Нижегородские учителя приняли участие в педагогическом форуме Народного фронта

Педсовет на передовой

 Делегация нижегородских учителей участвовала в форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ), который прошел в Пензе и был посвящен проблемам образования в стране. Насколько актуально это для нижегородских школ, корреспонденту «МК в НН» рассказали делегаты, представлявшие практически все основные категории педагогов.

 

Педсовет на передовой

Образование – не услуга

- Главная тема форума - «Качественное образование во имя страны», проходил он под председательством известного кинорежиссера Станислава Говорухина, - рассказала директор нижегородской школы №33 Мария Тихомирова. – Форум включал в свою работу тематические круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, выставки. Завершился он итоговым пленарным заседанием, в котором принял участие Президент России Владимир Путин.

Форум объединил порядка 500 делегатов: активистов ОНФ, педагогов, родителей, представителей экспертного сообщества, профильных министерств и ведомств, депутатов Госдумы, сенаторов, членов Общественной палаты.

В общей сложности участники определили 22 ключевые проблемы, тормозящие развитие современного образования. Среди главных – не полное соответствие существующих федеральных госстандартов закону об образовании и несовершенство системы итоговой аттестации. На пленарном заседании прозвучало предложение школ: дать право школе вручать аттестаты без сдачи ЕГЭ тем выпускникам, кто не хочет поступать в вузы. Будущим студентам – сдавать единый госэкзамен в объеме, который требуется для подачи документов в высшее учебное заведение.

Каждый мог не только обозначить какую-либо проблему, но и предложить свой вариант решения. Я участвовала в двух круглых столах. Первый – на тему «Ценности национального образования». По закону об образовании оно считается услугой. Да не может оно быть услугой, потому что работу с ребенком, его воспитание нельзя измерить, в том числе и рублем. Ценность – само образование. Остро звучала проблема воспитания. Это и стирание исторической памяти, и понятия добра и зла, воспитание гражданской идентичности.

Еще один круглый стол - «Образование в открытой информационной среде». Там, к примеру, обсуждались критерии, по которым определяются лучшие школы России. Сегодня это результаты ЕГЭ и олимпиад. Но эти критерии достаточно условны, и по ним трудно оценить реальную деятельность учебных заведений.

Сегодня надо признать, что информационная грамотность учеников выше, чем учителей. И над этим тоже надо работать, создавать национальную программу переподготовки кадров. Отмечалась изоляция российского образования от мировой образовательной системы. Это, прежде всего, незнание иностранных языков и не изучение мирового опыта.

Еще одна боль педагогов – частое реформирование системы образования. Не успела одна реформа завершиться, как ее меняют на другую.

Проблемы нам близки

На пленарном заседании мы поднимали вопрос формирования российской идентичности. Он ранее обсуждался и у нас в городе, и в ПФО. Наш Нижегородский район занимался этой проблемой. Мы разработали большое количество проектов, которые формируют российскую идентичность. Среди них «Ильинская слобода», «Започайнье», «Ветераны, живущие рядом». Собран огромный материал, который может послужить для краеведения, для пополнения учебников, для духовно-нравственного воспитания.

Практически все проблемы, поднятые на форуме, касались и нашей школы, и меня лично. Например, ЕГЭ. Школа является местом его проведения. Единый госэкзамен начинается уже с апреля, педагоги отвлекаются от основной работы, от образовательной программы. Для проведения итоговой аттестации наши учителя уходят в другие школы, к нам приходят оттуда. В этом прослеживается определенное недоверие. Почему учебное заведение не может выдать аттестат? Мы знаем своих учеников, знаем, кто может пойти в вуз, а кому лучше порекомендовать среднее профобразование, которое сейчас очень востребовано.

Близки нам и поднятые экономические проблемы. Это и система конкурсов, когда за счет снижения стоимости проекта теряется качество. Зарплату учителя привязали к средней по промышленности, но в разных регионах она разная, и при трудностях в экономике может и снижаться. Надо понимать, что средняя оплата труда педагога складывается из полутора, а то и двух ставок. И получать такие деньги можно только с превышением дополнительного времени. По нашей школе сегодня средняя зарплата составляет 25700 рублей.

Освободиться от бюрократов

- А не уйдут ли все эти предложения и благие пожелания снова в песок, как уже не раз бывало?

- Во время пленарного заседания Президент неоднократно обращался к находившимся в зале членам правительства с конкретными поручениями, - отметил директор детской художественной школы №1 Владимир Колесников. – «Вот это ценное предложение, его надо реализовать». Было много критических замечаний, проблем-то огромное количество, и никто их не скрывал. Все было прозрачно и ясно. Наши проблемы наверху известны, они не новы. И желание их решать на форуме присутствовало.

Особо отмечалось, что бюрократизация системы образования приобретает гигантские и уродливые формы. Много отчетности разного рода. Причем все эти отчеты повторяются. Реакция Президента была однозначной. Он предложил создать некий реестр тех бумаг, которые могут запрашивать от учебных заведений, ограничив их количество, сроки и периодичность.

Обсуждался вопрос единого образовательного пространства. Ученик, переходя из одной школы в другую, может целый год сидеть и повторять уже пройденное. Может и, наоборот, не знать, что уже изучили его одноклассники.

В системе дополнительного образования, в частности в художественных школах, положение вообще отчаянное. Ко мне приходят ученики из других регионов, и я вынужден третьеклассника сажать снова в первый класс, а то и в подготовительный. Такая вот у нас разорванность в этой системе.

Я участвовал в работе круглого стола, где обсуждались проблемы государственного и общественного контроля за работой учебных заведений. Например, вопрос о создании наблюдательных советов при учебных заведениях наткнулся на противоречие принципа единоначалия, когда директор отвечает за все, и полномочиями самого совета, его меры ответственности за неправильное решение. В кого тогда превращается директор – в исполнителя чужой воли?

Задавался вопрос и о так называемых «бумажных конкурсах». Это когда отправляются бумаги, и на основе их анализа кем-то и где-то создаются некие рейтинги, никто даже не выезжает в школы, не смотрит, чем там занимаются. А ведь есть большие специалисты по составлению отчетов. Иногда даже деньги просят: пришлите вот столько-то - и войдете в такой-то рейтинг школ. А вот конкретная работа почему-то не интересует.

Особым детям – особое внимание

- На форуме была возможность всем высказаться и даже обменяться мнениями, - подтвердила учитель-логопед коррекционной школы-интерната № 95 Наталья Лешкова. – Мы работаем с особенными детьми 8-го вида. Сейчас наша школа попала в проект работы с детьми с расстройством аутистического спектра. В России это единичный случай. Дети очень сложные. Наша коррекционная педагогика с такими детьми еще пока не работала. Поэтому сотрудничаем с зарубежными партнерами и сообща движемся к цели.

На форуме я участвовала в дискуссионных площадках на тему «Доступное образование для всех», где затрагивались наболевшие вопросы и коррекционной сферы. Например, в России в течение трех лет сократили 150 коррекционных школ. Все чаще звучит слово «инклюзия», когда ребятишки с отклонениями в развитии занимаются вместе со здоровыми детьми. Но на сегодняшний день нельзя заменить инклюзивным образованием специальные учебные заведения. Нужны и те, и другие.

Остро стоит проблема нехватки педагогов для коррекционных школ. И морально работать тяжело, и зарплата оставляет желать лучшего.

И еще один важный вопрос – преемственность коррекционных школ со средним специальным образованием. В ряде московских учебных заведений такой опыт уже есть: школа 8-го вида объединена с соответствующим колледжем. Раньше наши дети поступали в лицей №60, где получали профессии монтажников, плиточников, слесарей, сапожников. Сейчас эта цепочка разорвана. А мы должны такого ребенка, выходящего из школы, передать для социализации на следующую – профессиональную - ступень.

Формировать гражданскую идентичность

- Обращалось внимание на аттестацию преподавателей, - отметила учитель начальных классов школы №33 Ольга Малахова. – Предложено пересмотреть ее систему во всех образовательных учреждениях.

У себя в классе я апробирую метапредметный, личностный подход к обучению, занимаюсь прогнозированием гуманитарного познавания детей. Сегодня важно, как ребенок в целом может работать и находиться в сообществе, как он может реализовывать свои гуманитарные знания по всем предметам.

- Нужна интеграционная модель школы, где гуманитарное образование можно проводить в любом предмете, - продолжила тему Мария Тихомирова. – Вот я посмотрела программу российской истории в области культуры. Например, певец Макаревич там признан. А наш великий ученый, изобретатель судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев – нет. Из каких соображений и кто включает имена в учебник? – это тоже вопрос.

Сегодня, например, по истории существует 60 пособий разных авторов со своими субъективными мнениями и точками зрения. Как учителю со всем этим разобраться? Как формировать гражданскую идентичность? Вот на Украине с 80-х годов активно внедряли учебники одного издательства. И за это время на основе этих книг там сформировали антироссийскую и даже антирусскую гражданскую идентичность.

Не каждый день нижегородские педагоги участвуют в подобных форумах.

- Проявился ли какой-то интерес к услышанному вами на форуме, приобретенному опыту со стороны профессионального сообщества, ваших руководителей?

- Я сделала краткий отчет и отправила его своему руководству, - ответила Мария Тихомирова. – Мы готовы к обсуждению поднятых проблем на всех уровнях. Мне уже поступило письмо по электронной почте с запросом: как преподается краеведение? И сразу требуют предоставить отчет: какой учебник, какие главы, в каких классах? Я подумала, может, услышали эту проблему и решили ее изучить. То есть я могу сказать, что руководство, чиновники отреагировали на эту потребность. Хотя на сайте школы есть вся программа образования, есть все наши пособия по разделам. Откройте и взгляните.

- Главная тема форума - «Качественное образование во имя страны», проходил он под председательством известного кинорежиссера Станислава Говорухина, - рассказала директор нижегородской школы №33 Мария Тихомирова. – Форум включал в свою работу тематические круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, выставки. Завершился он итоговым пленарным заседанием, в котором принял участие Президент России Владимир Путин.

Форум объединил порядка 500 делегатов: активистов ОНФ, педагогов, родителей, представителей экспертного сообщества, профильных министерств и ведомств, депутатов Госдумы, сенаторов, членов Общественной палаты.

В общей сложности участники определили 22 ключевые проблемы, тормозящие развитие современного образования. Среди главных – не полное соответствие существующих федеральных госстандартов закону об образовании и несовершенство системы итоговой аттестации. На пленарном заседании прозвучало предложение школ: дать право школе вручать аттестаты без сдачи ЕГЭ тем выпускникам, кто не хочет поступать в вузы. Будущим студентам – сдавать единый госэкзамен в объеме, который требуется для подачи документов в высшее учебное заведение.

Каждый мог не только обозначить какую-либо проблему, но и предложить свой вариант решения. Я участвовала в двух круглых столах. Первый – на тему «Ценности национального образования». По закону об образовании оно считается услугой. Да не может оно быть услугой, потому что работу с ребенком, его воспитание нельзя измерить, в том числе и рублем. Ценность – само образование. Остро звучала проблема воспитания. Это и стирание исторической памяти, и понятия добра и зла, воспитание гражданской идентичности.

Еще один круглый стол - «Образование в открытой информационной среде». Там, к примеру, обсуждались критерии, по которым определяются лучшие школы России. Сегодня это результаты ЕГЭ и олимпиад. Но эти критерии достаточно условны, и по ним трудно оценить реальную деятельность учебных заведений.

Сегодня надо признать, что информационная грамотность учеников выше, чем учителей. И над этим тоже надо работать, создавать национальную программу переподготовки кадров. Отмечалась изоляция российского образования от мировой образовательной системы. Это, прежде всего, незнание иностранных языков и не изучение мирового опыта.

Еще одна боль педагогов – частое реформирование системы образования. Не успела одна реформа завершиться, как ее меняют на другую.

Проблемы нам близки

На пленарном заседании мы поднимали вопрос формирования российской идентичности. Он ранее обсуждался и у нас в городе, и в ПФО. Наш Нижегородский район занимался этой проблемой. Мы разработали большое количество проектов, которые формируют российскую идентичность. Среди них «Ильинская слобода», «Започайнье», «Ветераны, живущие рядом». Собран огромный материал, который может послужить для краеведения, для пополнения учебников, для духовно-нравственного воспитания.

Практически все проблемы, поднятые на форуме, касались и нашей школы, и меня лично. Например, ЕГЭ. Школа является местом его проведения. Единый госэкзамен начинается уже с апреля, педагоги отвлекаются от основной работы, от образовательной программы. Для проведения итоговой аттестации наши учителя уходят в другие школы, к нам приходят оттуда. В этом прослеживается определенное недоверие. Почему учебное заведение не может выдать аттестат? Мы знаем своих учеников, знаем, кто может пойти в вуз, а кому лучше порекомендовать среднее профобразование, которое сейчас очень востребовано.

Близки нам и поднятые экономические проблемы. Это и система конкурсов, когда за счет снижения стоимости проекта теряется качество. Зарплату учителя привязали к средней по промышленности, но в разных регионах она разная, и при трудностях в экономике может и снижаться. Надо понимать, что средняя оплата труда педагога складывается из полутора, а то и двух ставок. И получать такие деньги можно только с превышением дополнительного времени. По нашей школе сегодня средняя зарплата составляет 25700 рублей.

Освободиться от бюрократов

- А не уйдут ли все эти предложения и благие пожелания снова в песок, как уже не раз бывало?

- Во время пленарного заседания Президент неоднократно обращался к находившимся в зале членам правительства с конкретными поручениями, - отметил директор детской художественной школы №1 Владимир Колесников. – «Вот это ценное предложение, его надо реализовать». Было много критических замечаний, проблем-то огромное количество, и никто их не скрывал. Все было прозрачно и ясно. Наши проблемы наверху известны, они не новы. И желание их решать на форуме присутствовало.

Особо отмечалось, что бюрократизация системы образования приобретает гигантские и уродливые формы. Много отчетности разного рода. Причем все эти отчеты повторяются. Реакция Президента была однозначной. Он предложил создать некий реестр тех бумаг, которые могут запрашивать от учебных заведений, ограничив их количество, сроки и периодичность.

Обсуждался вопрос единого образовательного пространства. Ученик, переходя из одной школы в другую, может целый год сидеть и повторять уже пройденное. Может и, наоборот, не знать, что уже изучили его одноклассники.

В системе дополнительного образования, в частности в художественных школах, положение вообще отчаянное. Ко мне приходят ученики из других регионов, и я вынужден третьеклассника сажать снова в первый класс, а то и в подготовительный. Такая вот у нас разорванность в этой системе.

Я участвовал в работе круглого стола, где обсуждались проблемы государственного и общественного контроля за работой учебных заведений. Например, вопрос о создании наблюдательных советов при учебных заведениях наткнулся на противоречие принципа единоначалия, когда директор отвечает за все, и полномочиями самого совета, его меры ответственности за неправильное решение. В кого тогда превращается директор – в исполнителя чужой воли?

Задавался вопрос и о так называемых «бумажных конкурсах». Это когда отправляются бумаги, и на основе их анализа кем-то и где-то создаются некие рейтинги, никто даже не выезжает в школы, не смотрит, чем там занимаются. А ведь есть большие специалисты по составлению отчетов. Иногда даже деньги просят: пришлите вот столько-то - и войдете в такой-то рейтинг школ. А вот конкретная работа почему-то не интересует.

Особым детям – особое внимание

- На форуме была возможность всем высказаться и даже обменяться мнениями, - подтвердила учитель-логопед коррекционной школы-интерната № 95 Наталья Лешкова. – Мы работаем с особенными детьми 8-го вида. Сейчас наша школа попала в проект работы с детьми с расстройством аутистического спектра. В России это единичный случай. Дети очень сложные. Наша коррекционная педагогика с такими детьми еще пока не работала. Поэтому сотрудничаем с зарубежными партнерами и сообща движемся к цели.

На форуме я участвовала в дискуссионных площадках на тему «Доступное образование для всех», где затрагивались наболевшие вопросы и коррекционной сферы. Например, в России в течение трех лет сократили 150 коррекционных школ. Все чаще звучит слово «инклюзия», когда ребятишки с отклонениями в развитии занимаются вместе со здоровыми детьми. Но на сегодняшний день нельзя заменить инклюзивным образованием специальные учебные заведения. Нужны и те, и другие.

Остро стоит проблема нехватки педагогов для коррекционных школ. И морально работать тяжело, и зарплата оставляет желать лучшего.

И еще один важный вопрос – преемственность коррекционных школ со средним специальным образованием. В ряде московских учебных заведений такой опыт уже есть: школа 8-го вида объединена с соответствующим колледжем. Раньше наши дети поступали в лицей №60, где получали профессии монтажников, плиточников, слесарей, сапожников. Сейчас эта цепочка разорвана. А мы должны такого ребенка, выходящего из школы, передать для социализации на следующую – профессиональную - ступень.

Формировать гражданскую идентичность

- Обращалось внимание на аттестацию преподавателей, - отметила учитель начальных классов школы №33 Ольга Малахова. – Предложено пересмотреть ее систему во всех образовательных учреждениях.

У себя в классе я апробирую метапредметный, личностный подход к обучению, занимаюсь прогнозированием гуманитарного познавания детей. Сегодня важно, как ребенок в целом может работать и находиться в сообществе, как он может реализовывать свои гуманитарные знания по всем предметам.

- Нужна интеграционная модель школы, где гуманитарное образование можно проводить в любом предмете, - продолжила тему Мария Тихомирова. – Вот я посмотрела программу российской истории в области культуры. Например, певец Макаревич там признан. А наш великий ученый, изобретатель судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев – нет. Из каких соображений и кто включает имена в учебник? – это тоже вопрос.

Сегодня, например, по истории существует 60 пособий разных авторов со своими субъективными мнениями и точками зрения. Как учителю со всем этим разобраться? Как формировать гражданскую идентичность? Вот на Украине с 80-х годов активно внедряли учебники одного издательства. И за это время на основе этих книг там сформировали антироссийскую и даже антирусскую гражданскую идентичность.

Не каждый день нижегородские педагоги участвуют в подобных форумах.

- Проявился ли какой-то интерес к услышанному вами на форуме, приобретенному опыту со стороны профессионального сообщества, ваших руководителей?

- Я сделала краткий отчет и отправила его своему руководству, - ответила Мария Тихомирова. – Мы готовы к обсуждению поднятых проблем на всех уровнях. Мне уже поступило письмо по электронной почте с запросом: как преподается краеведение? И сразу требуют предоставить отчет: какой учебник, какие главы, в каких классах? Я подумала, может, услышали эту проблему и решили ее изучить. То есть я могу сказать, что руководство, чиновники отреагировали на эту потребность. Хотя на сайте школы есть вся программа образования, есть все наши пособия по разделам. Откройте и взгляните.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру