Гаишников ждать необязательно

Как минимизировать временные издержки при ДТП

В дорожную аварию ни разу не попадало считанное число автомобилистов. А потому с ситуацией, когда из-за пустяковой царапины приходится несколько часов ожидать на дороге приезда инспекторов ГИБДД, знакомо абсолютному большинству водителей. Как минимизировать издержки при ДТП, обсудили на прошлой неделе за круглым столом представители Госавтоинспекции, страховых компаний и службы аварийных комиссаров – все, кстати, автомобилисты.

Как минимизировать временные издержки при ДТП

Девять часов на дороге

Каждый год в регионе оформляется более 70 тысяч ДТП с материальным ущербом. То есть ежедневно происходит около 200 ДТП, больше половины – в Нижнем Новгороде, где сосредоточено самое большое количество транспорта.

- Большое количество ДТП приводит к тому, что водителям приходится ожидать инспекторов ГИБДД, - говорит заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения нижегородского УГИБДД Дмитрий Мацкевич. - В дни, когда идет снег или сильный дождь, число аварий возрастает, а вместе с этим увеличивается и время ожидания экипажа ДПС.

По данным опроса, проведенного на портале newsroom24.ru, 10% нижегородских автомобилистов, которые в течение последних двух лет попадали в дорожные аварии, ожидали гаишников на месте ДТП 6-9 часов, 19% - 4-6 часов. Варианты ответа “менее часа“ и “менее двух часов“ выбрали по 23% автомобилистов, “от двух до четырех часов“ – 25%.

- Если в ДТП есть пострадавшие, то экипаж ГИБДД должен прибыть на место аварии в течение 25 минут. Если в результате аварии причинен лишь материальный ущерб, то время прибытия инспекторов никак не регламентируется, - отмечает Дмитрий Мацкевич.

Как правило, инспекторы ДПС выезжают на ДТП по мере поступления информации о нем в дежурную часть. Но есть, конечно, исключения.

- В первую очередь наши сотрудники выезжают на ДТП с пострадавшими. Второе по значимости – ДТП с участием общественного транспорта или если авария произошла на трамвайных путях или на пути следования троллейбуса… - поясняет Дмитрий Мацкевич. - Поэтому участникам ДТП на дворовой территории или в гаражном массиве часто приходится ожидать инспекторов ГИБДД достаточно длительное время.

Вместе с тем, у водителей есть возможность существенно сократить свои временные издержки при ДТП. Существует, как минимум, три легальных способа.

1 вариант. Сами с усами

Водители могут либо самостоятельно запротоколировать обстоятельства ДТП – это прописано в Правилах дорожного движения - и потом отправиться на разбор в отделение ГИБДД.

- Пункт 2.6 ПДД РФ, - зачитывает норму закона Дмитрий Мацкевич. - Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.

Вроде бы, ничего сложного в этом нет. Но часто возникает вопрос – как оформить правильно? Есть ряд советов.

- Во-первых, необходимо, все-таки, сообщить о ДТП в дежурную часть ГИБДД (тел. (831) 246-42-47. – Авт.), - продолжает представитель Госавтоинспекции. - В ПДД это не прописано, но мы рекомендуем, чтобы потом не возникло вопросов в страховой компании. Во-вторых, обязательно сфотографируйте место ДТП, можно даже на мобильный телефон. В-третьих, нарисуйте на простом листе подробную схему расположения авто на проезжей части – с указанием домов, столбов, других объектов и расстояний до них. Эту схему должны подписать все участники ДТП. И, наконец, найдите свидетелей аварии и запишите их контактные данные.

2 вариант. Аварком в помощь

Если вы не уверены в своих силах, то можно обратиться к помощи аварийных комиссаров (аваркомов). Услуга эта платная и стоит около 1000 рублей с каждого участника ДТП.

- Аварийные комиссары могут быть вызваны только тогда, когда в результате ДТП нет пострадавших (тот же пункт 2.6 ПДД РФ), а участники аварии согласны с тем, кто виноват, - уточняет директор Службы аварийных комиссаров Нижегородской области Владислав Иванов.

По его словам, после обращения в диспетчерскую службу комиссар прибудет на место ДТП в течение 10-30 минут. Еще около получаса займет время оформления документов. А на следующий день документы уже оказываются на столе дознавателя ГИБДД. Владислав Иванов рассказал, как удается экономить время автомобилистов.

- Большинство наших аваркомов – бывшие инспекторы ГИБДД, поэтому эта процедура им знакома более чем, - поясняет Иванов. - Мы создали все предпосылки, чтобы дознаватель ГИБДД не тратил лишнее время на подготовку документов по авариям с нашими клиентами. Специальный сотрудник в нашей службе – делопроизводитель - готовит все необходимые материалы, подшивает все документы, проверяет правильность заполнения заявлений… Дознавателю остается лишь посмотреть материалы и сверить данные. Это существенно ускоряет работу дознавателей.

Дмитрий Мацкевич соглашается, что работа, которую проделывают аварийные комиссары, существенно облегчает работу дознавателей. В то же время он подчеркивает, что для аваркомов в подразделениях ГИБДД нет никаких “отдельных окон“:

- Люди, которые приходят в ГИБДД… Им надо написать объяснение, оформить какие-то документы. И они тратят на это время. А аварийные комиссары приносят уже готовый комплект документов и не ждут в очереди, потому что им не надо ничего оформлять.

Начальник отдела урегулирования убытков филиала страховой компании в Нижнем Новгороде Владимир Карташов отмечает, что спрос на услуги аварийных комиссаров среди автомобилистов, покупающих полис КАСКО, растет.

- Это очень удобно для клиентов, поскольку позволяет ускорить процедуру получения компенсации, - говорит Владимир Карташов. – Как правило, клиенты, попавшие в ДТП, при продлении полиса выбирают опцию “выезд аваркома“. В перспективе планируем, что комиссары будут принимать у наших клиентов заявление на выплату на месте ДТП, а в некоторых случаях клиент прямо на месте аварии от аваркома сможет получить направление на ремонт.

Сейчас аварийные комиссары оформляют порядка 30 ДТП в день.

3 вариант. Опыт Европы

1 марта 2009 года у автомобилистов появилась возможность применять упрощенную процедуру оформления ДТП – вообще, без участия госавтоинспекторов. Но с некоторыми ограничениями:

- в результате ДТП не был причинен вред здоровью участников ДТП;

- в ДТП участвовало только два транспортных средства;

- оба участника ДТП имеют полис ОСАГО;

- нет разногласий между участниками ДТП в обстоятельствах аварии;

- размер ущерба не превышает 25 000 рублей.

Однако использование “Европротокола“ (такое название получила система, позволяющая оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции) не получило широкого распространения в нашей стране. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2011 году – лишь 4% убытков, урегулированных страховщиками ОСАГО, пришлись по авариям, оформленным по “Европротоколу“. И главная причина этого – существующее ограничение по выплате.

- Не всегда люди могут на месте точно оценить сумму ущерба, - говорит Дмитрий Мацкевич. - Бампер на серьезной машине может стоить гораздо дороже 25 тысяч рублей.

- Кроме того, в результате вроде бы небольшого удара и отсутствия серьезных видимых повреждений могут проявиться скрытые повреждения, - добавляет руководитель филиала страховой компании в Нижнем Новгороде Максим Субач. – В этом случае 25 тысяч на ремонт автомобиля уже может не хватить, и разницу пострадавшему придется взыскивать с виновника самостоятельно. По “Европротоколу“ страховая компания выплатит только не больше 25 тысяч рублей.

17 ноября 2011 года в первом чтении прошел законопроект об увеличении лимита до 50 тысяч рублей. Позже было предложено увеличить лимит выплат по "Европротоколу" и до 75 тысяч рублей. Однако окончательного решения по этому вопросу до сих пор не принято.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру