Нижегородский архитектор Алексей Каменюк раскрывает профессиональные секреты

«Неправильные здания – самые красивые»

 Работы архитектора Алексея Каменюка – часто многоноцветные, солнечные, не похожие друг на друга. Такое чувство, что они разговаривают с прохожими, кричат им что-то позитивное, зазывают в гости… А еще в этих постройках угадывается изрядное чувство юмора проектанта, его склонность загадывать загадки на смекалку: чего стоят только дома «Жираф» «Тетрис», здание спортивного корпуса  «Гимнаст»…

«Неправильные здания – самые красивые»
Фото Марины Игнатушко

Все-таки заметно, что он «не нашенский»: Алексей родился в Кременчуге, долгое время жил и работал в Азии. Наверное, именно поэтому его проекты трудно назвать серыми и еще труднее увидеть в них традиционную для старого Нижнего купеческую эклектику. На недавней встрече с журналистами Каменюк рассказал, почему нашему городу повезло с архитекторами и со строительным вузом, почему при таком везении у нас появляются не всегда удачные здания и можно ли, на его взгляд, вписать современный объект в историческую среду.

О ПОКОЛЕНИЯХ НИЖЕГОРОДСКИХ ПРОФИ

В Нижнем сложилась хорошая внутрипрофессиональная традиция – в первой тридцатке, которая работает в городе. Она позволяет сохранить преемственность качества, профессиональных решений, но при этом не все обладают достаточной возможностью реализовать объекты. Первая волна нижегородской школы (начало 1990-х годов. – Авт.) сделала многое, и город обязан этим людям большим количеством отличных построек. Но есть и вторая волна, которая по возрасту отстоит на 10-15 лет, она работает также активно. Этот слой не сегодня-завтра должен самостоятельно проявиться. Третья волна - там вообще термоядерные ребята в возрасте от 25 до 35 лет, которые просто ждут повода войти в этот процесс и реально что-то делать. Они серьезно технически и информационно оснащены. Они готовы работать – на малых участках, на крупных… Наверное, скоро это произойдет.

ЧТО ОСТАЕТСЯ ВНЕ НОРМ И РЕГЛАМЕНТОВ

В принципе о проектах и об архитектуре говорится часто. Но так же часто упускаются важные аспекты, которые связаны с тем, что мы видим в городе и насколько нас это радует. Насколько нам это приятно и насколько это вызывает отторжение.

Все здания в городе, которые нам не нравятся, вызывают отторжение, и здания хорошие – они все сделаны квалифицированными специалистами в соответствии с нормами. Таким образом, точное выполнение всех условий работы не гарантирует и вовсе не означает одинаковый результат. В некоторой степени нормы совершенствуются, но аспекты, которые влияют на возможность появления хороших объектов, – они нередко упускаются. Это серьезный вопрос, который каким-то образом должен решаться в городе. Все дипломированные специалисты, все выполняют нормы, но у одного здания обычные оконные проемы, с расстановкой, оставляющей желать лучшего, и автор не чувствует, что это плохо, а другой делает лучше… Потому что у него есть нечто, что не дается ни образованием, ни опытом работы - оно просто есть.

Что это? Скажем так: предрасположенность именно к этой профессии, к более утонченному ощущению природы и формообразованию. И вот это вот нечто и есть главная причина, по которой здание становится привлекательным или непривлекательным. И каждому городу везет, когда у него оказывается один, два, а может быть больше носителей этих качеств, или не везет, когда их нет вообще.

ЧТО ИМЕННО ВЫЗЫВАЕТ ОТТОРЖЕНИЕ

Я бы не стал называть примеры, потому что у архитектора – а он работает над проектом не один – могут возникнуть ситуации, когда такое здание появляется. И вся сумма причин, которые влияют на тот или иной результат, мне неизвестна.

О СВОИХ РАБОТАХ

Мне повезло, потому что мне были предоставлены поводы и отчасти возможности делать проекты для ответственных участков исторического центра города и для ответственных участков за его границами. Еще мне повезло с заказчиками-единомышленниками, что бывает не часто. Еще я просто люблю эту профессию…Эти проектные поводы предполагали не просто выполнение работы ,но выполнение ее на определенном уровне…

О ТВОРЧЕСКОМ КРЕДО

Новое здание не должно мешать ничему. Далее, оно должно быть современным, потому что мы живем сейчас, и транслировать образцы XVIII-XIX веков – это очень странно. Даже если оно стоит на Ильинке или Рождественской. Можно современными средствами сделать здание, которое будет просто улучшать ситуацию на сложившихся улицах. В современных постройках не обязательно бесконечно тиражировать наличники, карнизы, пилястры.

При этом здание не должно быть средством безудержного самовыражения автора. Вообще, работу архитектора можно разделить на два подхода: постоянное самовыпячивание, эгоцентризм – и противоположный подход: попытка понять ситуацию, в которой здание будет находиться, осмыслить, как его будут воспринимать, как оно будет обращено к окружению, то есть как и какой именно частью градостроительной ситуации оно может стать. А индивидуальность – она в форме обязательно проявится.

О СТРАННЫХ ЗДАНИЯХ

Самыми красивыми и запоминающимися зданиями в истории являются как раз те, которые при всем профессионализме и мастерстве реализации как бы немножко неправильные. Они несут нечто странное, что не укладывается в профессиональную логику – точнее, сначала противоречат ей, затем трансформируют ее и позже становятся новым, принятым и понятным атрибутом этой логики. Например, здание дома музыки в Порто: наружная отделочная поверхность выполнена из недорого материала – некого аналога нашего асбестоцемента. Но при этом постройка имеет два гипервитража, которые сделаны на грани доступных технологий. И это вписалось в бюджет. Были споры, уместно ли данное здание там, где стоят постройки раннего периода, и один из уважаемых архитекторов Португалии Алваро Сиза Виэйра сказал: нет, это очень хорошо. Там культура восприятия высокая, и такие вещи появляются.

У нас действуют регламенты. Они сохраняют высотность, нормируют этажность, вместимость, наличие стоянок, и это правильно… Но они не предполагают исключений для тех участков, которые потенциально достойны отклонений от норм. Носителями потенциальных исключений являются профессионалы. Конечно, и для них проектные нормы – закон, но по внутреннему ощущению того, что может находиться на конкретном участке, они нередко превосходят сумму конкретных требований. Можно просто функционировать, то есть работать в постоянном режиме выполнения норм, но можно попытаться выйти в режим развития.Это сложнее .

О ВЫДАЮЩИХСЯ АРХИТЕКТОРАХ

Поймите, на всю Россию рождаются раз в сто лет три композитора, ну пусть пять, а городов тысячи. И также с архитекторами. Поэтому, слава богу, что городу повезло и у него есть хотя бы несколько таких как Евгений Пестов. Это удача, поскольку он весь город не застроит, но его построенные десять объектов меняют генерацию последующих архитекторов, которые отстоят от него на 25-30 лет. Последующие поколения видят живые образцы.

О ННГАСУ И ВЫПУСКНИКАХ

Там все здорово по сравнению с другими известными мне вузами, потому что вести курсовое проектирование приглашены реальные практики. И если студент хочет заниматься этим тяжелым трудом, он к четвертому курсу получит некое представление, а дальше… Мне кажется, что если молодой человек не попал в первые пять лет после окончания вуза в компанию хорошего архитектора, ему будет сложно дальше самоопределяться, поскольку нет возможности видеть весь процесс с самого начала. Если он не проживет этот опыт несколько раз, он в принципе не сможет сформировать правильно цепочку инициации и продолжения работы. Это тонкая вещь. Не все же имеют возможность работать рядом с Пестовым, Быковым, Никишиным, Дехтяром. С другой стороны, многие выпускники преувеличивают свои возможности.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ

Есть сотни людей, которые пишут об архитектуре, говорят, какой она может быть острой, интеллектуальной, средовой, но когда любого из них попросишь взять карандаш и попытаться изобразить то, о чем они говорят, наступает паралич. Здесь водораздел очень жесткий. И очень много молодых людей, получив шанс это сделать, понимают, что не получается. Некоторые продолжают – и бывает, что получается даже через 10-12 лет. Бывает, что не продолжают уже никогда. Это профессия сложная, требующая определенной психической организации человека, не все способны просидеть 8-10 часов за столом без разговоров, сосредоточенно, молча отрисовывая фрагменты и делая варианты. Это достаточно суровое занятие.

О ВОЗРАСТНОМ ЦЕНЗЕ

У архитектора расцвет начинается после 60. Лучшие работы всех известных мировых зодчих были сделаны, когда им было за 60, хотя некоторые проявляли себя и в более молодом возрасте. Они в тонусе, у них к этому моменту прекрасно упакованные бюро, ассистенты, которые понимают, что значит проведенная мастером линия или акварельная полоска. Преимущественно они долгожители.

ОБ УРОВНЯХ МАСТЕРСТВА И НИЖЕГОРОДСКОЙ ШКОЛЕ

В архитектуре как профессии есть иерархия умений. Есть уровни обучения, профессионализма, мастерства, выше находится уровень творчества. И, к сожалению, все, что мы видим сегодня в городе, редко превосходит уровень профессионализма. Это означает, что выполнена сумма условий, при которых здание разрешают строить.

Носителей реальных качеств в области творчества, проживших жизнь в мастерстве, – их очень мало. И когда случается, что в городе их оказывается три или пять, а рядом молодые ассистенты, которых 10 или 15, кто-то в городе это должен осознать и создать им условия, пока они в реальном времени здесь существуют - несмотря на все законы о тендерах, аукционах и так далее. Понимаете, это как сбережения высокоселективных видов…

Все фамилии на самом деле известны. Но просто так написать список фамилий – это неправильно, это дискриминация по отношению к другим участникам цеха. Соответственно, нужно создать демократические, простые механизмы.

Чем была знаменита так называемая нижегородская школа? Тем, что неформальным образом Александр Харитонов создавал условия работы работы именно талантливым людям и именно в тот период времени. И был выброс объектов, отмеченных на российских смотрах. Это продолжалось почти 10 лет. То есть он, имея неформальные полномочия на своей должности, понимал, что есть номинальные процессы, а есть реальные люди с реальными способностями, и он старался на ответственных участках города обеспечить работой людей, которые делали ее хорошо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру