Кто может решить проблему нелегальных перевозчиков?

Бессильные органы

 Ситуация в такси последние три года чем-то напоминает «верхи не могут, низы не хотят». Среди тружеников баранки преобладает поголовное хотение хорошо зарабатывать и почти такое же нежелание что-то для этого делать. За исключением редких энтузиастов, которые с надеждой смотрят на представителей власти.

 

Бессильные органы

 «Закон не комментируем!»

Тем временем в сферу такси пришло множество «бомбил», которые отнимают доходы у лицензированных перевозчиков и лишают государство полагающихся ему налогов. А на федеральном уровне в первом чтении уже принят закон «О такси». Увы, все предложения и замечания к нему самих перевозчиков услышаны не были. На прошлой неделе нижегородские таксисты в очередной раз встретились с властями для обсуждения нового закона. Примечательно, что главного героя – представителя минтранса - на собрании не было. Тем не менее, удалось услышать множество интересных нюансов работы «людей с шашечками».

Представитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей по Нижегородской области Галина Бычкова констатировала, что законопроект не решит проблем такси. А вот что ее решит – не поведала. Правоохранители из ГИБДД и МВД даже не пожелали представиться. Видимо, им было заранее стыдно за свое бессилие. Если резюмировать их рассуждения, получается, что «мы – орган исполнительный, закон поменять не можем, как и его комментировать, хотя нарушения во всех сферах есть...». Также они отказались проводить масштабные проверки диспетчеров и компаний – это прокурорское дело. Дескать, полиция в основном занимается ловлей нелегальных таксистов. Кстати, по словам самих таксистов, которые хорошо отслеживают любые действия правоохранителей по рации, подобные рейды проводятся крайне не вовремя. Например, во вторник утром. А вот подъехать в пятницу вечером или в выходные к ночным клубам, где ждут клиента множество «бомбил», служивым недосуг – самим отдыхать надо.

Кстати, в Москве принята практика совместных рейдов профессиональных таксистов и проверяющих организаций. Это считается нормальной практикой: опытные таксеры быстро могут вычислить нарушения и помочь проверяющему. По словам активиста движения «Стоп нелегал» Евгения Кузнецова, есть специальные «бригады», которые этим занимаются, и власть охотно идет на сотрудничество с ними:

- Один протокол на нелегала технически оформляется около четырех часов. С нашей помощью это делается за час, а то и за полчаса. И при нынешнем «дырявом» законе это единственная возможность хоть что-то изменить.

По мнению нижегородских таксистов-профи, поймать нелегалов у нас просто: достаточно подъехать к Московскому вокзалу, где стоят их авто, нарушая всевозможные правила и паркуясь чуть ли не на остановках. И при этом «мафия» стращает профессионалов: «счас ментам позвоним, у нас здесь с 90-х все завязано».

Даже взять с собой планшетник и проверить соблюдение транспортного законодательства стражи дорог не могут. Хотя в свободном доступе существует соответствующий реестр, где по номеру автомобиля можно определить, есть у него разрешение на право работы в такси или нет. В идеале, во время проверок на дороге вместе с гайцами должны стоять сотрудники налоговых органов и пробивать лжетаксистов по своей базе. Но это в идеале.

Кстати, инициативу профсоюза нижегородских таксистов привлечь органы внутренних дел к подписанию петиции о внесении изменений в закон полицейские не поддержали: это тоже «не в их компетенции». Дескать, они могут что-то инициировать в законодательстве только в своей сфере. Так что нанимайте толпу высокопрофессиональных юристов, и пусть они этим занимаются.

Нам грозит анархия?

Представитель УФАС Юрий Ершов также не смог прокомментировать законотворчество парламентариев. Тем не менее, поведал об одном интересном нюансе:

- Законодательство не лишает людей возможности заниматься извозом после закрытия юрлица. На практике получается, что, получив лицензию, люди через какое-то время прекращают свою регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Когда на дороге их останавливает инспектор, у них на руках действующее разрешение на перевозку пассажиров. Налогов они не платят, но являются нелегальными перевозчиками. За 2014 год набирается 1700 таких хозяйствующих субъектов. А многие индивидуальные предприниматели, получив разрешение, вообще не предоставляют в налоговые органы никакой отчетности или ее занижают. Хотя полторы тысячи в месяц – небольшая сумма в тех расходах, которые несет таксист.

Законопроект, лоббируемый депутатом Вячеславом Лысаковым, таксисты называют кошмарным. И строят самые апокалиптические картины полной анархии на рынке легковых пассажирских перевозок. Ведь он очень размыт, и любой, кто имеет права, может на нем работать на своем или арендованном авто. Падает имидж профессиональных водителей.

 

Как в «лихие 90-е», когда торговать можно было кому угодно, где угодно и когда угодно. Что касается сферы пассажирских перевозок, то тогда «бомбили» даже водители рейсовых автобусов! Ни к чему хорошему это не приводит. Кстати, насчет недавнего прошлого. Во времена перестройки никаких лицензий не было. Как только появился закон об индивидуальной трудовой деятельности, стали выдавать патенты на работу в такси, которые заменяли и налоги, и регистрацию ИП. Стоили они где-то 100 рублей на три месяца. Для получения патента нужен был нормальный водительский стаж и минимум нарушений. Также требовалось предъявить прошедший техосмотр автомобиль, который находится в собственности претендента. Сейчас эта методика почему-то оказалась невостребованной.....

Сергей Смирнов из межрегионального транспортного союза заявил, что если этот закон войдет в силу, то на легальном такси можно ставить крест:

- Я не буду разбирать недостатки предыдущего закона, где не указан такой важный участник как диспетчер. В проекте нового не обозначена его ответственность. Тем временем недополученная государством от этого сумма – 22 миллиарда рублей в год.

«Легче работать нелегально»

- Мы здесь для того, чтобы подписать обращение к Правительству РФ и Госдуме, - заявил председатель профсоюза «Такси -НН» Юрий Фомин. - Есть в сфере такси своеобразный треугольник «пассажир – диспетчер – водитель». В нем вся ответственность ложится на последнего. Все претензии – к нему, также как и штрафы. А, например, права и обязанности пассажира и диспетчера никак не прописаны. Любой человек, знающий административный кодекс, может запросто отказаться от поездки, и ему за это ничего не будет: средний чек по Нижнему – 200 рублей, а административная ответственность наступает от двух с половиной тысяч! Мы уже год с лишним бьемся, чтобы в КОАП внесли поправку об ответственности пассажира за неоплаченный проезд, но ничего не происходит.

На практике же случаются казусы, которыми Нижний прославился на всю страну. Нижегородские таксеры стали обливать пассажиров, не желающих платить, зеленкой и публиковать это в социальных сетях. Этот метод пользователи признали гораздо более действенным, нежели деятельность депутатов. О своей ответственности в этой ситуации таксисты не думают вовсе. В то же время есть и вполне прагматичный момент: какой таксист будет подавать в суд за неуплаченную сотню или даже тысячу рублей? На судебных дрязгах он потеряет гораздо больше! Если рассматривать каждый случай конфликтов из-за неуплаты, то они происходят с наркоманами, пьяными, судимыми и другими асоциальными элементами. С нормальным человеком всегда можно договориться!

- Раньше мы наркоманов-неплательщиков отвозили в отдел полиции, - продолжает Фомин, - но их через некоторое время отпускали без всяких последствий, как только мы уходили из отдела. Поневоле возникает вопрос: есть статья о появлении на публике в состоянии наркотического опьянения. Когда у полиции операция, наркоманов арестовывают и наказывают. Когда привозим мы – отпускают. Где логика?

Но правоохранители говорят, что таксисты не правы. Они не знают, где, когда и что потреблял их «клиент». Посему обвинить его ни в чем нельзя. Согласно российскому законодательству, чтобы применить к наркоману меры административного воздействия, он при этом должен быть «в неопрятном виде». На что таксисты отвечают: сделаем!

Увы, здесь есть и оборотная сторона: иногда встречаются не совсем вменяемые, обуреваемые жаждой наживы таксеры, которые за лишнюю копейку буквально готовы удавиться. Таковых можно ежевечерне наблюдать в нижегородском аэропорту: цены на их услуги почти вдвое выше, чем у официального перевозчика, под брендом которого они работают. При этом они постоянно жалуются на низкие тарифы перевозок, забывая, что сначала нужно обучиться элементарной вежливости и культуре. Да и образ таксиста в глазах россиян нелицеприятен: жадное толстое существо с золотой цепью в спортивном костюме, мало чем отличающееся от бандита.

Тем не менее, в этой сфере есть своя занимательная математика:

- Я посчитал себестоимость эксплуатации типового автомобиля «Рено», - продолжает Юрий Фомин. - Получилось 28 рублей за километр. А какие тарифы устанавливают диспетчерские службы, не имеющие представления о реальных расходах, но полностью контролирующие ценовую политику в городе? 14 рублей за километр. Всего со всеми расходами уходит 20 рублей за километр. И что остается? Получается, что таксисты частично оплачивают за свой счет доставку пассажиров! Я, лицензированный таксист, за год плачу больше налогов, чем «бомбилы» штрафов. Мне легче закрыть ИП и работать нелегально.

Впрочем, налоговики отвечают, что это не налоги, а страховые взносы в Пенсионный фонд. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру