РИТМ нового поколения

5 ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки головного универсального атомного ледокола нового поколения

Новый ледокол «Арктика» оснастят двухреакторной установкой РИТМ-200. Это разработка ОАО «ОКБМ Африкантов». В настоящий момент предприятие осуществляет комплекс работ по проекту реакторной установки: заканчивается разработка рабочей конструкторской документации оборудования, биологической защиты и трубопроводов систем, идет изготовление деталей и сборочных единиц оборудования, осуществляется техническое сопровождение изготовления оборудования на предприятиях-субподрядчиках.

5 ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки головного универсального атомного ледокола нового поколения
На всероссийском конкурсе «Элита судостроительной промышленности России» проект реакторной установки РИТМ-200 получил диплом «За лучший инновационный проект в судостроительной отрасли». Фото Владимира Галушкина

Об особенностях реакторной установки и перспективах проекта РИТМ-200 рассказал заместитель главного конструктора РУ ВВР ОАО «ОКБМ Африкантов» Вячеслав Беляев.

Новое поколение – высокие требования

— Россия по-прежнему остается единственной страной в мире, имеющей собственный гражданский атомный морской флот, – поясняет он. – Но на сегодняшний день срок эксплуатации практически всех действующих атомных ледоколов подходит к концу. А значит, нужно обеспечить своевременную полноценную замену судам, выработавшим свой ресурс.

В 2011 году ОАО «ОКБМ Африкантова» представило проект новой реакторной установки для атомных ледоколов – РИТМ-200. Эта установка отличается от предыдущих прежде всего большим запасом прочности (на 40 лет) и большей мощностью. Еще одним преимуществом РИТМ-200 перед прежними реакторными установками является повышенная безопасность. Просчитывать последствия чрезвычайных ситуаций будет суперкомпьютер, который моделирует нештатную ситуацию в реакторной установке. Также повышают надежность, безопасность и экономичность интегрированная компоновка реактора, значительно повышенный энергоресурс активной зоны при сниженной ее энергонапряженности и другие конструктивные решения. Проект был разработан на основе опыта эксплуатации реакторных установок действующих в РФ атомных ледоколов и с учетом современных тенденций развития атомной энергетики. Сами авторы называют его инновационным. В состав РИТМ-200 входят два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый – это больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в действующих атомных судах (135 и 171 МВт). В то же время, РИТМ-200 почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а, следовательно, – экономически эффективнее.

В работе над проектом также участвовали сотрудники НИЦ «Курчатовский институт», ОАО «ЦКБ «Айсберг» и ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова» (Санкт-Петербург). Новая реакторная установка РИТМ-200 будет впервые размещена на универсальном двухосадочном атомном ледоколе нового поколения («Проект 22220»).

Привлекательный проект

— РИТМ-200 станет головной унифицированной реакторной установкой для атомных ледоколов нового поколения - продолжает Вячеслав Михайлович. — Она придет на смену разработанным ранее специалистами ОКБМ реакторным установкам типа ОК-900, которые с некоторыми доработками тиражировались более 40 лет. Для повышения коммерческой привлекательности потребовался не только поиск прогрессивных технических решений, но и максимальная унификация реакторных установок малой мощности для судов различного назначения. Поэтому наша разработка изначально проектировалась для многоцелевого применения.

Ледокол нового поколения будет универсальным - двухосадочным, способным выполнять функции линейного ледокола, работающего на глубокой воде, и ледокола с ограниченной осадкой типа «Таймыр», способного работать в устьях рек и на мелководье. Для этого необходимо было максимально уменьшить габариты и массу реакторной установки. Эта задача была выполнена благодаря интегральной, а не блочной компоновке основного оборудования, то есть активная зона и парогенераторы размещены в едином корпусе.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство универсального атомного ледокола» срок ввода в эксплуатацию ледокола — 2017 год.

Но проектом предусмотрены широкие возможности по дальнейшей модернизации — форсированию мощности или наращиванию энергоресурса. Это делает РИТМ-200 привлекательным для использования в качестве энергоисточника на объектах различного назначения (суда, плавучие ядерные энергоопреснительные комплексы, морские буровые платформы для добычи и переработки нефти и газа), в том числе на плавучих АЭС, где преимущества длительной кампании проявляются в максимальной степени. Низкое обогащение топлива, возможность работы на площадке без перегрузки топлива решают вопросы нераспространения ядерных материалов и повышают экспортный потенциал «плавучек», - заключил Вячеслав Беляев.

Ледокол «Арктика» станет «первенцем» семейства ледоколов нового поколения. Госкорпорация «Росатом» уже объявила конкурс на право заключения государственного контракта на строительство первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Второе и третье судно новой серии должны быть введены в эксплуатацию в 2019 - 2020 годах.

Универсальный двухосадочный атомный ледокол мощностью на валах 60 МВт станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 м, ширина — 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 8,55 м, водоизмещение — 33,54 тыс.т. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру