Девять часов на дороге
Каждый год в регионе оформляется более 70 тысяч ДТП с материальным ущербом. То есть ежедневно происходит около 200 ДТП, больше половины – в Нижнем Новгороде, где сосредоточено самое большое количество транспорта.
- Большое количество ДТП приводит к тому, что водителям приходится ожидать инспекторов ГИБДД, - говорит заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения нижегородского УГИБДД Дмитрий Мацкевич. - В дни, когда идет снег или сильный дождь, число аварий возрастает, а вместе с этим увеличивается и время ожидания экипажа ДПС.
По данным опроса, проведенного на портале newsroom24.ru, 10% нижегородских автомобилистов, которые в течение последних двух лет попадали в дорожные аварии, ожидали гаишников на месте ДТП 6-9 часов, 19% - 4-6 часов. Варианты ответа “менее часа“ и “менее двух часов“ выбрали по 23% автомобилистов, “от двух до четырех часов“ – 25%.
- Если в ДТП есть пострадавшие, то экипаж ГИБДД должен прибыть на место аварии в течение 25 минут. Если в результате аварии причинен лишь материальный ущерб, то время прибытия инспекторов никак не регламентируется, - отмечает Дмитрий Мацкевич.
Как правило, инспекторы ДПС выезжают на ДТП по мере поступления информации о нем в дежурную часть. Но есть, конечно, исключения.
- В первую очередь наши сотрудники выезжают на ДТП с пострадавшими. Второе по значимости – ДТП с участием общественного транспорта или если авария произошла на трамвайных путях или на пути следования троллейбуса… - поясняет Дмитрий Мацкевич. - Поэтому участникам ДТП на дворовой территории или в гаражном массиве часто приходится ожидать инспекторов ГИБДД достаточно длительное время.
Вместе с тем, у водителей есть возможность существенно сократить свои временные издержки при ДТП. Существует, как минимум, три легальных способа.
1 вариант. Сами с усами
Водители могут либо самостоятельно запротоколировать обстоятельства ДТП – это прописано в Правилах дорожного движения - и потом отправиться на разбор в отделение ГИБДД.
- Пункт 2.6 ПДД РФ, - зачитывает норму закона Дмитрий Мацкевич. - Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.
Вроде бы, ничего сложного в этом нет. Но часто возникает вопрос – как оформить правильно? Есть ряд советов.
- Во-первых, необходимо, все-таки, сообщить о ДТП в дежурную часть ГИБДД (тел. (831) 246-42-47. – Авт.), - продолжает представитель Госавтоинспекции. - В ПДД это не прописано, но мы рекомендуем, чтобы потом не возникло вопросов в страховой компании. Во-вторых, обязательно сфотографируйте место ДТП, можно даже на мобильный телефон. В-третьих, нарисуйте на простом листе подробную схему расположения авто на проезжей части – с указанием домов, столбов, других объектов и расстояний до них. Эту схему должны подписать все участники ДТП. И, наконец, найдите свидетелей аварии и запишите их контактные данные.
2 вариант. Аварком в помощь
Если вы не уверены в своих силах, то можно обратиться к помощи аварийных комиссаров (аваркомов). Услуга эта платная и стоит около 1000 рублей с каждого участника ДТП.
- Аварийные комиссары могут быть вызваны только тогда, когда в результате ДТП нет пострадавших (тот же пункт 2.6 ПДД РФ), а участники аварии согласны с тем, кто виноват, - уточняет директор Службы аварийных комиссаров Нижегородской области Владислав Иванов.
По его словам, после обращения в диспетчерскую службу комиссар прибудет на место ДТП в течение 10-30 минут. Еще около получаса займет время оформления документов. А на следующий день документы уже оказываются на столе дознавателя ГИБДД. Владислав Иванов рассказал, как удается экономить время автомобилистов.
- Большинство наших аваркомов – бывшие инспекторы ГИБДД, поэтому эта процедура им знакома более чем, - поясняет Иванов. - Мы создали все предпосылки, чтобы дознаватель ГИБДД не тратил лишнее время на подготовку документов по авариям с нашими клиентами. Специальный сотрудник в нашей службе – делопроизводитель - готовит все необходимые материалы, подшивает все документы, проверяет правильность заполнения заявлений… Дознавателю остается лишь посмотреть материалы и сверить данные. Это существенно ускоряет работу дознавателей.
Дмитрий Мацкевич соглашается, что работа, которую проделывают аварийные комиссары, существенно облегчает работу дознавателей. В то же время он подчеркивает, что для аваркомов в подразделениях ГИБДД нет никаких “отдельных окон“:
- Люди, которые приходят в ГИБДД… Им надо написать объяснение, оформить какие-то документы. И они тратят на это время. А аварийные комиссары приносят уже готовый комплект документов и не ждут в очереди, потому что им не надо ничего оформлять.
Начальник отдела урегулирования убытков филиала страховой компании в Нижнем Новгороде Владимир Карташов отмечает, что спрос на услуги аварийных комиссаров среди автомобилистов, покупающих полис КАСКО, растет.
- Это очень удобно для клиентов, поскольку позволяет ускорить процедуру получения компенсации, - говорит Владимир Карташов. – Как правило, клиенты, попавшие в ДТП, при продлении полиса выбирают опцию “выезд аваркома“. В перспективе планируем, что комиссары будут принимать у наших клиентов заявление на выплату на месте ДТП, а в некоторых случаях клиент прямо на месте аварии от аваркома сможет получить направление на ремонт.
Сейчас аварийные комиссары оформляют порядка 30 ДТП в день.
3 вариант. Опыт Европы
1 марта 2009 года у автомобилистов появилась возможность применять упрощенную процедуру оформления ДТП – вообще, без участия госавтоинспекторов. Но с некоторыми ограничениями:
- в результате ДТП не был причинен вред здоровью участников ДТП;
- в ДТП участвовало только два транспортных средства;
- оба участника ДТП имеют полис ОСАГО;
- нет разногласий между участниками ДТП в обстоятельствах аварии;
- размер ущерба не превышает 25 000 рублей.
Однако использование “Европротокола“ (такое название получила система, позволяющая оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции) не получило широкого распространения в нашей стране. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2011 году – лишь 4% убытков, урегулированных страховщиками ОСАГО, пришлись по авариям, оформленным по “Европротоколу“. И главная причина этого – существующее ограничение по выплате.
- Не всегда люди могут на месте точно оценить сумму ущерба, - говорит Дмитрий Мацкевич. - Бампер на серьезной машине может стоить гораздо дороже 25 тысяч рублей.
- Кроме того, в результате вроде бы небольшого удара и отсутствия серьезных видимых повреждений могут проявиться скрытые повреждения, - добавляет руководитель филиала страховой компании в Нижнем Новгороде Максим Субач. – В этом случае 25 тысяч на ремонт автомобиля уже может не хватить, и разницу пострадавшему придется взыскивать с виновника самостоятельно. По “Европротоколу“ страховая компания выплатит только не больше 25 тысяч рублей.
17 ноября 2011 года в первом чтении прошел законопроект об увеличении лимита до 50 тысяч рублей. Позже было предложено увеличить лимит выплат по "Европротоколу" и до 75 тысяч рублей. Однако окончательного решения по этому вопросу до сих пор не принято.