Фронт подступил к городу

ОНФ взял под контроль градостроительную политику Нижнего

Круглый стол, посвященный общественному обсуждению проблем градостроительной политики в Нижнем Новгороде

Круглый стол, посвященный общественному обсуждению проблем  градостроительной политики в Нижнем Новгороде

Смотрите фотогалерею по теме

Региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) провело круглый стол, посвященный общественному обсуждению проблем градостроительной политики в Нижнем Новгороде. Модератором круглого стола выступил сопредседатель НРО ОНФ, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Клочай, а участниками стали представители городской власти, общественности и экспертного сообщества. 

 Проблемы есть, но не нужно истерить

- В региональное отделение ОНФ поступает большое количество обращений и жалоб жителей Нижнего Новгорода по поводу градостроительного развития областного центра, застройки исторической части города, сохранения парков и зеленых насаждений, угрозы уничтожения памятников истории и культуры, - пояснил причину организации этого мероприятия Виктор Клочай. – И наше общественное движение не может остаться от этих актуальных вопросов в стороне. К сожалению, в плане улучшения качества жизни в областном центре есть куда стремиться. С одной стороны, город активно развивается, вводится много жилья, объектов инфраструктуры, но все это не приводит к улучшению городской среды, комфортности проживания в городе. И очень обидно, что в различных рейтингах российских городов Нижний Новгород, будучи столицей федерального округа, даже не входит в десятку лучших по комфортности проживания. Интенсивная застройка Нижнего Новгорода приводит к массе конфликтов, которые постоянно на слуху. Продолжается точечное строительство. Под угрозой постоянно оказываются парки. Общественные слушания нередко оказываются формальностью, а то и профанацией.

Можно дискутировать, в чем источник проблем. На мой взгляд, в том, что в областном центре до сих пор нет единой, глубоко осмысленной, соответствующей сегодняшнему дню градостроительной политики. Остро назрел вопрос коренного пересмотра генплана с учетом современных тенденций, чтобы город был комфортным для жителей, чтобы сюда хотели приезжать гости. Нужна целостная долгосрочная концепция развития Нижнего Новгорода, минимум, на 30-50 лет. Она должна быть разработана с привлечением мировых и отечественных архитекторов и принята в статусе регионального закона, который бы неукоснительно исполнялся вне зависимости от того, кто находится во главе города.

Мы знаем, что проблемы есть, но это не значит, что нужно истерить. И мы рассчитываем на конструктивный диалог, - подчеркнул Виктор Клочай.

План – хороший, жизнь – не очень

Выступивший затем главный архитектор Нижнего Новгорода Виктор Быков сказал много хороших и правильных слов про градостроительную политику, про приоритеты генплана, главный из которых – повышение привлекательности города. Рассказал про реконструкцию Рождественской стороны, Нижне-Волжской набережной, про реновацию Ильинки и Александровского сада, про радужные перспективы Щелковского хутора и Стрелки, про решение социальных вопросов в микрорайонах Юг и Цветы.

- А предусмотрен ли этим замечательным генпланом снос скверов и парков, памятников архитектуры на Ильинке, - поинтересовался Виктор Клочай. – И привлекались ли к его разработке известные, в том числе и зарубежные, архитекторы?

- Никакого сноса в план не включено, - ответствовал архитектор.

- Тогда почему за рамками плана совершаются действия, которые очень сильно возмущают жителей, - напирал Клочай.

И тут за своего подчиненного вступился глава города Олег Сорокин. Он и стал главным ньюсмейкером, фронтменом круглого стола. Говорил с жаром, эмоционально, образно - что называется, «отливал в граните».

- Участие зарубежных архитекторов – не панацея от градостроительных ошибок, - заявил глава города. – Их хватает и у нас, и за рубежом. При этом стоимость труда любого зарубежного архитектора в 10 раз дороже нашего. Генплан обошелся городскому бюджету в 80 миллионов рублей, а генплан, например, Мадрида стоил 50 миллионов долларов. Дайте нам эти деньги, и мы сможем сделать план силами зарубежных архитекторов. Наш делали высочайшие профессионалы из Института генплана Москвы. Огромное количество людей участвовало в его обсуждении.

От фантастики – к суровым реалиям

- В 2003 году я нанимал специально самолет и организовал поездку тогдашнего мэра Вадима Булавинова и его управленческой команды на прием к мэру Вильнюса, чтобы они посмотрели, каким образом реализована программа реставрации, восстановления и сохранения самого большого старинного города Прибалтики, чтобы старая часть и нашего города развивалась как-то правильно, - не унимался Виктор Клочай. – У нас же сегодня: план разработали, обсудили, приняли, а теперь мы от него отступаем. Как с этим быть?

Теперь на этот вопрос попытался ответить председатель Союза архитекторов Юрий Карцев.

- Нынешний генплан 2010 года, который разрабатывали москвичи, тоже ориентирован на 50 лет вперед, - рассказал Юрий Карцев. – Но там заложен ряд идей, можно сказать фантастических с точки зрения экономики. Это массовый вынос предприятий заречной части города. Это строительство скоростных дорог с многоуровневыми развязками, которые экономически пока не реализуемы.

У нас в Нижнем Новгороде исторически не сложилась планировочная структура. Сегодня у нас на перспективных дорогах существует частная собственность, и это проблема. При решении градостроительных вопросов мы должны идти от общего к частному. Если мы начнем решать частные интересы, то заведем проблемы в тупик.

И это были золотые слова. Но с другой стороны, за лозунгами о защите общих интересов частенько просматриваются интересы тоже частные. Только это уже частники совсем другого уровня, другого пошиба.

Генплан не догма, а?....

Тему снова развил и повернул ее в правильное русло Олег Сорокин.

- Генплан – главный документ развития, - подчеркнул мэр. - И город по генплану живет. У нас впервые за последние годы утверждены высотные регламенты по центральной части города. Определены точки, на которых высоты могут изменяться выше 4-6 этажей.

Генплан не масштабирует город до квартала и отдельного дома. Это делает другой документ – Проект планировки и межевания. Для центральной части города он у нас существует. И там четко прописано, что сохраняется, что – нет. И не на уровне нравится – не нравится. Вот, например, единый архитектурный ансамбль на Рождественской ни у кого вопросов не вызывает: его нужно беречь и сохранять. Здесь в основном превалируют каменные постройки, которые можно сохранить. На сегодняшний день технологий сохранения памятников деревянного зодчества практически существует, либо они безумно дороги. Меценатов, которые сохранили хотя бы один деревянный дом, я не знаю. Поэтому, в первую очередь, нужно сконцентрироваться на том, что можно спасти. Мы этим системно занимаемся, в том числе и на Ильинке. И есть уже несколько примеров великолепно отремонтированных купеческих особняков. И сегодня отдельные эксперты между собой говорят и дискутируют на эту тему. Но когда к этим же экспертам обращаешься и говоришь: «Помогите нам пожалуйста со своей гражданской позиции по улице Рождественской», нам отвечают: «С удовольствием. 500 тысяч рублей – и мы первые ваши помощники». Поэтому сегодня нам нужно сориентировать и горожан, и общество на какие-то созидательные мотивы.

С другой стороны, нам нужно четко понимать, что генплан – это не догма. Потому что во вчерашнем генплане у нас не было стадиона. Это не значит, что территория Стрелки не требует реновации. Это абсолютно деградирующая территория. При этом она находится в одной из лучших частей города – на слиянии Оки и Волги. Поэтому Стрелка требует градостроительных изменений, и генплан мы соответственно должны менять.

Когда прежний генплан разрабатывался, не было «Сапсана», не было в планах высокоскоростной магистрали. А эти планы коренным образом меняют и транспортные потоки, и логистические. Не было проекта реконструкции аэропорта, который влечет строительство туда новых дорог. Поэтому генплан – это живой документ, который должен меняться в интересах города, его экономического развития и в интересах жителей, которые в нем живут.

Туризм нас не прокормит

- И при этом сравнивать нас с вильнюсами не совсем корректно, - продолжал глава города. - Каркас Нижнего Новгорода – это промышленные предприятия. Они нам дают жизнь, рабочие места, развитие. И сегодня говорить о том, что нас прокормит туризм – это глубочайшее заблуждение. Туристические потоки являются для нас не источниками дохода, а источниками престижа и гордости.

При этом мы должны понимать, что никакие заводы мы из города никуда не вынесем, потому что для нас это будет коллапс. Как вы себе представляете, что 25 тысяч человек едут на ГАЗ в район Богородска.

Надо быть реалистами и четко понимать, что город городу – рознь. У кого-то единственный источник дохода – исторические особняки. Я был в Риге в прошлом году и хочу сказать – они воют на Луну со своим историческим достоянием. Потому, что кроме этого там ничего нет. У нас же 1 млн 250 тыс. жителей, которые каждый день хотят работать, воспитывать детей, пользоваться социальной сферой. И мы эти задачи должны решать.

Про межбюджетную справедливость

- Моя сегодняшняя должность мне позволила за последние три года значительно расширить свой кругозор, в том числе и градостроительный, - продолжил Олег Сорокин. - Я очень много общаюсь с зарубежными коллегами - мэрами крупных городов. В Европе нет ни одного города, в котором сумма налогов, остающаяся в городском бюджете, была бы ниже 50 процентов. В Нижнем Новгороде мы от тех налогов, которые зарабатывает город, получаем меньше десяти процентов. И вот вам ответ, почему Мюнхен, Вена и прочие праги являются более бюджетообеспеченными. Они богаче нас не потому, что зарабатывают больше. Нижний Новгород зарабатывает гораздо больше Праги. А потому что у нас существует абсолютно несправедливая система межбюджетных отношений. И это тоже причины того, что в городе вопросы не решаются так, как они должны решаться.

Любителями морковки придется пожертвовать

Глава города готов выслушивать и учитывать мнение горожан в сфере градостроительной политики, однако надо учитывать и законы развития больших городов.

- Если мы пойдем против этих законов, то станем депрессивным городом, - считает Олег Сорокин. – Простой пример – садовые участки в границах города. Раньше под них отдавали неудобицы – овраги, склоны и т.д. Сегодня по этим оврагам и склонам мы строим ветки метро, прокладываем новые дороги. А жители говорят – вы знаете, мне здесь очень нравится, у меня здесь вишенка растет и морковка. Как быть? Как учесть при строительстве мнение отдельно взятого любителя морковки и интересы огромного мегаполиса? Это всегда предмет дискуссий и споров, всегда появляется какое-то количество довольных и недовольных принятым решением.

Я приведу еще один пример – строительство станции метро на улице Горького. Жители дома напротив ГУВД три года совершенно справедливо засыпали нас жалобами, что в результате этой стройки они испытывают дискомфорт. У них под окнами котлован с вечно шумящей техникой, потому что бесшумно метро не построишь. С другой стороны, решена градостроительная задача, которая позволила нам в три раза увеличить пассажиропоток в метрополитене города. Поэтому всегда чьими-то интересами, к сожалению, в развитии города приходится жертвовать. Другое дело, что власти неплохо бы одной рукой создавая дискомфорт жителям этого дома, другой рукой подремонтировать им фасады, подъезды, сделать благоустройство во дворе. Вот это власть обязана делать, но не всегда, к сожалению, это делает.

Согласившись практически со всей аргументацией главы города, Виктор Клочай отметил все же некоторое лукавство в его словах о генплане как живом организме, который меняется, когда надо. Намекнул и про подмену понятий, когда одна проблема закрывается другой.

- Перспективу дороги, которую сейчас надо строить, нужно предусматривать немного раньше, - считает он. – В этом и заключается профессионализм архитекторов. Никто не говорит, что мы сегодня ГАЗ должны закрывать и выносить за город. Речь идет, прежде всего, о сохранении исторической части города и о комфортности проживания в Нижнем Новгороде.

Негромкий глас общественности

Несогласие с частыми изменениями в генплане выразил руководитель экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов.

- Генплан содержит огромное количество хороших слов, - считает эколог. - Например, там приоритет отдается экологическим видам транспорта. При этом с 2010 года исчез трамвай с целого ряда улиц города.

С 2010 года у нас внесены сотни изменений в генплан. Я регулярно бываю на слушаниях этих изменений о зонировании. И речь там в основном идет не о аэропорте или скоростной магистрали. Приходит инвестор и говорит – хочу здесь построить такой-то комплекс. И под него меняется зонирование участка. Это неправильно. Изменения в генплан, подобные скоростной магистрали, могут вноситься, но это должно быть исключение, действительно вызванное потребностями города, а не чьими-то лоббистскими интересами и желанием «распилить» бюджетные деньги. Если нам нужны сотни изменений в генплан, значит, его нет.

В процедуре информирования жителей по изменениям этого генплана тоже немало интересного. Формально все делается по закону. Информация о публичных слушаниях публикуется в бесплатной газете «День города», которая выкладывается раз в неделю в 10 местах города и разбирается за 2 часа. В итоге, общественность случайно узнала о публичных слушаниях 5 июня. Все это надо менять.

У нас в городе по нормативу на каждого жителя должно быть 16 квадратных метров зеленых насаждений, а на сегодня имеем только 4,9 метра. Если вы в центре города отдаете квартал под застройку, обремените проект сквером внутри квартала. Очередь инвесторов от этого не уменьшится.

Высказались на эти темы и другие участники круглого стола – представители общественности. Их интересовало, почему на месте прекрасного садика в районе улицы Рокоссовского строится очередной жилой комплекс. Как людям можно проанализировать более 200 поправок в генплан за 2 недели? Интересовали проблемы застройки Почаинского оврага. Политолог Валентина Бузмакова затронула тему сноса Дома крестьянина. Построенная на его месте гостиница основательно изменит образ этой части города и будет совершенно инородным пятном.

Говорить - не значит помочь

Говорить, что я больше всех знаю о проблеме – это не значит помочь эту проблему решить, - парировал Олег Сорокин. - Асхат, мы с вами не раз встречались, в том числе и у меня в кабинете. И ни разу по итогам ни одной нашей встречи я не получил рабочего предложения. Когда мы говорим о слове «инвестор», то забываем, что безработица в городе 0,4 процента. А в Европе меньше 10 нет ни в одном крупном городе. И когда в город приходит инвестор, мы под него подстраиваем генплан. Когда у нас на машзаводе стали строить новые цеха, мы под них подстроили генплан. Это даст нам через два года 4 тысячи рабочих мест. Мы вносим более 200 изменений в генплан, из них 96 защищают и развивают зеленые территории.

Я отчасти соглашусь, что у нас слабая информированность жителей города о работе над генпланом. Но сказать, что мы ничего не делаем – нельзя. Виктор Быков сделал замечательный проект в Арсенале, где мы уже в интерактиве выставляем все проекты, над которыми еще только думать начинаем. Но опять же поддержка экспертного сообщества – минимальная. Есть проблемы, с которыми администрация способна справиться сама. Есть проблемы, с которыми мы не успеваем что-то сделать. Мы тоже нуждаемся в помощи. Так помогите.

Что касается конкретного садика на улице Рокоссовского. А в каком году стройка началась? Сорокин был тогда главой города? Не был. На сегодняшний день ни одного жилого микрорайона на территории зеленых насаждений не строится. Я это ответственно говорю.

Каждое изменение генплана я готов обсуждать и при достаточной аргументации снимать его с обсуждения депутатами. Но эта работа должна вестись в непрерывном режиме, а не по великим праздникам.

Примеры подобного соработничества уже есть. Три молодых архитектора предложили три варианта возрождения сцены-ракушки. Мы их запустили в обсуждение. И мы будем платить деньги за проект–победитель обсуждения. Пришли студенты-историки с предложением проводить бесплатные экскурсии по городу для солдат-срочников. А вдруг после этого они останутся в Нижнем Новгороде? Этих инициатив пока не так много, но ростки уже явно видны.

Сегодня власть не меньше чем жители заинтересована в том, чтобы логику отдельных градостроительных преобразований нижегородцы не только понимали, но и поддерживали. Мы готовы работать, но у нас уже много примеров, когда работу подменяем говорильней. Давайте от этого уходить.

Подводя итоги более чем двухчасового острого заинтересованного обсуждения, участники круглого стола согласились с предложением Виктора Клочая о создании на базе ОНФ постоянно действующей площадки для диалога между общественностью города и его руководством по градостроительным проблемам.

– Давайте на базе нашего института собираться, - предложил директор института развития города Евгений Усанов. - У нас и зал есть с круглым столом, все материалы по городу, есть специалисты, которые все могут пояснить.

Принятая по итогам круглого стола резолюция явно перекликалась с предложениями, прозвучавшими на апрельской встрече Владимира Путина с активом ОНФ. На ней Президент ясно дал понять, что при решении градостроительных вопросов приоритет должен быть за мнением граждан. Он поддержал предложение активистов ОНФ о внесении изменений в градостроительное законодательство с тем, чтобы исключить возможность формального проведения публичных слушаний при начале нового строительства. Суть инициативы в том, чтобы с целью исключения обмана и подтасовки при согласовании по итогам таких слушаний, необходимо составлять списки с поименным перечислением людей, проживающих на данной территории, и всех заинтересованных лиц. Тогда будет четко видна полярность мнений и нестыковок в той или иной позиции. Путин особо подчеркнул, что смысл общественных слушаний заключается в том, чтобы выявить мнение жителей, проживающих на соответствующей территории.

После такой поддержки стоит надеяться, что у нижегородских «фронтовиков» хватит пороху довести свое благое начинание до логического конца.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру