Горьковское море стало зоной экологического бедствия

На водохранилище море торжествуют «чужие»

Довольно апокалиптичную картину можно наблюдать, посетив в эти дни Горьковское водохранилище: берега усыпаны полуразложившейся мертвой рыбой, а акватория кишит лещами, которые еще трепыхаются, но плавать толком уже не могут. Так продолжается примерно с начала августа. Вся эта ихтиофауна заражена лигулой, называемой в народе селитером. Если вскрыть заболевшую рыбу, вместо внутренностей вы увидите клубок медленно шевелящихся червей. 

На водохранилище море торжествуют «чужие»
фото автора

 Вода кишит обреченными лещами

Обычно в акватории Волги можно увидеть за день двух-трех лещей, пораженных лигулезом. Они хорошо распознаются, поскольку могут плавать только на поверхности: органы, отвечающие за уход на глубину, или сильно сжаты, или уже съедены паразитом. Жить этим особям остается два-три дня: сами они ничего съесть уже не могут, но становятся легкой добычей птиц. Некоторые рыбаки и просто отдыхающие ловят такую рыбу руками и сачками, а потом те, кто не брезгует, даже ее едят, хорошенько выпотрошив.

Однако сейчас на Горьковском море творится что-то невероятное: тысячи зараженных лещей – как мелких, так и весьма крупных – плавают на поверхности. Их появления ждут чайки, но птицы просто не в состоянии съесть такое количество рыбы, поэтому многие особи умирают сами собой, и их выбрасывает волной на берег. По всему водохранилищу прочно распространился «тлетворный дух». С каждым днем масштабы бедствия увеличиваются.

Было «море», станет болото

В чем же причина вспышки лигулеза в экосистеме Горьковского водохранилища?

Для начала проследим жизненный цикл паразита, который поражает рыбу - ремнеца (лигулы, солитера). Из его яиц, оказавшихся в воде, выходят личинки, которые едят рачки. Те, в свою очередь, становятся добычей рыбы, в которой личинка развивается, и превращается в червя. Рыба со временем погибает, и ее – вместе с лигулой – едят птицы. В них червь достигает половозрелой стадии и начинает откладывать яйца, которые вместе с пометом попадают в воду. Так круг замыкается. Человек в нем, как видим, не участвует, поэтому рыбу, пораженную ремнецом, можно смело употреблять в пищу – если, конечно, найдутся не брезгливые гурманы.

Таким образом, ремнец активно размножается там, где много рыбы, птицы и рачков. Представители первых двух видов на северо-западе области пока что не перевелись. Что касается рачков, то они превосходно чувствуют себя там, где идет процесс образования ила и гниения растений, водорослей, животных.

О чем это говорит?

О том, что наше любимое Горьковское море уже довольно сильно заболочено, и процесс этот усугубляется. Наступил момент, когда размножение рачков, а вместе с ними и опасных для рыбы паразитов вышло из-под контроля природы. Человек, устроивший болото на месте реки, и подавно не может тут ничего проконтролировать.

- Это, к сожалению, закономерное последствие создания водохранилища, - комментирует научный сотрудник Нижегородского института ГОСНИОРХ (государственного института озерного и речного рыбного хозяйства) Валентина Вандышева. - Мы вмешались в природные условия, нарушили течение реки, превратив ее в озеро, и природа будет нам мстить. Сначала, при заливе водохранилища, некоторое время рыба размножалась активнее. Почему? Потому что заливались новые земли и образовывались новые нерестилища. Но потом там началось гниение. Многие рыбы икру в таких условиях откладывать не будут. Ценные виды рыб, которые любят течение, заменяются менее ценными. Это мы и видим: сейчас мы не стерлядкой питаемся, реже стала и чехонь, а кушаем мы плотвичку…

Специально понизили?

Торжеству «чужих» способствует низкий уровень воды, сохраняющийся с весны этого года: море еще сильнее цветет, концентрация ила увеличена – значит, рачков появляется на свет еще больше. Больше образуется и паразитов.

«Загнивание» Горьковского и Чебоксарского водохранилищ, помимо всего прочего, вызывает такое явление, как летний замор – когда рыба задыхается от недостатка кислорода в воде. Этим объясняется тот факт, что на берегах можно увидеть не только лещей и густеру, но и хищников (например, судаков), которые рачками не питаются и легулезу не подвержены.

Снижение уровня грозит еще одной бедой: специалисты ГОСНИОРХ зафиксировали в этом году высохшую на берегах икру. Сейчас, по их словам, численность рыбы (в том числе и леща) у нас в норме. Но года через два все, что происходит сегодня, непременно аукнется.

Многие нижегородцы, кстати говоря, подозревают, что энергетики специально держат такой уровень – чтобы народ охотнее принял идею 68-й отметки.

- Как спустили весной воду, так и не поднимают, - констатирует заместитель председателя областного общества охотников и рыболовов Александр Зеленов. – Скорее всего, это политические игры…

Тем не менее, специалисты по ихтиофауне заявляют о том, что поднятие уровня Чебоксарского водохранилища еще больше усугубит ситуацию.

- Сиюминутно никто ничего не увидит, люди подумают, что все нормально, - предсказывает Валентина Вандышева. - А через несколько лет мы начнем хвататься за голову…

Справедливости ради стоит сказать, что лещ, заболевший лигулезом, массово гибнет здесь в августе-сентябре уже не первый год – это отмечают как биологи, так и местные жители. Однако нынешнее падение уровня несомненно усугубляет ситуацию.

Как же бороться с этим червем, поразившим Горьковское водохранилище не хуже любого хитро задуманного биологического оружия? Как предотвратить заморы? Что делать, чтобы спасти рыбу?

Специалисты разводят руками: наука бессильна. Пробовали бороться с птицами, участвующими в цикле развития ремнеца, с рачками, насыщать воду кислородом искусственным путем – результатов это не дало. Выходит, единственное, что можно сделать, - оставить уровень водохранилищ в покое. Его нельзя понижать (чем это чревато, мы видим сегодня) и нельзя поднимать, а держать его следует в норме – и тогда экологического бедствия, возможно, не будет. 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру