“Нам есть чем гордиться!"

На железной дороге подвели итоги 2013 года

Новые вагоны. Новые локомотивы. Новые маршруты. Новые сервисы для пассажиров. Новые услуги для грузоотправителей. Начальник Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Анатолий Лесун подвел итоги работы компании в 2013 году.

На железной дороге подвели итоги 2013 года

О грузоперевозках

- В этом году железные дороги были вынуждены работать в крайне неблагоприятных экономических условиях. Вы знаете, что Правительство России решило заморозить тарифы, на дороге наблюдается тенденция к снижению объемов грузовых перевозок. А для транзитной дороги - коей мы являемся - это существенные потери. К счастью, у компании есть опыт преодоления кризисных явлений. В том числе такая программа действует и на полигоне Горьковской железной дороги. Поэтому даже в такой сложной ситуации магистраль с честью выполняет возложенные на нее функции - обеспечивает безопасную работу по перевозке пассажиров и грузов.

По предварительным итогам 2013 года, погрузка грузов на Горьковской магистрали в январе-декабре составит 35,9 млн тонн, тарифный грузооборот – 213,7 млрд тонно-км.

Горьковская железная дорога является основоположником тяжеловесного движения на всей сети. В этом году мы запустили юбилейный, пятитысячный поезд-тяжеловес весом 9 тысяч тонн. Такие поезда уже прочно вошли в нашу практику, это позволяет сократить эксплуатационные расходы и увеличить пропускную способность участков дороги.

Начальник Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Анатолий Лесун

- Горьковская магистраль в прошлом году отпраздновала свой 150-летний юбилей. А в этом году дорога отмечает 10-летие создания ОАО «РЖД». Какие принципиальные изменения произошли после создания компании?

- С образованием 1 октября 2003 года открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Горьковская железная дорога вступила на новый этап своего системного развития. С этого момента ГЖД стала филиалом ОАО «Российские железные дороги», крупнейшего транспортного холдинга, созданного в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта на базе Министерства путей сообщения. Проработав 10 лет в новом статусе, железнодорожной отрасли удалось улучшить структуру управления, повысить ее инвестиционную привлекательность, стать более открытой.

10 лет – относительно небольшой срок. А вот с точки зрения событий, испытаний и перемен дорога проделала большой путь. За это время Горьковской железной дорогой было отправлено более 400 млн тонн грузов, cвыше 650 млн пассажиров. Произведена серьезная реконструкция пассажирского комплекса, в том числе железнодорожных вокзалов. Обновлено свыше 1200 км железнодорожного пути, выполнена реконструкция пяти железнодорожных мостов, в том числе моста нечетного пути через реку Ветлуга на 570 км участка Горький – Шахунья, который мы торжественно сдали в эксплуатацию в сентябре этого года. Общий объем инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры и объектов пассажирского комплекса на полигоне Горьковской железной дороги за последние 10 лет составил более 136 млрд рублей.

Все годы деятельности в качестве филиала ОАО «Российские железные дороги» Горьковская магистраль по итогам работы не раз признавалась руководством компании лучшей на сети.

Как сэкономить при покупке билета

- В последние годы железная дорога активно внедряет новые современные услуги для пассажиров. Расскажите о последних наработках.

- В январе-декабре Горьковская железная дорога отправит 47,3 млн пассажиров, в том числе 40 млн в пригородном сообщении и 7,3 млн человек в дальнем.

В прошлом году у нас успешно стартовал проект по предоставлению услуги беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi) в фирменных поездах "Буревестник" сообщением Нижний Новгород - Москва, "Волга" сообщением Нижний Новгород - Санкт-Петербург. Сервис доступен владельцам ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов и других устройств, поддерживающих Wi-Fi. Доступ в Интернет появился и в здании Московского вокзала.

Купить билет на поезд сегодня можно не только через железнодорожные кассы, но и в специальных терминалах, установленных на вокзалах. Растет доля интернет-продаж. Через сеть уже можно приобрести билеты на все поезда дальнего следования в России, а также в сообщении с Финляндией, Германией и Францией. Вообще, есть оценки, что к 2020 году не меньше половины всех билетов на поезда будет продаваться посредством интернет-технологий.

Уже почти три года пассажирам предоставляется услуга по продаже электронных билетов в поезда дальнего следования через Единый информационно-сервисный центр (телефон 8-800-775-00-00 (звонок из любой точки России бесплатный)). Человек может с помощью оператора центра забронировать билет на нужный ему поезд, а позже оплатить заказанный проездной документ через платежные терминалы или в кассе.

Отдельного внимания, я считаю, заслуживает система динамического ценообразования, которая позволяет сократить ценовой разрыв между разными категориями вагонов. Так, приобретая билет за 45 суток до отправления поезда, пассажир сможет заплатить за проезд в купейном вагоне поезда дальнего следования почти как за плацкартный. Подобная тарифная политика широко применяется в большинстве авиакомпаний: при покупке билета заранее тариф - минимальный, максимальный для тех, кто платит перед поездкой.

В рамках динамического ценообразования стоимость билетов в нерегулируемом сегменте будет изменяться в зависимости от дня недели, спроса, количества и качества конкурентов. На ГЖД система действует на направлении Москва – Владимир - Нижний Новгород.

Еще одно новшество предназначено, прежде всего, для активных путешественников. С января 2013 года билеты на поезда дальнего следования можно оформить при помощи мобильного приложения. Загрузив приложение "ЖД Билеты" на свой смартфон, путешественник в любом месте в любое удобное время сможет просмотреть расписание, оформить заказ и приобрести железнодорожные билеты, оплатив их банковской картой.

- Похоже, что железнодорожникам удалось решить существовавшую еще несколько лет назад проблему с приобретением билетов?

- Железная дорога работает для пассажиров, поэтому нам важно их мнение. Изменения происходят во всех аспектах обслуживания пассажиров.

Горьковская магистраль активно развивает скоростное пассажирское движение. На линии Нижний Новгород – Москва уже три года летают высокоскоростные поезда «Сапсан». Кстати, буквально два месяца назад по данному маршруту был перевезен двухмиллионный пассажир. Это значит, что услуга востребована.

В этом году 27 апреля подарком для нижегородцев стал запуск скоростного электропоезда «Ласточка» по маршруту Нижний Новгород - Москва. Этот современный поезд - продукт совместного производства компании ОАО «РЖД» и «Сименс АГ». Могу сказать, что «Ласточка» вместительна, комфортна и доступна по цене. В наших планах развитие скоростного движения на дороге и запуск “Ласточки“ из Нижнего Новгорода в Киров. Пробный состав по этому маршруту уже прошел, время в пути составило 5 часов 10 минут.

Нижний Новгород стал одним из первых субъектов России, жители которого смогли воспользоваться данными поездами.

Кстати, электропоезда «Ласточка» хорошо себя зарекомендовали и во время проведения Всемирной летней Универсиады в Казани, где использовались в качестве “аэроэкспресса“.

Электричка до аэропорта

- В этом году подготовка к Всемирной летней Универсиаде в Казани стала, пожалуй, самой сложной и масштабной задачей, поставленной перед коллективом Горьковской железной дороги. Как удалось организовать перевозку такого количества пассажиров?

- Нам есть чем гордиться! Мы выполнили поручение руководства страны, причем в рекордно короткие сроки - всего за полтора года. Для транспортного обеспечения Универсиады в Казани была реализована программа по развитию и обновлению инфраструктуры Горьковской железной дороги, по которой в Республику Татарстана было инвестировано 26 млрд рублей.

В частности, было проведено обновление пассажирского состава, проведена реконструкция существующего железнодорожного участка Казань – Вахитово – Аэропорт. На станции Казань проведена реконструкция пригородного вокзала и вокзала дальнего следования. Как я уже говорил, организовано интермодальное сообщение между аэропортом «Казань» до столицы Татарстана. Таким сервисом может похвастаться не каждый европейский город, а в России их всего четыре: Москва, Санкт-Петербург, Казань и Владивосток. В период Универсиады Горьковская железная дорога смогла организовать доставку более 3,5 тысячи волонтеров из 20 городов, гостей и участников студенческих игр.

Одним из важных результатов реализации этого проекта стало то, что Татарстан получил принципиально новые с точки зрения логистики объекты – современные транспортно-пересадочные узлы Казань-1 и Казань-2, где объединены потоки железнодорожного транспорта, междугородние автобусы и городской транспорт.

- Анатолий Федорович, а в Нижнем Новгороде предполагается открытие интермодального сообщения?

- Организация интермодальных перевозок увязывается с развитием нижегородского аэропорта. При значительном росте авиаперевозок возможно организовать доставку пассажиров в аэропорт железнодорожным транспортом. В этом случае проект может быть реализован на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального и региональных бюджетов и частных инвесторов

Руководством Нижегородской области уже согласован вариант размещения нового железнодорожного вокзала «Нижний Новгород – ВСМ – АЭРО», что полностью увязывается с реконструкцией и модернизацией аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Нижний Новгород» для транспортного обеспечения соревнований чемпионата мира по футболу в Российской Федерации в 2018 году.

- Планируется ли в связи с развитием интермодальных перевозок реконструировать Московский вокзал?

- Учитывая развитие транспортной инфраструктуры в районе железнодорожного вокзала, назрела необходимость создания на его базе современного транспортно-пересадочного узла, способного обеспечить предоставление транспортных услуг пассажирам железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. Кроме того, предстоит решить проблему дефицита парковочных мест на территории близ вокзала.

Специалистами «Нижегороджелдорпроект» был разработан поэтапный проект строительства вокзала. И мы очень надеемся, что к процессу его реализации подключится частный бизнес.

- Как вы оцениваете итоги реализации проекта “Городская электричка“ на территории Нижнего Новгорода?

- В июне 2013 года для снижения транспортной напряженности в часы пик ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» - компания, которая организует пригородные пассажирские перевозки на территории Нижегородской области - запустила новый проект «Городская электричка». Ее маршрут проложен там, где железная дорога проходит по городу и где имеются остановочные пункты. По мнению пассажиров, это хорошая альтернатива маршруткам и автобусам, которые в часы пик продолжительное время стоят в пробках. Поездка на электричке по городу обходится пассажирам дешевле, чем в маршрутном автобусе, при этом все льготы, которые действуют в пригородном железнодорожном транспорте, в новом проекте сохранены.

Но, напомню, что заказчиком пригородных перевозок железнодорожным транспортом в Нижегородской области, в соответствии с действующим законодательством, выступает правительство региона. ОАО «ВВППК» является исполнителем – перевозчиком пассажиров. В связи с этим, гражданам следует адресовать свои пожелания по формированию графика пригородных поездов в первую очередь правительству Нижегородской области. Ведь именно перед ним стоят такие задачи, как сформировать необходимую схему маршрутов пригородных поездов, установить тариф, приемлемый для населения и перевозчика и компенсировать последнему разницу между экономически обоснованным тарифом (реальной стоимостью перевозки) и ценой билета для пассажира.

Железнодорожники, со своей стороны, изучают спрос населения и запускают новые маршруты. Например, запуск дополнительных поездов на город Бор позволил снизить убыточность этого направления. В рамках проекта “Городская электричка“ мы сегодня запустили дополнительные электропоезда на Починки, которые также пользуются спросом. Мы сегодня рассматриваем вопрос и строим технологию перевозки пассажиров со станции Мыза в арзамасском направлении, который летом пользуется колоссальным спросом. Сегодня мы совместно с администрацией Нижнего Новгорода рассматриваем возможность перевозки пассажиров между Кстовом и областным центром. В целом, все это позволит снизить транспортную проблему города.

Мегапроект

- Сегодня ГЖД стоит на пороге реализации нового мегапроекта - строительства высокоскоростной магистрали «Москва - Нижний Новгород - Казань». Расскажите подробнее о сути проекта.

- Пилотный проект строительства ВСМ без преувеличения может стать новой вехой развития высокоскоростного движения в России. Линия протяженностью 770 км пройдет по территории семи субъектов РФ. Причем 85% процентов новой магистрали будет проложено по территории, которую обслуживает именно Горьковская железная дорога. Нижнему Новгороду в этом проекте отводится особая роль. Депо для обслуживания и ремонта составов высокоскоростных поездов ВСМ, а также административный центр и Центр управления перевозками ВСМ-2 мы предложили разместить именно здесь - это территориально удобно.

До декабря 2014 года планируется окончить работы по проектированию трассы и подготовке территории строительства, а с 2015-го приступить к строительству. Если не случится никаких форс-мажоров и сроки будут соблюдены, то к чемпионату мира по футболу в 2018 году на линии Москва - Нижний Новгород - Казань начнут курсировать высокоскоростные поезда.

На сегодняшний день поддержка и понимание важности строительства ВСМ есть у всех руководителей субъектов федерации, в том числе и губернатора Валерия Шанцева. Под строительство ВСМ в Нижегородской области уже выделены земельные участки.

- Для организации высокоскоростных поездов будут строиться новые пути или станет использоваться имеющаяся инфраструктура?

- В первую очередь, при строительстве ВСМ важна безопасность пассажиров. Поезда будут мчаться с огромной скоростью, до 400 км /ч, поэтому любая преграда, например, железнодорожные переезды, могут создать аварийную ситуацию. При проектировании ВСМ в России предусмотрено строительство новых путей. В рамках строительства ВСМ будет построено более 340 искусственных сооружений, создано 48 больших мостов. Создание магистрали потребует строительства трех внеклассных мостов: через реки Ока, Сура, Волга, которые должны стать яркими архитектурными решениями. То есть изначально в проекте не предусмотрено пересечение на одном уровне дорог и магистрали. Это очень важно. И еще раз доказывает: строительство ВСМ действительно является мегапроектом.

Кроме высокоскоростных поездов, на этих линиях будут курсировать ночные скоростные поезда со скоростями 200-250 км/ч. ВСМ также существенно повысит качество перевозок, сократит время в пути в несколько раз и позволит развить новые технологии, создать мощнейший заказ для промышленности на материалы, строительные конструкции и оборудование.

- Почему в качестве пилотного реализуется именно проект «Москва - Нижний Новгород - Казань», а не «Москва – Санкт-Петербург“ или “Москва – Юг“, например?

- При выборе учитывались такие факторы как численность населения, пассажиропоток, развитие регионов, перспектива и вопросы транзитной геополитики, стоимость строительства, активность регионов... Направление на восток открывает новые перспективы для развития Поволжья, Урала, а также транзита через эти территории.

В ходе разработки проекта было подсчитано, что в зоне строительства ВСМ «Москва - Нижний Новгород - Казань» проживает около 100 млн человек. Это 70% населения нашей страны. А опыт других стран показывает, что введение в эксплуатацию высокоскоростных магистралей позволяет существенно увеличить мобильность граждан. Это совсем другой уровень жизни! Запуск участка позволит пассажирам в разы сэкономить время в пути. Так, нижегородцы смогут добраться до Москвы всего за 1 час 53 минуты. А время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится более существенно - в семь раз, до 1 часа 37 мин.

Также о положительном социально-экономическом эффекте от реализации данного проекта говорит и тот факт, что только на стадии строительства ВСМ будет трудоустроено порядка 80 тысяч человек. А в ходе эксплуатации объекта - создано 30 тысяч новых рабочих мест.

- Анатолий Федорович, все ли нижегородцы смогут купить билет на высокоскоростной поезд? Сколько они будут стоить?

- Говорить о стоимости билетов пока рано. Но могу сказать, что в поездах предусмотрено четыре класса обслуживания – от эконом до премиума. По идее разработчиков, эконом-билеты будут стоить чуть ли не дешевле, чем сейчас стоит съездить на поезде из Нижнего Новгорода в Москву или Казань. Проект, который не будет востребован, никому не нужен!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру