Институт трех стихий

Специалистам института транспортных систем НГТУ подвластны и земля, и вода, и воздух.

Научно-образовательный институт транспортных систем (ИТС) НГТУ был создан в 2013 году в результате объединения автомобильного института и факультета морской и авиационной техники.

О том, как ИТС готовит сегодня специалистов мирового класса в области проектирования и производства наземных, водных и воздушных транспортных средств, рассказывает директор института - кандидат технических наук, доцент Анатолий Грошев. 

 - Анатолий Михайлович, почему ваше учебное заведение неофициально называют институтом трех стихий?

- Институт транспортных систем готовит специ¬алистов высокого класса в сфере проектиро¬вания, исследования, производства и сервиса наземного, водного и воздушного транспорта. Автомобилестроение и сервисное обслуживание автомобилей, дорожная, транс¬портная инфраструктура и технологии транспорт¬ных процессов; техника и системы управления в авиации, морском и речном транспорте; транс¬портная и стационарная тепловая энергетика; трубопроводный транспорт и его инфраструктура в нефтяной и газовой отрасли - все это совре¬менные транспортные системы, для которых мы готовим одних из лучших в стране инженеров.

Выпускники института успешно работают на предприятиях, выпускающих автомобили и вездеходы, самолеты, морские и речные суда, а также в компаниях по их продаже и сервис¬ному обслуживанию. Отсюда и пошло название – институт трех стихий. Думаю, что скоро к ним добавится еще и космос. Для освоения новых планет понадобятся и соответствующие транспортные средства – планетоходы. Над их разработкой мы тоже начинаем работать.

- Официально институт образовался в 2013 году, но за плечами составляющих его факультетов история более впечатляющая.

- Институт создан путем объединения Автомобильного института и факультета морской и авиационной техники. По специальностям института с 1921 года было подготовлено более 27 000 высококвалифицированных специалистов, многие из которых стали выдающимися деятелями науки, техники, высшей школы, крупными руководителями промышленности, транспорта, научных и образовательных организаций.

В разное время на кафедрах института обучались и работали известные во всем мире ученые: Ростислав Евгеньевич Алексеев - создатель судов на подводных крыльях и экранопланов; Аркадий Федорович Николаев - заслуженный изобретатель автомобильной техники, почетный полярник; Игорь Иванович Африкантов - создатель судовых ядерных энергетических установок и многие другие.

- А какова сегодняшняя институтская научно-педагогическая база?

Качество обучения в ИТС определяется в пер¬вую очередь преподавательским составом. Лекци¬онные и практические занятия ведут заслуженные деятели науки и техники Российской Федерации, почетные работники высшего профессионального образования, почетные машиностроители и работ¬ники автомобильного транспорта, почетные ави-астроители, лауреаты Государственных премий. В настоящее время в составе преподавательского коллектива института 27 докторов и 107 кандидатов наук.

Среди научно-педагогических работни¬ков заметную долю составляют действующие «производственники», в том числе отмеченные государственными наградами за вклад в техни¬ческое развитие России. Это генеральный директор ОАО «КБ по проектированию судов «Вымпел» В. В. Шаталов, заместитель генерального ди¬ректора по науке ОАО «Гипрогазцентр» Р. В. Агиней, главный конструктор экранопланов «Лунь» и «Спасатель» В. Н. Кирилловых и многие другие.

- По каким основным направлениям и профилям ведется обучение в институте?

- Подготовка специалистов осуществляется по следующим специальностям и направлениям: нефтегазовое дело; энергетическое машиностроение; прикладная механика; самолето- и вертолетостроение; кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры; наземные транспортно-технологические машины и комплексы; наземные транспортно-технологические средства; эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; технология транспортных процессов.

Обучение студентов ведется по очной и заочной формам. Реализуются программы моноподготовки (специалитет) и двухуровневые программы (бакалавриат и магистратура).

Институт участвует в выполнении государственного плана целевой подготовки специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Используются сетевые технологии профессионального образования: обучение по специальным дисциплинам проводится на ведущих промышленных предприятиях Нижегородского региона с привлечением к занятиям лучших производственных специалистов. Активное участие институт принимает во всероссийских выездных производственных практиках государственных корпораций по всей России – от Калининграда до Владивостока, от Снежногорска до Астрахани.

Базовые кафедры института созданы в Гипрогазцентре, на ГАЗе, авиазаводе «Сокол».

- Есть ли возможности у студентов заниматься наукой, и насколько сама институтская наука связана с действующим производством?

- Студенты ИТС имеют уникальную возможность получить свой первый опыт работы при выполне¬нии исследовательских, опытно-конструкторских и экспертных работ еще на этапе обучения в уни¬верситете. Ученые лабораторий и центров ИТС постоянно привлекают студентов к выполнению поисковых исследований и реальных проектов, в том числе c международным участием. Так, например, в настоящее время студенты ИТС уча¬ствуют в реализации мегапроекта по созданию новых легких коммерческих автомобилей (ком¬плексный проект ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» и НГТУ при участии голландских партнеров RDW, NLR, ARN и Университета UTwente). Студенты старших курсов помогают выполнять поисковые работы в области адаптации интеллектуальных систем помощи водителю (научно-исследова¬тельская работа, выполняемая НГТУ и ОАО «ПАЗ» при поддержке немецкой компании Knorr-Bremse). На кафедре «Кораблестроение и авиационная техника» студенты ИТС участвуют в исследо-ваниях ледокольных судов (в кооперации с ЦКБ «Лазурит», ЦКБ «Вымпел», заводом «Красное Сормово») и высокоскоростных летательных ап¬паратов (совместные разработки с авиационным заводом «Сокол»). Не менее интересные работы выполняют студенты, задействованные в раз¬работках вездеходной и строительно-дорожной техники. С особым интересом ребята участвуют в проекте ИТС по созданию городского электромо¬биля. Студенты, хорошо освоившие иностранный язык, имеют возможность участия в заграничных стажировках как на зарубежных предприятиях, так и в ведущих иностранных университетах.

Мастерство диагностики студенты изучают в автомобильном центре европейских образовательных технологий («Евротех»), который оснащен современными об¬учающими стендами с действующими агрегатами автомобилей, позволяющими моделировать неис-правности в системах автомобилей и обнаруживать их с помощью диагностического оборудования. «Ев¬ротех» аттестован Национальной автомобильной образовательной ассоциацией GNFA (Франция) на проведение обучения с правом выдачи евро¬пейских документов об образовании.

Студенческое конструкторское бюро «Formula Student», проектирующее [ и создающее руками студентов го¬ночные автомобили класса Formula SAE, известно далеко за пределами Нижнего Новгорода. Успех 2013 года на соревнованиях в итальянской Парме, где 13 студентов представляли на гонках созданный спортивный болид AMIgo I и участвовали в гонке на 22 км, облетел всю Россию.

Другой проект под названием «Солнечная регата», осуществляемый совместно с центром инноваций «Сколково», начал свои первые шаги в Студенческом КБ «Корвет». Молодые последователи легендар¬ного конструктора судов на подводных крыльях Р.Е. Алексеева уже сейчас проектируют новое по¬коление экранопланов, морских судов и летательных аппаратов. В проекте «Солнечная регата» студенты-политехники к лету 2014 года создадут маломерное судно, движущееся на энергии солнца, и будут уча¬ствовать в международной регате в Москве. Подобные проекты реализуются из нижегородских вузов только в политехе!

- Останется ли после все этого время на студенческую жизнь?

- ИТС – это не только учеба, но и насыщенная, интересная студенческая жизнь. Так что скучать у нас не придется. Студентов ждут сборные ИТС и НГТУ по игровым и индивидуальным видам спорта. Для творче¬ских людей всегда открыта сцена большого актового зала НГТУ. Студенты института активно участвуют в спортивных соревнованиях, твор¬ческих мероприятиях, КВН, конкурсах «Лучшая группа», «Мистер и Мисс НГТУ», фестивалях «Болдинская осень», «Студенческая весна» и других.

В институте действуют собственная ав¬тошкола «Политех» и яхтенная школа «Парус», признанная Все¬российской федерацией парусного спорта, Министерством транспорта Российской Федерации и входящая в состав международной ассоциа¬ции яхтенных школ.

- Студенческое время летит быстро – не успеешь обернуться, пора на работу. Как обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников?

- Институт стремится помочь каждому выпускнику получить престижную, высокооплачиваемую работу. Дипломное проектирование организовано так, что выпускные работы выполняются только по актуальным для современной промышленности темам. Для этого каждый старшекурсник закрепляется за конкретным промышленным или транспортным предприятием, строительной организацией, трудоустраивается на них на инженерную должность, и получает задание на дипломное проектирование, связанное с его производственной деятельностью. Защиты выпускных работ проходят не только в стенах технического университета, но и на предприятиях, в присутствии руководителей и главных специалистов.

Наших выпускников ждут такие предприятия, как ЦНИИ «Буревестник», ОКБМ Африкантов, Группа ГАЗ, Гипрогазцентр, Авиазавод «Сокол», Нижегородский машиностроительный завод, завод «Красное Сормово» и многие другие.

Мы гарантируем трудоустройство каждому выпускнику!

ИТС в цифрах и фактах

• 1500 студентов,

• более 30 тысяч выпускников

• 195 научно-педагогических работников,

• 27докторов и 107 кандидатов наук,

• 2 студенческих КБ,

• 14 научно-исследовательских лабораторий и центров.

Во время обучения каждый студент может получить в подразделениях ИТС дополнительно

• водительские права категории «B»,

• квалификационное свидетельство яхтенного рулевого,

• сертификат специалиста по программному обеспечению MSC.Software,

• диплом эксперта-диагноста по техническому состоянию транспортных средств,

• сертификат на право проведения судейской деятельности по кольцевым автогонкам,

• международный сертификат националь¬ной образовательной ассоциации Франции GNFA по диагностике легковых и грузовых транспортных средств.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру