Банки озаботились финансовым «ликбезом»

НАУЧАТ СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ

 Какова ситуация с финансовой грамотностью населения? Как обеспечить ее в семье? Эти вопросы в конструктивном ключе обсудили на круглом столе представители Роспотребнадзора и банковского сообщества.

НАУЧАТ СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ

 - За 8 месяцев количество жалоб на финансовые услуги в регионе выросло в 2,4 раза, - сообщила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова. – Всего за этот период поступило 621 обращение (в 2013-м за данный период их было 251). Среди них 69,4% составили жалобы на заключение (исполнение) кредитных договоров, 43% - на применение пластиковых карт. В 4 раза увеличилось количество жалоб на банковские вклады и в 3,8 раза - на услуги страхования. Продолжается рост жалоб на коллекторские агентства.

Такие цифры, с одной стороны, свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности в регионе недостаточно высокий. Но, с другой стороны, мы видим, что активность в отстаивании своих финансовых интересов у населения растет.

Со своей стороны Роспотребнадзор усилил меры по контрольно-надзорной деятельности за этой сферой. Так, за 8 месяцев этого года составлено 78 протоколов, в прошлом году за это время их было только 24. Кроме того, вынесено 37 постановлений, 25 из них передано в суд.

Служба просвещает население по финансовым вопросам через 12 своих консультативных пунктов, действующих по всей области. В постоянном режиме работает «горячий» телефон.

Банки реализуют свои программы повышения уровня финансовой грамотности.

- Сбербанк с конца прошлого года перестроил систему своей работы в отношении знаний о финансовых услугах и финансовой грамотности, - рассказал директор управления «Банк ХХI» Волго-Вятского банка Сбербанка России Валерий Дубин. – Суть перестройки в том, что больше людей было принято на первую линию. Именно они первыми встречают клиентов и помогают им проводить финансовые операции. Банк активно переходит в мобильность. Мы помогаем клиентам разобраться в наших онлайн-продуктах, учим работать удаленно, через Интернет.

Специалисты банка проводят уроки финансовой грамотности для учащихся школ и студентов. Им рассказывают, какие операции можно совершать с помощью банкоматов и терминалов. Особый интерес у молодежи вызывают онлайн-сервисы банка.

Однако наряду с удобством Интернет таит в себе немало опасностей и рисков.

- Покупки через Интернет удобны, но небезопасны, считает руководитель департамента рисков ЗАО «Волго-Окский коммерческий банк» Николай Шестаков. – В Сети много мошенничества, поэтому надо внимательно анализировать сайты интернет-магазинов. Любая интернет-покупка приводит к тому, что данные вашей карты уходят в сеть. Поэтому желательно для этих целей использовать либо карты с повышенной степенью защиты, либо отдельные карты для оплаты в Интернет. Последние могут быть чисто виртуальными, без физического носителя, и деньги перечисляются на них только для конкретной покупки.

Жалобы на несанкционированные операции с банковскими картами есть. Но сегодня государство все больше перекладывает ответственность за это на сами банки. Теперь они должны доказывать, что деньги сняты с карты по вине самого клиента. Мы максимально должны учитывать возможные риски и предупреждать о них клиента при продаже любого продукта.

Чтобы мошеннику получить деньги с вашей карты, ему надо узнать все ее данные. Способов для этого вполне достаточно.

Один из них - с помощью специальной накладки на банкомате. Банки об этом знают и усиливают безопасность: ведут постоянный контроль, ставят новые модели банкоматов, затрудняющие подобные проделки.

У вас могут попросить добровольно передать данные вашей карты, например, через имитацию банковского сайта, страницы системы клиент-банк. Как только вы их вводите, данные уплывают к мошенникам. Чтобы защититься от этого способа, банки периодически меняют дизайн сайта и предупреждают об этом клиентов.

Данные карты могут украсть с помощью вредоносных программ, засылаемых на ваш компьютер или мобильный телефон. И когда вы вводите свои реквизиты и пароли при интернет-покупке или переводе средств, ваши данные считываются и попадают к злоумышленникам.

Вам могут позвонить от имени службы безопасности банка и попросить продиктовать данные карты.

Ну и самый завлекательный способ, когда вам сообщают, что вы выиграли кучу денег – продиктуйте ваши данные - и деньги придут. В итоге, они уйдут.

Банки знают все эти схемы, внимательно следят за новинками мошенников и оперативно принимают меры противодействия.

- Сегодня экономика семьи во многом базируется на финансовой грамотности, - считает директор ООО «АЛОР-Поволжье» Вадим Лужбин. – Она сейчас растет. Сама жизнь заставляет человека задуматься, как мне жить и как мне сохранить и сберечь деньги и другие материальные ценности. Как не попасть на удочку мошенников.

Для повышения финансовой грамотности населения мы проводим бесплатные семинары, открытые уроки в школах, практику и стажировки для студентов. Уже в юности должно быть понимание того, что такое деньги. Откуда они берутся? Что делать, чтобы они приносили пользу и приумножались? Кроме этого, мы учим навыкам покупать-продавать ценные бумаги.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что финансовой грамотности надо обучать как можно раньше, чуть ли не как только ребенок научится говорить. Сначала в каких-то игровых формах объяснять источники получения средств, на что их можно тратить. Дальше - что такое заемные средства, и что их надо обязательно отдавать. Даже в пожилом возрасте надо изучать финансовые инструменты, чтобы от вложения свободных средств получать наибольшую доходность. В последнее время банки целенаправленно проводят семинары по финансовой грамотности именно для пенсионеров, обучают их удаленной оплате самых разных услуг и безопасному приумножению своих накоплений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру