Азербайджанская диаспора никак не договорится

Земляк за земляка в ответе или все должна делать власть?

Жалоба председателя азербайджанской национально-культурной автономии Галиба Шамсаддина-оглы Агаева Генеральному прокурору Юрию Чайке по поводу событий в Арзамасе пока не повлекла каких-либо видимых действий. Как чувствуют себя граждане этой страны в Нижегородской области?

Земляк за земляка в ответе или все должна делать власть?

Появится второй Пушкин

На собрании представителей азербайджанской диаспоры ощущаешь себя как на восточном базаре: все говорят, говорят много, но зачастую начало фразы противоречит ее окончанию. Например, заявление «если мой земляк приехал ко мне и у меня прописан, то я за него отвечаю» тут же аннулируется словами: «все должно делать государство». Позицию земляков председатель национально-культурной автономии азербайджанцев Нижнего Новгорода Видади Аббасов излагает так:

- Хорошо, что в России есть возможность для обогащения. С другой – почему бы и нет: все мы граждане Российской Федерации. Российские вузы закончили около 500 азербайджанских студентов. Никто из них на работу по специальности не устроился. Например, на госслужбу, где низкая зарплата, не идет местное население. Но есть негласное указание, чтобы азербайджанцев не брали. Недавно в Канавинском военкомате не призвали в армию парня из-за его национальности. Что происходит? Каждый азербайджанец, который родился и вырос здесь, является гражданином России, считает ее своей родиной. А ему говорят: «Ты не наш!». Но мы отсюда никуда не уедем. На это есть экономические и идеологические причины.

Мы не хотим быть никакой диаспорой, и я не хочу быть ее председателем. Мы полноправные граждане этой страны. Меня пугает термин ассимиляция. Я не хочу ассимилировать. Красота России – в разнообразии культур.

По всем актуальным миграционным проблемам ответ у азербайджанцев один: за все должна отвечать власть. В том числе и за национальные конфликты. При этом создание миграционных патрулей – неправильный шаг.

- Есть полиция, миграционная служба. Если они будут выполнять свои обязанности на должном уровне, никаких патрулей нам не надо, - заявил зампредседателя национально культурной азербайджанской автономии Нижнего Новгорода Матлаб Гулиев. - Чтобы в нашем общем доме был порядок, нужно, чтобы каждый гражданин знал свою историю и культуру своих соседей.

У нас две родины: Азербайджан – отец, Россия – мать. Мы сами не очень хорошо говорим по-русски, но среди внуков, может быть, появится второй Пушкин. Он ведь тоже из «миграционных кровей». Национальные вопросы поднимают те, кто не любит Россию и получает указания из-за границы. Беда России не от того, что узбек подметает улицу, а азербайджанец открыл ресторан. Враг РФ – коррупция.

Кстати, именно азербайджанская диаспора периодически мелькает в коррупционных скандалах. При этом ее представители жалуются на всяческие притеснения. Например, на долгую процедуру оформления наемных работников или на новомодные тенденции в образовательной сфере: к примеру, на выделение приезжих детей в специальные классы и на преподавание религиозных дисциплин. Дескать, детей с самого начала разделяют по религиозному принципу.

По мнению представителей диаспоры, нужно разделить проблемы миграции и национальный вопрос. Кто-то приезжает поработать, а кто-то здесь живет десятилетиями, как они.

– Мы гастарбайтеров не приглашали, - продолжает Аббасов. - Если они не дают нашей стране развиваться, значит, они не нужны. Но они тоже люди и у них есть права, которые должны быть обеспечены государством. Об этом кто-то думает? Поэтому прежде чем организовывать миграционные патрули, нужно заняться защитой прав приезжих. А вот появление уполномоченного по правам мигрантов – хорошая идея. Главное, чтобы у него были права и влияние.

Увы, российское общество судит о ситуации по тому, что происходит на улицах, а не по «стажу» проживания.

«Шпионы западных спецслужб в одеяниях священнослужителей»

Азербайджанцы говорят, что выполняют важную социальную функцию - занимаются благотворительностью и кормят «сирых и убогих» в своих кафе. И жалуются, что неблагодарные российские бедняки в ответ их нехорошо обзывают и даже бьют стекла в их заведениях.

Кстати, о заведениях. В конце октября прошлого года появилось сообщение о том, что в Павлово азербайджанцы разгромили армянское кафе. Глава диаспоры заявил, что подло и омерзительно называть это «азербайджанско-армянским конфликтом». Дескать, это банальный раздел бизнеса. Видимо, подобная «культура бизнеса» - нормальное явление. По поводу событий в Арзамасе г-н Аббасов заявил, что «парня жалко, но в эту историю влипли еще четыре человека».

- Это эхо той кампании, которая началась в России после событий в Бирюлево: создается образ кровопийцы-кавказца, - продолжает Аббасов. - Люди видят человека неславянской внешности и думают: как бы над ним поиздеваться! В этом виноваты и политики, и СМИ, и общественные деятели, и шпионы западных спецслужб в одеяниях священнослужителей.

Видимо, подобная оценка священнослужителей – тоже норма. Так же как и суждения о народе, который гостеприимно пустил в свой дом.

- Русский народ всегда был вечным инструментом в осуществлении определенных целей. Его использовали в 1917 году для революции, но во власть не пустили, - вспоминает историю Видади Аббасов. - Сегодня я смотрю на депутатский корпус самых разных уровней и русских там редко вижу. Когда русский парень видит, что он никем не может стать, он будет агрессивным. И агрессию народа направляют на бедных приезжих.

Как минимум, на статью о разжигании национальной розни уже набегает... Увы, контроля за диаспорами нет. И это можно назвать основной проблемой современной национальной политики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру