Деньги любят тишину
В Нижнем Новгороде около десяти банков более-менее активно предлагают свои услуги для состоятельных клиентов. Однако узнать подробности этих предложений оказалось не так просто – работает любимая поговорка финансистов: “Деньги любят тишину”. На просьбу корр. “МК в Нижнем” рассказать о своих вип-услугах, откликнулась всего пара кредитных учреждений. Остальные либо проигнорировали нашу просьбу, либо под разными предлогами отправили за информацией на свои сайты.
Российский рынок private banking сформировался не так давно, поэтому в отличие от зарубежного, функционирующего не одно десятилетие, не имеет единых стандартов. А в Нижнем Новгороде бороться за деньги состоятельных клиентов банки стали и того позже – лишь в начале 2008 года открылись первые офисы private banking. Но в работу этих элитных подразделений внес свои коррективы финансовый кризис, дошедший до России во второй половине 2008 года. Новая волна развития вип-банкинга пришлась на конец 2012 года – начало этого.
Private banking – это комплекс финансовых и нефинансовых услуг, который предлагается банками vip-клиентам и включает в себя индивидуальную систему обслуживания. В разных банках набор возможных вариантов, как правило, традиционен. Во-первых, дорогие клиенты могут воспользоваться традиционными финансовыми услугами: банковские операции по счетам, открытие депозитов и кредиты, банковские карты, использование сейфовых ячеек и прочее – только на более выгодных, чем для обычных клиентов банка, условиях.
Во-вторых, клиентам private banking доступны инвестиционные услуги: доверительное управление активами, накопительное страхования жизни, размещение средств клиента в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), альтернативные инвестиции (винные коллекции, вложения в драгоценности, приобретение недвижимости и т. д.).
Также в рамках private banking предлагаются страховые услуги, юридические и налоговые консультации, консультации по вопросами передачи наследства. Каждый банк стремится понравиться своему вип-клиенту, поэтому готов предоставлять клубные привилегии, помогать в бронировании гостиниц, в организации путешествий и т.д. Однако, как отмечает глава “КИТ Финанс Премиум” Наталья Капинос, эти сопутствующие услуги сейчас не пользуются таким активным спросом, как в начале 2000-х. У многих обеспеченных клиентов уже есть свои помощники, секретари, персональные консьерж-сервисы.
Как стать желанным?
Сколько в Нижегородской области богатых граждан, состояние которых интересно для банкиров, сказать сложно. Налоговая служба два года назад докладывала о 7500 известных ей миллионерах с нижегородской пропиской. Конечно, не все они готовы положить деньги в банк. Поэтому аналитики оценивают число людей, способных отнести свои капиталы на обслуживание в private banking, не более 300.
– Потенциальных клиентов данного сегмента в Нижегородской области около 300 человек, – соглашается директор офиса “Строгановский” ВТБ24 private banking в Нижнем Новгороде Жанна Кацуро.
В то же время начальник отдела организации работы с состоятельными клиентами Волго-Вятского банка Андрей Муханов говорит, что в Сбербанке вип-услугами уже пользуется более 1000 нижегородцев. В ближайшее время в областном центре откроется первый офис для обслуживания исключительно состоятельных клиентов “Сбербанк1”, осенью планируется открытие второго офиса.
Вообще, четких параметров, столько стоит “вход” в их private banking, банки еще не определились. Если в Сбербанке вип-клиентом можно стать, имея в банке 4 млн рублей, то банк “Траст” устраивает клиенту vip-прием за 1,5 млн рублей, а в “Уралсибе” или “Альфа-Банке” нужно держать не меньше 30 млн рублей. В “Восточном Экспресс Банке” клиент получает вип-статус, открыв вклад на сумму всего 1 млн рублей.
– Критерии ВТБ24 private banking простые: готовность приобрести пакет “Прайм” и разместить сумму от 15 млн рублей, – отмечает Жанна Кацуро. – Банк может отказать клиенту в следующих случаях: фальсификация документов, либо когда при разговоре с клиентом выявляется желание в совершении подозрительных операций.
Основные клиенты отечественного private banking – конечно же, предприниматели: в основном, первые руководители крупных компаний или владельцы бизнесов с историей в 10-15 лет. Также все активнее вовлекаются в private banking артисты, спортсмены, общественные деятели. С высокопоставленными чиновниками сложнее – как признаются вполголоса банкиры, госслужащие не склонны раскрывать свои доходы. Клиентами вип-банкинга часто являются супруги или дети чиновников.
Спрос на вклады
– При работе с состоятельными клиентами в Сбербанке используется такая система как персональное финансовое планирование, – рассказывает Андрей Муханов. – Мы интересуемся у клиента, какую цель он преследует – сохранить сбережения или заработать с помощью различных инструментов. В зависимости от этого формируем для клиента персональный портфель продуктов.
Но, все-таки, большинство людей, которые обращаются к услугам private banking, стремятся сохранить имеющееся, для них главное – стабильность. Зарабатывают же они, инвестируя в собственный бизнес.
– Наиболее популярны среди наших вип-клиентов срочные вклады, – отмечает Жанна Кацуро. – Их популярность – результат влияния множества факторов: нестабильная обстановка на фондовом рынке, надежность банка, исторически достаточно высокие ставки по депозитам. Также высоко востребованы обслуживание в vip-офисе; карта Visa
Infinite; Life style management. В целом, главным фактором является то, что эксклюзивные клиенты хотят обслуживаться на эксклюзивных условиях у высококвалифицированных специалистов.