Цены не поддались на уговоры

Сегодня в российских регионах нет управы на спекулянтов

 Особо резких ценовых колебаний на продуктовом рынке мы не наблюдаем. А если такие тенденции появляются, областное правительство старается применять какие-то меры. Об этом сообщил на своей первой в новой должности пресс-конференции министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Александр Макаров.

Сегодня в российских регионах нет управы на спекулянтов

 Остроты не ощущаем

Свои успокаивающие выводы региональный министр сделал на основе мониторинга цен, который в каждом районе области ведут сотрудники администраций. Они в ежедневном режиме следят за ценами во всех торговых точках по 40 наименованиям социально значимых товаров. Выбивается из ценового спокойствия пока только гречка.

- В последнее время много разговоров идет по поводу цены на гречку, – рассказал Александр Макаров. – Минсельхоз России сообщил, что объем произведенной в этом году гречневой крупы даже больше на 20%, чем потребляет население страны. Мы по результатам собственного мониторинга проверили в этой части все торговые сети, и могу сказать, что наценка на гречку в отдельных торговых предприятиях вообще отрицательная. Сети торгуют практически себе в убыток или с минимальной, до 1%, рентабельностью. Все дороги ведут к оптовикам. Со своей стороны мы обратились в федеральную антимонопольную службу и областную прокуратуру для принятия мер реагирования.

Цены на остальные продукты находятся в пределах нормы, - отмечает министр -. Существуют сезонные колебания, например, продали летние овощи, пошли тепличные, и наблюдается небольшой ценовой рост.

У населения есть вопросы по запасам определенных продуктов, которые не производятся на территории области. Это, прежде всего, охлажденная и свежемороженая рыба, а также свинины. По словам Александра Макарова, и министрерство, и областной минсельхоз, и все федеральные контрольно-надзорные структуры работают в объединенном составе. Есть штаб по мониторингу цен. Существует полная взаимосвязь с торговыми организациями. «Мне приятно отметить их лояльное к нам отношение, - говорит министр. - Однако все мы знаем российское законодательство и понимаем, что у власти, по сути, никаких рычагов влияния на торговые сети нет».

Нижегородская область находится в середине списка регионов Приволжского федерального округа по ценообразованию. В региональном правительстве считают, что это нормальный показатель, потому что уровень жизни в области один из самых высоких в ПФО. «Обеспечение торговыми площадями по продуктовой линейке у нас составляет 256 кв.м на одну тысячу человек при среднероссийском показателе в 150 кв.м, - приводит данные статистики Макаров. - Цифры говорят о том, что уровень конкуренции у нас достаточно высок, и это тоже является серьезным рычагом по сдерживанию цен».

Существуют локальные проблемы, связанные с сезонностью торговли в сельской местности. После дачного сезона количество жителей там серьезно сокращается. Но здесь властям удается взаимодействовать с облпотребсоюзом, и частники активно используют систему выездной торговли. Так что голодным не должен остаться никто.

- У нас есть горячая линия по ценам, которая работает с августа, - напомнил министр. - За неполные четыре месяца поступило порядка 150 звонков. Не могу сказать, что жалобы были особенно жесткие. В основном люди высказывают предложения по улучшению качества обслуживания в торговых точках. За ноябрь поступило всего четыре звонка. Все они были связаны с ценой на гречку. Так что какой-то особой остроты мы не ощущаем...

У народа свой мониторинг

Однако журналисты не разделили ценового оптимизма нового министра. На встречу с ним они пришли подготовленными, вооруженные личным мониторингом цен.

- В редакцию поступают звонки совсем иного характера, - рассказала коллега одного из нижегородских изданий. – Люди спрашивают: «Почему растут цены на хлеб, на молоко, на яйца?». К примеру, яйца дивеевские на Мытном рынке были по 65 рублей, стали по 80. Выпечка в «Спаре» сначала стоила 19 рублей, потом прыгнула до 27-и, теперь она уже 36 рублей. Людям обещали, что цены на местные продукты не будут расти, поскольку ими мы сами себя обеспечиваем. Получается, жизнь доказывает обратное?

Еще один представитель СМИ на встречу с министром пришел с результатами сравнительного мониторинга цен на Мытном и Верхнепечерском рынках. Цены на одни и те же нижегородские продукты на Мытном оказались ниже, чем на Верхнепечерском, хотя тот расположен в спальном районе, и цены там должны быть более демократичными.

Показательный пример приведен по цене батончика колбасы одного из нижегородских производителей. Два месяца назад колбаса стоила 108 рублей, потом 130, а теперь оценена в 150-160 рублей. Не трудно подсчитать, что за три месяца цена повысилась на треть.

Все свои примеры журналисты подкрепляли конкретными адресами торговых точек. Министр, через какое-то время придя в себя после такого неожиданного напора, пообещал разобраться в каждом отдельном случае и по конкретным торговым точкам, на которые поступают жалобы. Более того, он попытался дать свои объяснения роста цен на продовольствие.

Зарплата виновата?

- Цены растут, потому что растет и уровень зарплаты в Нижегородской области, - заявил Александр Макаров, вызвав у собравшихся журналистов недоумение, какие категории нижегородцев имеет в виду министр. – Если не растет зарплата на предприятии, на котором работаете вы, это не значит, что она не растет в Нижегородской области. И средний уровень зарплаты за последние два года серьезно увеличился. В этих же пропорциях, как говорит нам статистика, растут и цены. Это естественный процесс. Наша задача заключается в том, чтобы была возможность приобрести тот или иной товар на любой кошелек и на любой вкус. Значит, если мне не по карману «Спар», я иду в «Пятерочку»...

А вот куда идти тем, кому не по карману «Пятерочка», министр, увы, не сказал.

- Мы готовы реагировать на любые моменты ценовых скачков, но за руку хватать продавца и говорить: делай дешевле, - мы не собираемся, - продолжил Макаров. - Такого мы тоже не должны допускать. В любом случае, цену отрегулирует рынок. А если покупатель пойдет за товаром в другое место, то и продавец будет вынужден снижать цену...

Главное оружие - уговоры

- Как вы уговариваете продавцов не снижать цены? - допытывались журналисты.

- Это непростой момент, и я не хочу рассказывать о трудностях нашей работы, - пошел в отказ министр. – У нас нет никакой законодательной базы, по сути ее и быть не должно, потому что мы с вами в 90-е годы проголосовали за такое развитие страны. И в этой ситуации только покупатель – основной рычаг давления на цены. Мы стараемся стимулировать или уговаривать наши торговые предприятия держать определенные запасы продуктов, чтобы не было каких- то дефицитов, которые могут дать скачок по какому-то виду. Для нас является безопасным порог запасов в 80% от продаваемого товара. По рыбе, например, на сегодняшний день запасы составляют 65%. Мы с минсельхозом, министерством инвестиционной политики прорабатываем вопрос строительства логистических комплексов. Весь товар, которого у нас нет – привозной. И если мы не создадим мощные оптовые базы на территории области, то всегда будем страдать от какого-то дефицита. Гречка – живой пример этому. В регионе нет наших локальных оптовиков, с кем можно было бы говорить. Гречка у нас привозная.

Предпосылок для дефицита не наблюдается

Прозвучали от журналистов и предложения. Может быть, есть смысл создания в области государственных и общественных резервов социально значимых продуктов. И когда цены на них необоснованно поднимаются, выбрасывать на рынок товар из резерва по низкой цене, чтобы сбить ажиотаж. Министр идею не поддержал.

- Правильнее этот дефицит восполнять не таким вот госзапасом, а созданием условий для бизнеса, - считает Александр Макаров. – Тогда он здесь, в Нижегородской области, будет ставить мощные логистические комплексы с серьезным холодильным оборудованием, где бы та же рыба хранилась и распределялась на ближайшие регионы. И тогда с руководством таких объектов мы могли бы решать вопросы об организации разного рода запасов. Государство – неэффективный управленец, и задача государства – создать условия.

Чего ждать нижегородцам к Новому году? Бежать ли им запасаться всем необходимым к праздничному столу? – с некоторой тревогой озаботились коллеги.

- Со своей стороны гарантирую, что у нас дефицита товаров к Новому году не будет, - заверил министр. – В рамках работы нашего штаба мы со всеми крупными поставщиками переговорим, чтобы обеспечить нужные запасы. Нет смысла запасаться огромными объемами продуктов питания, потому что нет никаких тенденций и предпосылок к тому, что у нас какой-то товар исчезнет с полок...

Спекулянтов приструнить некому

Интересная в итоге нарисовалась картинка. Власть в лице российского Минсельхоза заявляет, что гречки у нас завались и не съесть ее столько. На доллар гречка не завязана. Тем не менее, цена на нее взлетает в разы. Налицо наглая спекуляция. При всем этом спекулятивном безобразии даже на федеральном уровне виновных и ответственных за него не обнаружено. На региональном уровне кто-то кого-то уговаривает снизить цены, а тот, чуть не плача, выворачивает карманы и заявляет в глаза контролерам, что работает по гречке в нуль, а то и в убыток. В общем, все плачут и жалеют несчастного торговца - и оптового и розничного. В это время бабушка в глубинке идет в единственный сельмаг и покупает гречку, которая стоила 20-25, уже по 100 рублей. Занавес…

В это же самое время министр обороны РФ Сергей Шойгу лоббирует указ Президента, который обяжет губернаторов и мэров крупных городов поучиться в академии генштаба мобилизационной подготовке территорий. Так, на всякий случай… И там, не дай бог, придется решать задачки посложнее, чем с гречкой. А торговые спекулянты уже разогревают слухи о «неурожае»... соли и макарон. Понятно, что торговцы хотят попридержать товар, ожидая возможности продать его подороже после 30-процентного обесценивания рубля. Примерно настолько реально поднимается в цене и основная группа социально значимых продуктов, и это не предел. Как говорится, ничего личного, только бизнес. И простыми уговорами его не проймешь. Что касается мнения нашего министра о том, что государство – неэффективный управленец, то даже страшно подумать, кого имел он в виду – региональное правительство, а может, даже федеральное. Правильнее было бы сказать, что неэффективное государство – неэффективный управленец, а эффективное государство – наоборот.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру