Нижегородским автомобилистам вновь придется «вложиться» в дорожные фонды

Шоссе за свой счет

 Недаром говорится, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А российские чиновники без властного пинка сверху тем более ничего делать не будут. Дорожная сфера – не исключение. К примеру, стоило Президенту пнуть Федеральную антимонопольную службу (ФАС), так те тут же начали раскрывать заговоры в дорожном строительстве.

 

Шоссе за свой счет

 Диалог с Президентом

А началось все с Госсовета, где Президент резко высказался о результатах совершенствования сети автомобильных дорог. В ответ высшие российские чиновники озвучили свои планы увеличения объема дорожных фондов России. Как обычно, за счет автомобилистов.

Поначалу Владимира Путина приятно «удивили» цены на самые необходимые для строительства дорог материалы - песок и щебень. За последние пять лет первый подорожал почти на 80 процентов, второй – на 46. Учтем, что это средние цифры по стране. Самое интересное, что при «перевозе» материалов в другой регион их цена возрастает на 20-90 процентов! Поневоле заподозришь коррупционную составляющую.

Интересный обмен мнениями произошел у Президента с подчиненными. Первый говорит о снижении затрат на строительство не в ущерб качеству, а в ответ получает: «нет денег». Мало того, еще и «дайте денег». А это без малого 100 млрд рублей ежегодно. Кстати, на следующий год запланированный объем федерального дорожного фонда - 635,3 млрд рублей. Плюс к нему региональные фонды – 91 млрд рублей. ФАС деваться было некуда, и буквально за пару дней коррупционная составляющая найдена!

Глава антимонопольной службы оперативно доложил, что в дорожной сфере много сговора и коррупции. Выглядело это так, как будто эти сговоры только что появились и тут же махинаторы были разоблачены. В то же время в каждом регионе могут вспомнить достаточное количество громких судебных процессов, указывающих, что дорожники всегда отличались повышенным сребролюбием. Помнится, когда 15 лет назад я студентом работал охранником в ресторане, главными кутилами были дети этих самых дорожников. Причем, любая пьянка «золотой молодежи» начиналась тостом: «За дороги!».

Поневоле напрашивается вопрос, откуда деньги на дороги брать? «Первая ласточка» прилетела из соседнего Татарстана. Глава республики предложил уже привычную меру – увеличить стоимость любого топлива всего-то на рубль, а эти средства вложить в строительство и реставрацию дорог местного значения. И его «новшество» нашло отклик – деваться-то некуда... Так что раскошеливаться в дорожный фонд мы уже начали... Тем временем эксперты посчитали, что в стоимость одного литра бензина уже заложено целых 60 процентов налогов и акцизов. На что же бедным нефтяникам-то жить? Высшие чиновники пытались обидеть и их: убрать акциз, но повысить налог на добычу нефти.

«Поиски средств» ударят по дальнобойщикам

Увы, уже привычных повышений цен на бензин оказалось недостаточно. Мало того, чиновники нашли очередных «виноватых» - тех, кто портит дороги. И ими оказались дальнобойщики. Точнее, их фуры-дальномеры. Позывы «наказать рублем» большегрузы уже были. С ноября следующего года «дальнобоев» обяжут платить по 3,5 рубля за километр федеральной трассы. Правда, государевы люди смотрят дальше – дескать, российские хитрецы на фурах ринутся на региональные дороги. Как это можно реализовать на практике – не понятно. Ведь далеко не все федеральные трассы имеют «набор дублеров». Например, как деревенскими дорогами на фуре можно пройти нижегородский участок Кировской трассы? Или «казанки»? Расходы топлива на «крюки» превысят затраты на налоги. Тем не менее, чиновники хотят сделать платным проезд для фур свыше 12 тонн и по федеральным, и по региональным дорогам!

А дальше начинается вполне российская интерпретация «европейских веяний», которые министр транспорта Максим Соколов странно приспособил под российские реалии. За ущерб дорогам должны платить не только многотонные фуры, но и грузовички (да и любое транспортное средство) свыше трех с половиной тонн. Чувствуете, на кого это направлено? На миллионную армию «газелистов», для которых нижегородская «полуторка» подчас единственная возможность прокормить семью. А это огромный сегмент рынка перевозок, сулящий астрономические прибыли. Тут с миру по нитке получается не рубашка, а огромная мануфактура.

Кстати, о Европе. Да, там действительно есть плата за проезд по федеральным дорогам, причем для всех автомобилей. Но за все многочисленные разъезды по евросоюзу, я ни разу не усомнился, что эти деньги идут по назначению. К качеству дорог и даже сервису придраться невозможно! И не надо все списывать на разницу в климате - та же Скандинавия (особенно Финляндия) по нему к нам очень близка.

А теперь немного занимательной математики. По данным аналитиков, если все эти прогнозы сбудутся, то объем дорожных фондов в стране составит более триллиона рублей! Учитывая, что весь внутренний валовый продукт (ВВП) страны – около 67 триллионов рублей, это очень много. И этих денег вполне хватит «на все».

Виноваты нижегородцы?

По словам губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, в целом по области ремонт дорог идет неплохими темпами. В прошлом году отремонтировано 600 км региональных дорог. Для сравнения: в Кировской области 110 км, в Липецкой – 170 км. Тем не менее, чтобы отремонтировать все дороги области, потребуется лет двадцать.

Кстати, министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима как-то заявила, что в том, что в области плохие автодороги, отчасти виноваты и сами жители региона. К такому выводу она пришла, основываясь на данных нижегородской налоговой службы. Дескать, у нижегородцев большие задолженности по оплате транспортного налога. При этом министр замечает, что больше всего неплательщиков среди владельцев дорогих авто.

В ответ нижегородцы шутят на форумах о сговоре чиновников с автосервисами и шиномонтажами: дескать, наплыв клиентов туда – последствия плохой работы в дорожной сфере. А стражи дорог констатируют, что состояние дорог является причиной множества ДТП с особо тяжкими последствиями.

Тем временем нижегородские парламентарии решили сократить региональный дорожный фонд. Заксобрание Нижегородской области приняло в двух чтениях проект поправок к закону «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». По нему финансирование дорфонда сократилось на 800 млн рублей. Вполне логичен вопрос: откуда брать деньги? Есть мнение, что муниципалитеты будут сами выкручиваться. Например, за счет кредитов. 

Кстати

 

В Нижегородской области муниципальные дорожные фонды появились с 1 января текущего года. В них пойдет не менее 10 процентов средств, полученных от акцизов на топливо. По словам министра строительства Владимира Челомина, по федеральному закону "О дорожном фонде" не предусматривается выделение субсидий на дорожное строительство муниципалитетам…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру