черепа нашли у села Спасское в Ветлужском районе. Также косточки архозавра отыскались и у деревни Пурлы, что возле станции Пижма в Тоншаевском районе. Причем ящера, найденного возле деревни Пурлы, так и назвали – архозавр россикус (Аrchosaurus rossicus) – российский.

Он самый древний, на несколько миллионов лет древнее того же бломозуха или южноафриканского протерозуха: оба они обитали в раннем триасе 250 млн лет назад. А пурлинский ящер старше как минимум на миллион лет. Вот и получается, что на территории Европейской России архозавры появились намного раньше, чем в Африке и Китае. Нижегородский архозавр несколько крупнее (череп до 30 сантиметров, длина вместе с хвостом до 2,5 метра), чем его более молодые триасовые собратья.

Илья Шумов рассказал, что, веротно, это связано с вышеупомянутым пермским кризисом: оказывается, в России предпоследний виток вымираний начался раньше, чем на южном материке. Незадолго до окончания пермского периода вымирают и крупные зверообразные хищники горгонопсы (в Африке это случилось позже), некогда приводившие в ужас всех растительноядных рептилий. Но свято место пусто не бывает, в любой экосистеме должен быть крупный хищник, этакий “санитар леса”. И на свободные вакансии вышли из пустынь опальные архозавры. Потому что в пермском периоде диапсидные рептилии (к ним относятся предки ящериц, змей, крокодилов, динозавров и пр.), конечно, уже населяли землю, но наши предки – зверообразные рептилии, грубо говоря, выгнали их в малопригодные для жизни пустыни, горы, подальше от воды и сочных пастбищ. Там диапсиды (в том числе и предки архозавров) приобрели чешуйчатую кожу, научились сберегать внутри себя воду. Как только экосистема начала рушиться, вымерли горгоно-псы и появилась новая вакансия “царя природы”. Здесь сразу вспоминается фраза из замечательного советского мультфильма “Падал прошлогодний снег”: “Кто в цари крайний? Никого? Так я первым буду!”

Именно архозавры, в частности наши архозаурусы россикусы, потихоньку начинают занимать главенствующее место в экосистеме – роль крупных хищников. И уже спустя миллионы лет именно они становятся предками великих и ужасных ящеров – динозавров. Из этого следует, что Россия (помимо Нижегородского края архозавр россикус найден лишь во Владимирской области, возле города Вязники) является родиной не только слонов, но и предков динозавров. Так что гордитесь, россияне!

(Продолжение читайте в одном из следующих выпусков “МК в НН”)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру