Фронтовые реликвии хранятся в семьях

В музее НИИИС им. Ю.Е. Седакова развернулась временная экспозиция

На выставке «Фронтовые реликвии» представлены боевые награды, письма с фронта, «похоронки», военные фотографии, предметы обихода и записные книжки бойцов, осколки снарядов, немецкие трофеи, одежда, другие памятные вещи, которые прошли всю войну и теперь бережно хранятся в семьях сотрудников института как память об отцах и дедах. Сегодня специалисты НИИИС делятся историями фронтовых реликвий и рассказывают о боевом пути своих родственников.

В музее НИИИС им. Ю.Е. Седакова развернулась временная экспозиция

Наталья Ивановна Белова, инженер НИИИС:

- С большим интересом я и мои родственники время от времени перечитываем фронтовые дневники моего отца Ивана Алексеевича Белова. Это две записные книжки, в которых ровным каллиграфическим почерком он записывал основные события своего боевого пути, свои ощущения и душевные переживания. Читаешь и мысленно переносишься на передовую, словно проживаешь солдатскую жизнь…

Отец был призван в армию в августе 1942 года 18-летним мальчишкой. После непродолжительной военной подготовки он попал на 1-ый Украинский фронт в 1003-ий гаубичный артиллерийский полк. Прошел всю войну; принимал участие в Курской битве, освобождал Киев, Житомир, Мариуполь, штурмовал Берлин, освобождал Чехословакию, Польшу, Австрию, Румынию. Демобилизовался только в 1947 году. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, многочисленными медалями. Сейчас ему 89 лет, он живет в п. Селекция Кстовского района и каждый год со слезами на глазах встречает День Победы.

Андрей Всеволодович Весницкий, инженер НИИИС:

- В Великой Отечественной войне погиб мой отец Всеволод Алексеевич Весницкий, ему было всего 23 года. Сгорел в танке, а нам прислали извещение: без вести пропал… Много позже мы нашли в военных архивах описание того боя и место в районе с. Лихтенау Запорожской обл., где он погиб. До войны он окончил два факультета Горьковского пединститута – литературы и истории, работал в школе № 30 г. Горького. В 1942 году отец прошел обучение в мотострелковом училище в Арзамасе и по распределению уехал в часть. Воевал на 3-ем Украинском фронте, освобождал Донбасс. 1 сентября 1943 года в тяжелом бою отец был сильно ранен, контужен, но подлечился в госпитале и возвратился в часть. В последнем письме домой, датированном 18 октября 1943 года, написал: «Уезжаю на передовую». На следующий день – 19 октября его не стало…

Мама в 22 года осталась одна с тремя детьми, и надо было выживать, когда в стране был голод, бомбежки… Мы были эвакуированы в Дальнеконстантиновский район Горьковской области в д. Староселье, где мама стала работать учительницей. Учила детей, чьи отцы были на фронте. Она рассказывала, как читали всем классом письма отцов - короткие весточки с фронта. Все жили надеждой, что мы победим…

Письма отца с фронта, новогодняя открытка от его боевых товарищей, присланная в апреле 1945 года из Чехословакии, фронтовая фотография – все эти дорогие сердцу реликвии хранятся в нашей семье. Он писал часто, его весточки с фронта наполнены большой любовью к своим близким – маме, жене, детям, сестрам…

Станислав Михайлович Дудкин, начальник бюро по работе с историческим наследием, коллекционер, НИИИС:

- В моей домашней коллекции хранятся письма с фронта, адресованные Раисе Минц и переданные мне ее родственниками. В военные годы она работала медсестрой в Кстовском военном госпитале (Горьковская область). Пожелтевшие треугольники со штампом «Полевая почта» и пометкой «Просмотрено военной цензурой» приходили по ее адресу почти каждую неделю. Писали бойцы, которых она выходила в госпитале, и они, вернувшись на передовую, слали весточки с фронта. Среди писем мне попался и текст песни «В лесу прифронтовом», написанный ровным солдатским почерком на клочке немецкой ведомости. А еще фототелеграмма, датированная 9 мая 1945 года от мужа Раисы Михайловны с несколькими строчками: «Дорогие! Уже ночью весь поезд узнал о празднике победы. От души Вас с ним поздравляю. Очень жалею, что в этот радостный день не нахожусь с Вами. Всего Вам наилучшего».

Еще несколько ценных военных экспонатов – ноябрьский номер газеты «Смена» 1943 года и исторический выпуск «Правды» от 10 мая 1945 года, посвященный победе советского народа над Германией, которые перешли ко мне от известного нижегородского краеведа и филолога Д.Белкина.

Наталья Владимировна Егунова, ведущий экономист НИИИС:

- В нашем семейном альбоме хранится фотография деда моего мужа - Василия Малахиевича Егунова, сделанная в самые первые дни войны. На фронт Василия Егунова, коренного нижегородца, отправили в 1942 году. Дед был связистом, прокладывал телефонные провода от командного пункта к артиллеристским расчетам полка, в любую погоду, под огнем и пулеметной очередью обеспечивал бесперебойность телефонной связи. Иногда руками, а иногда и зубами держал телефонные провода, чтобы командование имело возможность передать всю необходимую информацию. В редкие минуты затишья, чтобы как-то отвлечься, он брал трубку и просил своего фронтового «голосистого» коллегу, который служил совсем в другом полку, спеть. Трубку он поднимал повыше, все слушали и ненадолго забывали о боях.

Дед прошел всю войну, защищал Родину на Западном фронте, участвовал в битве на Курской Дуге и дошел до Кенигсберга. Из Германии он привез трофейный немецкий фотоаппарат, который тоже хранится в семье моего свекра. Дед нашел его на развалинах одного из берлинских зданий в начале мая 1945 года. С фронтовыми товарищами они даже сделали несколько снимков на фоне Рейхстага. Дед привез фотоаппарат как память о войне, и он еще долго был в рабочем состоянии.

Владимир Александрович Кривцов, электромонтер участка связи, НИИИС:

- Мой отец Кривцов Александр Сергеевич в годы войны служил наводчиком 45 мм орудия в стрелковом Севастопольском полку. Воевал на Северо-Кавказском фронте, освобождал Таманский полуостров, Керчь, Севастополь. В свете сегодняшних крымских событий особенно больно и горько за наших солдат, которые ценой собственной жизни отвоевывали каждый клочок этой земли у немецких захватчиков. За боевые заслуги отец награжден орденом Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «За оборону Кавказа». Причем, Указ о награждении второй медалью подписан 1 мая 1944 года, а награда, как говорят, нашла героя только в 1965 году. Примерно в тот же период отца разыскал и его фронтовой друг, он приезжал к нам, чтобы поблагодарить за спасение своей жизни.

С нашей улицы Пионерской в небольшом городке Володарске Горьковской области в первые месяцы Великой Отечественной войны мобилизовали всех мужчин. Живым вернулся только отец. И еще один случай как подтверждение того, что он будто «в рубашке родился». Однажды вражеский снаряд попал в центр костра, вокруг которого на привале сидел их взвод. Погибли все, и только отцу чудом удалось уцелеть – с тяжелым ранением его выходили в госпитале.

Для нашей семьи очень дорога память об отце. Как напоминание о его фронтовом прошлом, мы храним его красноармейскую книжку, несколько благодарностей от командования части, справку из госпиталя о ранении, Указ о награждении и единственную уцелевшую его фронтовую фотографию. Пожелтевшие от времени, они, кажется, до сих пор пахнут порохом…

Рузанна Робертовна Матвеева, специалист отдела дизайна НИИИС:

- В память о боевом прошлом моего деда Александра Федоровича Чеканова мы бережно храним его фронтовые награды - орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», Гвардейский значок.

Дед – коренной нижегородец. Ушел на фронт достаточно зрелым человеком - в 36 лет. Он работал на заводе им. М.В. Фрунзе в ОТК на приемке радиоаппаратуры. В 1942 году с него была снята бронь, и он сразу отправился на фронт. Воевал в разведроте минером. В составе разведгруппы им было взято 8 «языков». Самые значимые вехи фронтового пути деда: битва на Курской дуге, оборона Сталинграда, взятие Берлина. Он много раз участвовал в «разведке боем» - для определения огневых точек противника. На броню танка сажали солдат и пускали в сторону предполагаемых огневых рубежей. Прятаться во время такой «разведки» можно было только за башней танка. Операции, как правило, проходили под прицельным вражеским огнем, и были случаи, когда дед только чудом оставался жив.

Юлия Сергеевна Стручкова, секретарь-референт, НИИИС:

- В нашей семье из поколения в поколение передаются фронтовые реликвии моего прадедушки Федора Евстафьевича Краюшкина: гимнастерка, военные брюки, погоны, ремень, офицерская сумка-«планшет». Помню, когда я была маленькой, дедушка разрешал мне порисовать красным карандашом, которым он на фронте помечал что-то на картах и который всегда хранил в «планшетнике».

Прадедушка был призван в ряды Красной Армии в 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет. Дед воевал в составе 153-го стрелкового полка 3-го Прибалтийского фронта, освобождал территорию Советской Латвии. После войны он стал профессиональным военным, дослужился до полковника

Владимир Севастьянович Тенсин, ветеран НИИИС:

- Мои родители встретились на войне. Несмотря на то, что оба воевали под Сталинградом, познакомились только после освобождения Одессы. Победу они с мамой встретили в Вене, и даже побывали в знаменитой Венской опере. Их фронтовые фотографии – наша семейная реликвия.

…Отец, Севастьян Николаевич Тенсин, педагог по образованию, с началом войны был направлен на курсы младших командиров, а по их окончанию - лейтенантом на Южный фронт. Сначала - отступление до Кавказских гор, затем - Сталинград и так - южным крылом фронта, через Одессу, Кишинев, Будапешт до Вены. В Вене он был уже майором и прослужил в бронетанковых войсках до 1960 года (из них 8 лет подполковником).

Маму, Нину Васильевну Корневу, призвали в армию в первые дни войны сразу после окончания средней школы в рабочем поселке Сява Шахунского района Горьковской области. Повестки получили сразу около 40 девчонок. В райвоенкомат с мамой поехал её отец Василий Яковлевич, с просьбой забрать его на фронт «вместо девчонки». Ответ был категоричным – «химкомбинат пробил Вам «бронь», и работать будете, где скажут». Мама попала под Павлово копать противотанковые рвы. К осени, когда фронт немного стабилизировался, всех мобилизованных девчонок «рассортировали». Мама попала в школу связисток, а окончив ее - сразу на Южный фронт, затем - под Сталинград. Как она любила выражаться, «проползла с катушкой под огнем от Волги до Вены». Войну окончила гвардии сержантом, на фронте была отмечена пятью наградами, в том числе медалью «За отвагу».

Валерий Николаевич Хвойнов, начальник отделения маркетинга и связей с общественностью, НИИИС:

- Ко дню Победы в нашей семье всегда относились как к главному празднику. Из многочисленной семьи пятеро мужчин – участники войны. Двое не вернулись с фронта. Отсюда бережное отношение к памяти о войне.

Одна памятная вещь со времен Великой Отечественной войны - самодельный портсигар для хранения махорки, которую много лет назад, еще будучи мальчишкой, я нашел в заброшенном доме. На нем нацарапано имя – Павел Аверьянов и дата – 5 XII 1943 года. Предположительно, портсигар сделан из пробитой солдатской фляжки и является символом незамысловатого быта пехотинца. Тогда я не понимал ценности своей находки, и до сих пор не знаю ничего о владельце, но, видно, что человек был с «руками», работу выполнил с любовью и большой выдумкой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру