Сын двух отцов

16 октября – 130 лет со дня рождения приемного сына Максима Горького Зиновия (Золомона) Пешкова-Свердлова

 Порой в запале ссоры, в момент вспышки гнева мы говорим близким страшные слова, не зная о том, что проклятие способно калечить и убивать. Это заложено в глубинах нашего подсознания. Один из примеров тому - судьба старшего брата Якова Свердлова, Золомона, больше известного как Зиновий Пешков.

 

16 октября – 130 лет со дня рождения приемного сына Максима Горького Зиновия (Золомона) Пешкова-Свердлова
Ленин и Богданов играют на капри в шахматы. Золомон стоит второй справа

 Братья и сестры

Откуда семья Свердловых перебралась в Нижний Новгород, точно неизвестно. Похоже, из Витебска. Было в то время Мираиму-Мовше Израилевичу всего 25 лет, его жене, Гите-Лее, еще меньше. И денежки у гравера имелись. Он приобрел половину каменного дома с несколькими деревянными пристройками и сараями. И не где-нибудь, а на Большой Покровке. Мовша Израилевич, который после принятия православия стал Михаилом, а его жена - Елизаветой, изготовлял печати, дверные таблички, памятные альбомы и многое другое. Резал и печати для поддельных паспортов, привечая как революционеров, так и уголовников.

В 1884 году Гита-Лея родила первенца, которого назвали в честь деда по матери - Золомон. Потом появились на свет Яков (Янкель), Лев, Вениамин... Судьбы членов этого большого семейства были совершенно разными. София вышла замуж за богатого пароходчика Леонида Исааковича Авербаха. Ее дочь, Ида, стала супругой Генриха Ягоды. Ее расстреляли, как и Ягоду, в 1938 году. Сама София Михайловна тоже много лет провела в лагерях, умерла в 1951 году.

Что известно о братьях Золомона? Герман был научным работником, администратором, пытался даже сняться в роли Якова Свердлова, но Сталин, узнав об этом, приказал режиссеру найти ему замену. «Нельзя, чтобы Свердлов играл Свердлова», - сказал он.

Сведений об Александре Свердлове я не нашел. Он, как утверждал Рой Медведев, родился в 1910 году и был инженером. Лев Михайлович Свердлов умер от туберкулеза в возрасте 23 лет. Вениамин еще до начала Первой мировой войны перебрался сначала в Лондон, а затем в Америку, открыл там банк. В 1918 году Яков Свердлов вызвал Вениамина в Петроград. Его назначили наркомом путей сообщений, но исполнял он обязанности наркома чуть больше месяца. Чем занимался после этого три года с лишним, - сплошное белое пятно. Выплыл Вениамин снова только в 1921 году, возглавив Главный комитет государственных сооружений, занимал другие ответственные должности. Однако то ли в 1937, то ли в 1938 году его арестовали как троцкиста и отправили в ГУЛАГ на 15 лет. Но потом в НКВД спохватились: он слишком много знал. И Вениамина расстреляли в апреле 1939 года.

Как Золомон стал Зиновием

Чем он приглянулся Горькому, никто не знает. Наверное, своим авантюризмом. Драматург Иосиф (Оня) Прут утверждал, что они близко сошлись в тюремной камере, где оказались в 1901 году по обвинению в использовании мимеографа для революционной пропаганды. Когда в 1901 году писателя отправили в ссылку в Арзамас, писатель пригласил с собой Золомона. А в августе следующего года к опальному Буревестнику нагрянул в гости Немирович-Данченко. И Горький вместе с Золомоном читали ему в два голоса пьесу «На дне». Владимиру Ивановичу, кстати, понравилось.

Горький стал добиваться, чтобы устроить своего юного почитателя на драматические курсы в Москве. Но в то время это не представлялось возможным. Выход был только один - принять православие. И Алексей Максимович самым натуральным образом усыновляет Золомона. Но надо сказать, что обряд этот был совершен с явным нарушением церковных канонов.

Как выясняется, Зиновий Пешков жил до самой смерти под чужой фамилией. В 1903 году Николай II издал указ, согласно которому причту Троицкой церкви города Арзамаса было предписано вернуть Зиновию его настоящую фамилию - Свердлов. Но разыскать Зиновия было сложно. Горький сначала его прятал, а потом отправил за границу.

Отец порывался задать сыну трепку

Узнав о том, что сын сменил веру, хотя спустя некоторое время сделал это и сам, Михаил Израилевич ходил сам не свой. Как вспоминала в 1929 году Ида Леонидовна Авербах, Свердлов-старший находился тогда «в самом расцвете сил, ему было 46 лет. И он порывался поехать в Арзамас, чтобы задать Золомону хорошую трепку». И то и дело проклинал его, как и Горького, заявляя, что не пустит в свой дом вероотступника, что правая рука у него отсохнет. Он, кстати, запретил всем членам своей семьи поддерживать с Золомоном-Зиновием какие-либо отношения.

Прожектёр

Между тем дела у приемного сына Горького шли из рук вон плохо. Учеба в школе Московского Художественного театра не заладилась. Таланта актера у Зиновия не обнаруживалось. А тут пришел срок служить в армии. Спасая приемного сына, Горький снабжает его деньгами, и Золомон отправляется на поиски счастья в Канаду.

Как писал он впоследствии в своих очерках «Без работы» и «Дом», сначала новоиспеченный иммигрант обосновался в Торонто, где устроился на меховую фабрику разнорабочим. Но он совершенно не знал ни французского, ни английского языков, и его вскоре уволили «за профнепригодность». И однажды Зиновий Пешков оказался без крыши над головой и с пустыми карманами.

Тогда он решил промышлять, как и Горький, писательским трудом. Но его опусы никого из издателей не заинтересовали. Только духовный наставник Зиновия (по-видимому, из жалости) пообещал опубликовать их в России. И он отправил ему круглую сумму.

На эти деньги Зиновий едет в Новую Зеландию, где намерен повторить подвиг Миклухо-Маклая, который долгое время жил среди папуасов. Год, проведенный вдалеке от цивилизации, показался ему вечностью. Это и понятно: никаких этнографических исследований горе-путешественник не проводил, язык маори так и не освоил.

Горький в то время находился в Италии. Зиновий направляется к нему. И Буревестник доверил приемному сыну должность управляющего имением.

Главными заботами мажордома были жилье и еда. Все поступающие на Капри гонорары тоже проходили через Зиновия. Здесь он принимал и Ленина, и Дзержинского, и Шаляпина, и многих других известных революционеров, писателей, художников, музыкантов. Здесь же состоялось его бракосочетание с Лидией Бураго. Родившуюся вскоре дочь назвали Елизаветой - в честь матери Зиновия. Таким образом Свердлов-Пешков пытался загладить свою вину и снять проклятие отца. Увы, не вышло.

Легионер

В 1914 году приемный сын Горького вступает добровольцем в Иностранный легион французской армии. А много лет спустя напишет в своих мемуарах: «Когда нас перебросили под Аррас, я сразу же ассоциировал этот город с Арзамасом - очень уж созвучны эти названия. И почему-то подумал: а не случится ли здесь что-то такое, что если и не перечеркнет всю мою жизнь, но оставит долгую память? Мои смутные предвидения сбылись».

9 мая 1915 года под Аррасом Пешков был ранен. Его подобрали без сознания. «Мне сказали в госпитале, - вспоминал Зиновий, - что руку надо отрезать по плечо. Тяжелый был момент. Как тут не вспомнить проклятие отца? Но я сказал: «Валяйте!».

По выписке из госпиталя Зиновий был награжден крестом с пальмовой ветвью и отправлен в отпуск в Италию. Но, увидев супруга-инвалида, Лидия Петровна сказала, что будет оформлять развод.

Пешков рассердился. Несмотря на полученную рану, продолжает службу, ему присваивают звание лейтенанта, а потом – капитана. Но Горького, не раз принародно заявлявшего о своих пацифистских настроениях, этот карьерный рост приемыша не радовал. И он обронил однажды фразу, которая расставляла все точки над «i»:

- Не будучи военным человеком, я не могу сочувствовать военным героям.

Это был ушат холодной воды.

В 1916 году в составе французской миссии Золомон-Зиновий сопровождает генерала Мориса Жанена в Россию.

Второй ушат

Когда майор французской армии Зиновий Пешков находился в Петрограде, там пребывал и Яков Свердлов. Встреча с ним, если она была на самом деле, тоже не принесла ничего хорошего. Разговор длился всего несколько минут, после чего братья расстались врагами. Зиновий Пешков, так подробно описывавший в своих мемуарах чуть ли не каждое мгновение своей жизни, об этом почему-то умалчивает. Согласно другой легенде, в начале 1919 года Зиновий послал Свердлову телеграмму: «Яшка, когда мы возьмем Москву, то первым повесим Ленина, а вторым - тебя за то, что вы сделали с Россией!». Но и это не подтверждается какими-то документальными свидетельствами.

Путешествия изгнанника

24 августа 1918 года генерал Жанен был назначен командующим войсками Антанты в России. Он руководил эвакуацией войск Чехословацкого корпуса во Владивосток и отправкой их в Европу. Но чехи и словаки взбунтовались. А тут еще адмирал Колчак провозгласил себя верховным правителем. С ноября 1918 года Жанен возглавляет французскую военную миссию в Сибири. Спустя два месяца он становится главнокомандующим союзными войсками в Сибири и на Дальнем Востоке.

Генерал не забыл о Зиновии Пешкове. Золомон пишет в своих мемуарах: «7 марта 1918 года я получил приказ Генерального штаба отправиться в Восточную Сибирь через Америку и Японию. При этом у меня имелось особое задание в Вашингтоне от Министерства иностранных дел. 1 июня 1918 года я прибыл в Токио, потом в Пекин, в конце июля я был в Сибири».

Насчет «особого задания в Вашингтоне» - это, похоже, миф. Свидетельств о том, что Зиновий Пешков вел дипломатические переговоры с целью поспособствовать вступлению США в войну, не имеется.

Зиновий Пешков приветствует в Сибири приход к власти Колчака, хотя его патрон это не одобрял (в 1920 году Жанен выдал адмирала иркутским эсерам). Писатель Александр Амфитеатров в своем очерке «Не брат своих братьев» подчеркивал важность роли, которую играл Зиновий: «Он был деятельным агентом связи между французским правительством и командованием армии. Акт признания Францией Колчака верховным правителем был доставлен в Омск именно Зиновием Пешковым».

Заслуги Зиновия Пешкова в Сибири были высоко оценены. Ему была определена ежемесячная пенсия в размере полутора тысяч франков. Еще пять тысяч выплатили единовременно.

Меж двух огней

Судьба занесла Зиновия Пешкова в Крым, где он принимал участие в эвакуации армии Врангеля. Потом в качестве секретаря Международной комиссии помощи голодающим Пешков закупает продовольствие и переправляет его в Россию. И встречает явное неодобрение как среди эмигрантов (те считают его агентом большевиков), так и среди большевиков (те считают его французским шпионом).

Так продолжалось два или три года, пока Зиновий не подал прошение о возвращении в Иностранный легион. Оно было удовлетворено: Пешкова направляют командиром батальона в Марокко. В 1925 году в сражении с мятежниками он был ранен. На этот раз - в ногу.

В Марокко родилась еще одна легенда. Здесь, пишет Владимир Островский в очерке «Легендарный легионер. Судьба генерала Свердлова-Пешкова», Зиновий «начинает конфликтовать со своим командиром-коллаборационистом, преклонявшимся перед Гитлером. Сносить его профашистские настроения Пешков не мог. Дело кончилось тем, что он был приговорен военным трибуналом к расстрелу. Но накануне исполнения приговора, разговорившись с часовым, предложил ему обменять золотые часы с гравировкой «Сыну Зине Пешкову от отца Максима Горького» на гранату. Когда Зиновия вывели на расстрел, он схватил единственной рукой гранату и бросился к командиру, взяв его в заложники. После чего приказал отвезти его на машине к самолету, и, угрожая той же гранатой, вынудил пилота взять курс на Гибралтар, где находился Комитет Национального Спасения – правительство Франции в изгнании. Там и состоялась встреча старых друзей – Шарля де Голля и Зиновия Пешкова».

Но, увы, не верится этому однорукому террористу. Хотя бы потому, что выдернуть чеку из гранаты, не придерживая ее другой рукой, вряд ли кому удастся. Да и с часами тоже накладка. В описях имущества Пешкова таковых не числилось. Правда, нужно оговориться: не исключено, что их перед этим уже кто-то присвоил.

Судьба Елизаветы

После Второй мировой войны Зиновий Пешков был послом Франции в Китае, а затем в Японии. Но неудачи буквально преследовали его. Дочь от первого брака, Елизавета, вышла замуж за Ивана Маркова, сотрудника советского посольства в Италии. Но ее мужа отозвали в СССР, арестовали и расстреляли как итальянского шпиона. Елизавета угодила в ГУЛАГ.

Елизавета Пешкова освободилась в 1945 году. В Москве жил бывший глава советской дипломатической миссии в Риме генерал Николай Николаевич Биязи. Он устроил ее в закрытый военный институт. Но бдительные энкавэдэшники все-таки выяснили, что прошлое Марковой-Пешковой небезупречно. Ей пришла повестка – явиться на допрос. И приказали: выселиться из Москвы в течение 48 часов.

Елизавета Зиновьевна оказалась на Кубани в казачьей станице. Потом перебралась в Сочи, работала завхозом в санатории. Умерла она то ли в 1989-м, то ли в 1990 году.

Ну, а что касается ее отца, то только в самом конце жизни проклятие, похоже, потеряло силу. Золомона наградили орденом Почетного легиона. Умер он в ноябре 1966 года в том же госпитале, где ему ампутировали руку. Похороны генерала были пышными. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру